29 марта 2019 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Цыдыповой Т.П. о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева» за 2017-2018 годы».
На Коллегии отмечалось, что ГАУК РБ «ГРДТ» создано в целях совершенствования реализации государственной политики в области культуры в Республике Бурятия, в том числе в целях осуществления профессиональной деятельности в области театрального драматического искусства, постановки и проката театральных и сценических постановок, развития профессионального искусства и культуры, пропаганды профессионального театрального искусства на территории Российской Федерации и за ее пределами, эстетического воспитания молодежи, организации мероприятий художественно-творческого характера и осуществление культурно-просветительной деятельности среди населения.
В проверяемом периоде ГАУК РБ «ГРДТ» из республиканского бюджета было предоставлено субсидий в сумме 263,0 млн. рублей, в том числе на выполнение государственного задания 257,6 млн. рублей, на иные цели 5,5 млн. рублей. Собственные доходы за проверяемый период составили 44,7 млн. рублей. Общий объем доходов за проверяемый период составил в сумме 307,8 млн. рублей. Фактические расходы произведены в сумме 306,2 млн. рублей.
Показатели объёма, качества государственной услуги и работы в 2017-2018 годах Учреждением были выполнены по всем разделам государственных заданий.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлены следующие недостатки и нарушения.
В нарушение Бюджетного кодекса РФ объем финансового обеспечения государственного задания ГАУК РБ «ГРДТ» на 2017 и 2018 годы был определен Минкультуры РБ в размере, меньшем утвержденных нормативных затрат, в том числе, в 2017 году на 28,5 млн. рублей, в 2018 году на 8,6 млн. рублей. При этом, установлено, что государственные задания выполнены в полном объеме, кредиторской задолженности у ГАУК РБ «ГРДТ» на начало очередного финансового года не значилось, из чего сделаны выводы о достаточности выделенного объема субсидии и о завышении утвержденных нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги, работы. Кроме того, в нарушение Федерального закона «Об автономных учреждениях», согласно которому Минкультуры РБ при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания не исключало затраты на содержание имущества Учреждения, сданного в аренду. В свою очередь, Учреждением в 2017 году сдавалось в аренду помещение для размещения буфета общей площадью 59,2 кв. м, в 2018 году сдавалось в аренду помещение для размещения буфета общей площадью 244,5 кв. м и помещение для размещения бара общей площадью 168,5 кв. м.
Установлено, что информация о категории граждан и порядке предоставления им льгот при посещении театра не размещалась на интернет – сайтах.
Выявлено нецелевое использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 2017 года в сумме 103,5 тыс. рублей, которые были оплачены за оказанную услугу по постановке спектаклей в рамках государственного задания на 2015 и 2016 годы. В связи с чем, в ходе проверки должностным лицом Счетной палаты РБ был составлен Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица. На основании чего, Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г. Улан-Удэ было вынесено решение о признании ГАУК РБ «ГРДТ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5,2 тыс. рублей.
Установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 493,7 тыс. рублей, направленные на оплату по договорам ГПХ на услуги сторонних режиссеров-постановщиков и художника-постановщика, при наличии в Учреждении штатных сотрудников, при этом штатному художнику-постановщику неоднократно были предоставлены отпуска без содержания, всего 5 таких отпусков общей продолжительностью 134 дня.
Выявлены нарушения норм ценообразования ремонтно-строительных и монтажных работ, которые повлекли неэффективное использование бюджетных средств. Так, при оплате работ по монтажу и демонтажу фонтанного оборудования в связи с оплатой НДС организации, работающей по упрощенной системе налогообложения, допущено завышение стоимости выполненных работ на сумму 135,8 тыс. рублей, данная сумма имеет признаки ущерба и подлежит возмещению в бюджет. Установлено, что стоимость текущего ремонта принималась и оплачивалась по прайс-листам без расшифровки видов выполненных ремонтных работ и их объемов, таких работ принято на сумму 137,4 тыс. рублей.
