о результатах проведения контрольного мероприятия «финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер» за 2017-2018 годы.

26.06.2019

24 июня 2019 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет Заместителя Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егорова о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности  ГБУЗ «Республиканский психоневрологический  диспансер»  за 2017-2018 годы».

В ходе проведения контрольного мероприятия  установлено:

Показатель заболеваемости населения  психическими расстройствами и расстройствами поведения в Республике Бурятия составил:

2016 год - 3330,5  на 100 тыс. населения (по Российской Федерации – 2744,4 на 100 тыс.населения), 2017 год - 3337,0  на 100 тыс. населения (по Российской Федерации – 2698 на 100 тыс.населения), 2018 год - 3385,0  на 100 тыс. населения.

Учреждение находится по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Рабочая, д.1 «А» (стационар на 510 коек), а также имеет в своем составе:

- 1 филиал,  находящийся в Заиграевском районе, с. Новая Брянь, ул. Школьная, 1  (специализированная медицинская помощь в стационарных условиях стационар на 250 коек);

- структурные подразделения, которые находятся:

ü    с.Ильинка, ул.Юбилейная 1 «А» (специализированная медицинская помощь в стационарных условиях стационар на 30 коек);

ü    г.Улан-Удэ, ул. Модогоева, д.1 «А» (психотерапевтический центр);

ü     г.Улан-Удэ, ул. Комсомольская  28 «А» (детское диспансерное отделение);

ü     г.Улан-Удэ, ул. Кяхтинская, д.4 (Диспансерное отделение);

ü    г.Улан-Удэ, ул. Воронежская, д.2 (кабинет медицинских осмотров).

 

Учреждение имеет 4 лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ. Приложения  к лицензии предусматривают возможность хранения наркотических и психотропных средств в помещениях:

- по ул. Рабочая, дом 1 «А»;

- в помещениях филиала в селе Новая Брянь, ул. Школьная, 1.

Однако при наличии у диспансера указанных помещений в 2017 году им заключен договор с «Бурятфармацией»  на ответственное хранение лекарственных препаратов на сумму 99,171 тыс. рублей.

Приложения к бессрочным лицензиям выданы  на помещения здания,  находящиеся по ул. Модогоева, которое не состоит на балансе диспансера. На базе данного помещения организован и функционирует психотерапевтический центр. Для использования помещения  по результатам аукционов  заключены годовые контракты в январе  2017 и 18-го годов с ИП О. на общую сумму 3,278 тыс. рублей.

В ходе визуального осмотра установлено, что арендуются подвальные помещения,  оборудованы подвесными потолками, которые закрывают инженерные коммуникации (трубы) многоквартирного дома, стены имеют следы протекания, осмотр арендуемых помещений показал на наличие элеваторного узла многоквартирного дома, расположенного в отдельной комнате, но не имеющей отдельного входа. Отсутствие автономного доступа к элеваторному узлу не позволяет его использовать самостоятельно при управлении многоквартирным домом, без создания дополнительных трудностей диспансеру, связанных с получением доступа.  Т.о. заключение контрактов по аренде вышеуказанных помещений произведено с нарушением требований, предъявляемых  к арендатору, которые  не предусматривают  требований к обеспечению мероприятий по сохранению доступа к элеваторному узлу. В результате в нарушение пункта 1 статьи 14.2 Закона РФ  от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» нарушен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товара (помещений, предоставляемых в аренду).

Согласно пункту 5.5. устава диспансера   в учреждении  не допускается создание  и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений, конфессий и иных общественных организаций. Однако в нарушение устава, по юридическому адресу диспансера создано  Бурятское региональное отделение общественной организации  «Российское общество психиатров» (ОГРН 1140327002584).

Установлены  факты:

 - превышения количества больных над количеством развернутых коек:  невыполнения годового плана по койко-дням по   6 отделению за 2017 год - 94,21%, за 2018 год – 96,8% и   в  с. Ильинка  - за 2017 год – 73,06%, за 2018 год – 77,48%; 

- недостоверности данных учета движения больных по стационару филиала в с.Новая Брянь.

Обеспеченность врачами диспансера  составила  на 01.01.2017, на 01.01.2018 – 51,53% (или 63 врача), на 01.01.2019 – 49,9% (или 61 врач).