Стоимость выполненных работ, оплаченных за счет целевой субсидии на проведение капитального ремонта инженерных систем здания театра в сумме 1,6 млн. рублей, не достаточно обоснована, а именно, стоимость работ определена с применением не действующей редакции федеральных единичных расценок, стоимость оборудования принята по прайс-листам подрядчиков без проведения мониторинга рыночных цен. Работы по пусконаладке оборудования при утвержденном индексе перехода в текущий уровень цен 8,86 приняты и оплачены с применением такого индекса в размере 103,8, что повлекло завышение стоимости выполненных работ на 181,6 тыс. рублей, данная сумма имеет признаки ущерба и подлежит возмещению в бюджет.
Установлено неоднократное нарушение норм Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так план закупок, товаров, работ и услуг на 2017 не размещен на официальном сайте организации, планы закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на 2017 и 2018 годы не размещались в ЕИС, 33 закупки проведены при отсутствии их в плане закупки, 38 договоров не были размещены в Реестре договоров в ЕИС, информация о 63 договорах несвоевременно размещена в реестре договоров в ЕИС.
У ГАУК РБ «ГРДТ» имелась устоявшаяся практика дробления одной закупки, при этом практически все договоры в разрезе видов услуг заключались с одним и тем же исполнителем. Так, например, на уборку помещений и прилегающей территории в 2017 году было заключено 12 договоров, на сумму 2,6 млн. рублей, в 2018 году было заключено 8 договоров на сумму 2 721,5 тыс. рублей. На техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования, отопления в 2017 году было заключено 11 договоров на сумму 1 229,803 тыс. рублей, в 2018 году было заключено 11 договоров на сумму 1 976,472 тыс. рублей. На техническое обслуживание охранной и автоматической пожарной сигнализаций в 2017 году заключено 6 договоров на сумму 785,2 тыс. рублей, в 2018 году заключено 11 договоров на сумму 826,5 тыс. рублей.
Установлено, что ГАУК РБ «ГРДТ» также имеет устоявшуюся практику заключения договоров с одним и тем же поставщиком неконкурентным способом. Наибольшее число договоров было заключено на покупку тканей и фурнитуры (30 договоров на общую сумму 234,991 тыс. рублей), на покупку офисной техники и сопутствующих товаров и их обслуживание (27 договоров на общую сумму 1 000,119 тыс. рублей), на покупку стройматериалов и крепежных изделий (25 договоров на сумму 440,257 тыс. рублей), на покупку тканей и фурнитуры (20 договоров на сумму 470,965 тыс. рублей).
По мнению проверяющих, практика дробления одной закупки и заключения договоров с одним и тем же поставщиком неконкурентным способом повлекли отсутствие возможности снижения эффективности закупки и расходования бюджетных средств.
Всего в проверяемый период ГАУК РБ «ГРДТ» заключило 935 договоров на сумму 68,3 млн. рублей, из них конкурентным способом было заключено только 10 договоров на сумму 6,7 млн. рублей.
По итогам проверки сохранности и эффективности использования основных средств установлено, что 24 ед. оборудования балансовой стоимостью 2,3 млн. рублей, приобретенное и поставленное Учреждению в 2011 и 2012 годах поставлено на баланс только в марте 2017 года, причем все оборудование является бытовой техникой, гарантийный срок на которое истек соответственно в 2012 и 2013 году, при этом оборудование не имеет проектной расстановки, к инженерным сетям не подключено, его работоспособность до настоящего времени не установлена.
Установлено, что помещения кафе площадью 531,2 кв. м, расположенных в подвале блока №12 с момента ввода в эксплуатацию объекта (2015 г.) ГРДТ в уставной деятельности не использовалось, в аренду сдано только в январе 2019 года. В связи с чем, упущенная выгода за проверяемый период составила 2,8 млн. рублей, сумма не возмещенных расходов по коммунальным платежам (теплоснабжение) составила 308,7 тыс. руб., налог на имущество за вышеуказанное помещение за 2017-2018 оплачен в сумме 2,2 млн. рублей.
Указанное помещение сдано в аренду по цене 185,6 руб. за 1 кв. м в месяц, по мнению проверяющих, такой размер арендной ставки ниже рыночной, мониторинг цен аналогичных помещений показал, что рыночная арендная ставка составляет в среднем от 366 руб. и выше за 1 кв. м. Кроме того, установлено, что при оценке рыночной стоимости аренды помещения не учитывались пользование кухонного оборудования и инвентаря. В свою очередь для помещения кафе ГАУК РБ «ГРДТ» было передано 224 единицы оборудования, мебели и инвентаря (прилавки, весы, кассовое оборудование, пароконвектомат, плита промышленная электрическая, прилавок-витрины овощерезка, тестомесильная машина, холодильники, столы, стулья, ванны и т.д., всего 42 наименования) общей балансовой стоимостью 4,5 млн. рублей.
Установлено, что в Блоке №1 здания театра с 1 по 4-й этажи 6 обособленных помещений общей площадью 331,0 кв. м используются в качестве гостиничных номеров, всего 9 номеров, из которых 7 номеров переданы 10 работникам театра по договорам на оказание гостиничных услуг безвозмездно сроком на 3 года, один договор сроком на 1,5 года.
Такие услуги оказываются Учреждением без наличия свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, что является нарушением Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Коллективным договором, утвержденным на общем собрании работников, предоставление гостиничных номеров работникам театра безвозмездно не предусмотрено. Оказание гостиничных услуг не предусмотрено Уставом ГАУК РБ «ГРДТ». Согласование собственника – Минимущества РБ на такое использование республиканского имущества отсутствует.
Кроме того, в нарушение Гражданского кодекса РФ фактические расходы Учреждения по коммунальным платежам за указанные помещения работниками не возмещаются. По предварительным расчетам сумма не возмещенных расходов ГАУК РБ «ГРДТ» за 3-х летний период составляет порядка 712 тыс. рублей. По мнению проверяющих данная сумма подлежит взысканию с работников.
Установлено, что из восьми музыкальных инструментов, поставленных в 2011 году (аккордеон, гобой, кларнет, саксофон, тромбон, труба, фагот, флейта) общей балансовой стоимостью 983,7 тыс. рублей, четыре музыкальных инструмента балансовой стоимостью 606,3 тыс. рублей (тромбон, фагот, гобой, кларнет) с даты принятия к учету от 02.12.2011 ни разу не использовались. При этом, на 01.01.2019 процент износа указанных музыкальных инструментов по бухучету составляет 70%. Неиспользование в уставной деятельности указанных музыкальных инструментов в течение семи лет ставит под сомнение потребность Учреждения в таком государственном имуществе. Кроме того, отмечено ненадлежащее хранения указанных музыкальных инструментов, которые хранятся на полу и на шкафах в помещении студии звукозаписи.
Установлено, что тромбон балансовой стоимость 83 тыс. рублей числится на балансе Учреждения с 2011 года, по факту был поставлен Учреждению во время проведения контрольного мероприятия 26.12.2018 года. Документы на поставку данного инструмента (товаро-транспортная накладная, акт приемки, упаковка) отсутствуют, в наличии имеется только паспорт от 25.05.2009 года.
Установлены нарушения положений об оплате труда и стимулирующих выплатах Учреждения, всего за проверяемый период выявлено нарушений по выплате заработной платы на сумму 6,7 млн. рублей. В том числе, нарушения допущены в связи с выплатой зарплаты 3 раза в месяц вместо 2 раз (62 тыс. рублей), вследствие некорректного составления договоров по совместительству, согласно которым при продолжительности рабочего времени 20 часов в неделю, размер оклада установлен за 40 часовую неделю (1,05 млн. рублей), принятые на работу работников не соответствующих уровню квалификации, а именно, при требовании наличия высшего и среднего профобразования на некоторые должности приняты работники имеющие среднее образование, начальное профобразование, незаконченное высшее образование (студент), высшее педагогическое образование вместо высшего профобразования (5,5 млн. рулей).