Согласно отчетам о выполнении государственного задания показатель «Удовлетворенность потребителей в оказанной государственной услуге,    в  2017  и  2018 годах выполнены в полном объеме. При этом:

- поступило в диспансер жалоб на оказание медицинских услуг в 2017 году - 3, в 2018 году – 2;

-   количество обращений на диспансер, направленных в Министерство здравоохранения Республики Бурятия, составило в 2017 году – 26 обращений,  в 2018 году – 21 обращение. 

Кроме того:

- количество больных умерших в период лечения в диспансере составило в 2017 году – 22 человек,  в 2018 году - 17 человек, из них 2 покончили жизнь самоубийством (суицид).

- количество судебных разбирательств по жалобам больных на учреждение составило в 2017 году – 3 единицы, в 2018 году количество жалоб увеличилось до 5 единиц.

По психотуберкулезному отделению в с. Ильинка установлено  невыполнение годового плана по койко-дням, при этом,  расходы на содержание вышеуказанного отделения выросли в 2018 году на 39,4%.

Неэффективное  использование средств, полученных от оказания платных услуг составило 158,948 тыс. рублей, из них:

- 62,248 тыс. рублей – оплачены незапланированные расходы по начисленным пеням в связи с неуплатой страховых взносов, налогов;

- 30,0 тыс. рублей  оплачен штраф по делу об административном правонарушении;

- 66,7  тыс. рублей – произведены начисления компенсации за задержку  заработной платы.

Осмотр переданного Министерством имущественных и земельных отношений на хранение Учреждению здания лечебно-производственных мастерских общей площадью 1989,2 кв. м., расположенных по ул. Рабочая, д.1 «А» балансовой стоимостью 5 млн. 611 тыс. рублей показал, что оно находится в аварийном состоянии. Договор  хранения от 17.06.2013 №5-13/О, акт приема-передачи от 17.06.2013 года не отражают фактов того,  что переданное на хранение  здание находится в аварийном или требующем ремонта состоянии, что говорит о том, что диспансером не обеспечена сохранность вышеуказанного здания.

В ходе осмотра зданий и сооружений структурного подразделения диспансера Ильинского стационара установлено, что здание  имеет общую площадь 5552,3 м2, из которой не используется  по прямому назначению 1815,1 м2 или 32,7%. Неиспользуемая  площадь здания  находится в аварийном, не пригодном к эксплуатации состоянии (крыша прогнила и обвалилась, и т.д. и т.п.), данные помещения не только не содержатся в надлежащем состоянии, но и не  охраняются. Сумма оплаты имущественного налога по неиспользуемым площадям, находящимся в аварийном состоянии составила  70,162 тыс. рублей. Сумма земельного налога по участку земли, находящегося под неиспользуемой аварийной частью здания составила 5,078 тыс. рублей.

По итогам материалов инвентаризаций, проведенных в ходе контрольного мероприятия, установлены недостачи и излишки оборудования, стройматериалов, продуктов питания общей суммой 27,319 тыс. рублей, в ходе проверки произведено взыскание  сумм недостачи и возврат оборудования.

Учреждением производились закупки продуктов для питания больных, не утвержденные действующими нормативными правовыми актами, что может повлечь снижение качества лечения больных.

Так в 2017 году за счет бюджетных средств  необоснованно производился закуп продуктов, не предусмотренных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания», от  05.08.2003 №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», а именно:

- 2000 кг молоко сухое на сумму 240,020 тыс. рублей;

- 2300 кг маргарина на сумму 131,100 тыс. рублей.

Диспансером приобретены мясные субпродукты (печень говяжья, сердце) в 2017 году –  на сумму 368,230 тыс. рублей, в 2018 году – на сумму 770,612 тыс. рублей. При этом приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» не предусматривает возможность использования в лечебном питании больных субпродуктов.

Диспансером приобреталось масло сливочное в 2017 году по цене 86 рублей за 1 кг, в 2018 году  - по цене 128,15 рублей за 1 кг. В представленной  копии декларации Таможенного союза о соответствии масла, закупленного в 2017 году, неверно указан ГОСТ, по которому изготовлена продукция, нет приложений к декларации с указанием ассортимента изготовленного масла. Наличие вышеуказанных фактов говорит о признаках  поставки фальсифицированной продукции (масла) в 2017 году.

Не выполнялись утвержденные нормы лечебного питания на 1 больного на 2017 год и на 2018 год по основной диете (общий стол), диете с повышенным содержанием белка (ВБД), по больным детского возраста наибольший процент перевыполнения норм лечебного питания определен: по рыбе (рыбопродуктам), птице, макаронным изделиям, колбасе варенной (сосискам), хлебу пшеничному. При этом нормы лечебного питания по овощам (огурцам, помидорам парниковым), кисломолочным напиткам (кефир, йогурт), по говядине, по маслу сливочному, кофе (какао), сокам фруктовым и овощным, фруктам свежим, молоку и молочным продуктам выполнялись в пределах от 30 до 80%, а в некоторых случаях не выполнялись вообще.

Наличие всех вышеуказанных фактов за проверяемый период  свидетельствуют о производстве  готовых блюд без соблюдения норм утвержденных в карточках – раскладках блюд, а также несоблюдении суммарных объемов блюд по приему пищи, что в целом повлияло на энергетическую ценность рациона питания пациентов.

Также это говорит о недостаточно высоком уровне  контроля за организацией лечебного питания в учреждении со стороны специально созданного органа – Совета по питанию диспансера под председательством главного врача, ненадлежащем выполнением должностных обязанностей диетсестры. Кроме того, несоблюдение при организации лечебного питания норм, разработанных для сбалансированности рационов и соблюдения требований рационального питания, является негативным фактором, отрицательно влияющим на качество восстановления здоровья больных, и говорит о некачественном предоставлении медицинских услуг в целом.

В ходе проверки использования средств на ремонт установлены нарушения на общую сумму 437,275 тыс. рублей, в т.ч.:

- по приносящей доход деятельности необоснованно оплачено 70,0 тыс. рублей за ремонт системы отопления (перенос точки ввода). Однако, диспансером не заключались договора (контракты) на оказание услуг по теплоснабжению;

- неправомерная оплата на общую сумму 29,440 тыс. рублей за оборудование, модификация которого не отражена в акте о приемке выполненных работ;

- уплачено 9,809 тыс. рублей за выполнение работ, отраженных в  акте о приемке выполненных работ, но фактически не выполненных;

- завышена стоимость выполненных  работ на сумму 48,575 тыс. рублей.

- документально не подтверждены расходы на сумму 179,451 тыс. рублей.

-  неэффективное использованы бюджетные средства в размере 100,0 тыс. рублей в связи с изготовлением локальных сметных расчетов с нарушением требований приказа Минстроя России.

В соответствии со статьей 306.4  Бюджетного кодекса РФ установлено нецелевое  использование  бюджетных средств в сумме  0,886 тыс. рублей.  Так, была произведена выплата компенсации по оплате льгот жилищно-коммунальных услуг Васильевой Н.В., которая  была уволена на тот момент (в ходе проверки произведен возврат суммы в кассу диспансера)

В Положении об отраслевой системе оплаты труда работников государственных медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Бурятия, утвержденном приказом от 14.12.2007 №557, интенсивность труда отнесена к условиям, отклоняющимся от нормальных, учитывается в коэффициенте режима работы, который отнесен к выплатам компенсационного характера, что не согласуется с Перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в республиканских государственных учреждениях, утвержденным постановлением Правительства РБ от 07.08.2008 №387.

В соответствии с приказом Минздрава РБ от 14.12.2007 №557 «интенсивность труда» диспансером указана в Положении об оплате труда в компенсационных выплатах.  Общая сумма начисленной и  выплаченной надбавки  компенсационного характера «за интенсивность» составила 25187,370 тыс. рублей, в т.ч. в 2017 году - 10243,954 тыс. рублей, в 2018 году – 14943,416 тыс. рублей.

Между тем, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» выплаты за интенсивность и высокие результаты работы отнесены к выплатам стимулирующего характера. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №822 утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях. К Перечню видов выплат компенсационного характера выплата «за  интенсивность труда» не отнесена.

В целях достижения индикаторов по средней заработной плате медицинских работников в 2018 году производилась выплата стимулирующей надбавки «достижение индикаторов по средней заработной плате медицинских работников». Надбавка устанавливалась расчетным путем. Общая сумма выплаченной надбавки составила 14979,218 тыс. рублей, в т.ч. по категориям «врачи» - 2 296,800 тыс. рублей, «средний медицинский и фармацевтический персонал» - 1 562,853 тыс. рублей, «младший медицинский персонал» - 11 119,565 тыс. рублей. При этом данная надбавка не была установлена коллективным договором и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Ее начисление и выплата прекращены с ноября 2018 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено финансовых нарушений на общую сумму 20532,749 тыс. рублей, в том числе нецелевого использования бюджетных средств на сумму 0,886 тыс. рублей, неэффективного использования бюджетных на сумму 18390,236 тыс. рублей.