В нарушение приказа Минздравсоцразвития России №251-н квалификационные категории режиссера-постановщика, художника-постановщика, ассистента режиссера, репетитора по вокалу, звукооператора, художника - модельера театрального костюма и артистического персонала не установлены, что повлекло уравнение размера оплаты труда для работников с высшим и средним профобразованием, для работников с большим стажем и недавно работающих, т.е. оплата труда не зависит от квалификации работника, стажа, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. По мнению проверяющих не установление квалификационных категорий повлекло отсутствие у работников мотивации профессионального роста и совершенствования навыков и мастерства, что в целом сказывается на качестве оказания государственной услуги и выполнении государственной работы, а также на постоянстве состава коллектива Учреждения.
Установлено, что состав Художественного совета сформирован с нарушением Устава Учреждения, а именно, численность руководящего состава при норме 44% фактически составляет 72%, при норме 56% творческого состава фактический состав составляет 28%. Отмечено, что Художественным советом недостаточно проводится работа по контролю качества театральной услуги для театральной публики, установленная Положения о Художественном совете. За театральный сезон 2016-2017 всего рассмотрено художественным советом и принято четыре вопроса, за 2017-2018 шесть вопросов и решений. Из девяти основных функций, предусмотренных Уставом, Художественным советом исполнено всего 3 функции.
Всего, за проверяемый период поставлено новых постановок в количестве 10 спектаклей, в т.ч. 2 сказки.
Установлено, что новые спектакли, поставленные в 2017 г. («Лунное чудовище», «Ричард III», «Конец героя», «Двое на качелях», сказка «Пиноккио») без учета сказки «Пиноккио», имеют длительный период окупаемости – в среднем 6 лет. За проверяемый период (2017-2018 гг.) окупаемость спектаклей достигнута в размере 19% «Лунное чудовище», 22% «Ричард III», 24% «Коней героя», 58% «Двое на качелях». Окупаемость сказки «Пиноккио» составила 110%, т.е. расходы окупились и постановка приносит прибыль. При этом, установлена тенденция снижения количества посещений спектаклей «Лунное чудовище» с 1038 зрителей в 2017 году до 624 зрителей в 2018 году, «Ричард III» с 2335 зрителей в 2017 году до 1172 зрителей в 2018 году.
Всего в 2017 году из общего числа зрителей (51205 чел.), посетивших спектакли, новые спектакли посетило 10902 чел (21%), из них посетило новогоднюю сказку «Пиноккио» 6182чел. (57%), 4 новых драмы посетило всего 4720 чел. или 9,3% от общего числа зрителей, посетивших в 2017 году спектакли на стационаре.
Новые спектакли, поставленные в 2018 г. («Волки и овцы», «Смерть Тарелкина», «Юбилейная ночь в театре», «Перед потопом», сказка «Кот в сапогах») без учета сказки «Кот в сапогах», также имеют длительный период окупаемости – в среднем 7 лет. Окупаемость сказки «Кот в сапогах» за первый год показа составила 37%. Отмечена низкая посещаемость спектакля «Юбилейная ночь в театре» - всего 141 зритель.
В 2018 году из общего числа зрителей (59162 чел), посетивших спектакли, новые спектакли посетило 10962 чел. (19%), из них 6564 чел. посетили сказку «Кот в сапогах», 4 новых драмы посетило всего 4398 чел. или 7,5% от общего числа зрителей, посетивших в 2018 году спектакли на стационаре.
По мнению проверяющих низкая посещаемость новых постановок, за исключением двух сказок, свидетельствует об их непривлекательности для зрителя.
На Коллегии принято решение о направлении представления Государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева» и Министерству культуры Республики Бурятия, о направленииматериалов проверки в Прокуратуру Республики Бурятия, Бурятское УФАС, Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятии.