30 октября 2019 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Цыдыповой Т.П. о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за 2018 год и истекший период 2019 года в Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия; Государственном казенном учреждении «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (совместное мероприятие со Счетной палатой Российской Федерации).
На Коллегии отмечалось, что общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Бурятия по состоянию на 01.01.2019 года на территории Республики Бурятия составляет 14 840 км. Сеть федеральных дорог в Республике Бурятия составляет 836 км (5,6%), регионального значения – 3 591 км (24,2%) и местного – 10 413 км (70,2%). При этом, в сеть местных автомобильных дорог входит 5 073 км или 48,7% - автодороги с твердым покрытием и 5 340 км или 51,3% - это грунтовые дороги.
В целях исполнения этапов Приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» Госпрограммой «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» в качестве аналитического приложения утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Улан-Удэнской городской агломерации (ПКРТИ).
Улан-Удэнская городская агломерация включает в себя городской округ «город Улан-Удэ» и муниципальные районы («Заиграевский», «Прибайкальский», «Тарбагатайский», «Иволгинский. Общая протяженность дорожной сети – 865 км, км, в т.ч. федерального значения 128 км, регионального значения – 226 км, местного значения – 510 км.
Целью ПКРТИ является «Приведение с учетом требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» в нормативное состояние дорожной сети Улан-Удэнской городской агломерации (в 2018г. - 50% протяженности сети, в 2025 г. - 85%) и снижение в Улан-Удэнской городской агломерации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (в 2018 году на 50%, в 2025 - 85%). Согласно паспорту ПКРТИ срок начала и окончания приоритетного проекта – с 01.03.2017 года - 31.12.2025 года
В целях реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Республике Бурятия сформированы Региональные проекты «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», на реализацию которых за 6 лет запланировано направить бюджетных средств в объеме 17 190 млн. руб., в т. ч. на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть» 16 695 млн. руб., на реализацию регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» 4 494 млн. руб. Сроки начала и окончания Региональных проектов «Дорожная сеть» 01.09.2018 – 31.12.2024 г., «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» 01.01.2019 – 31.12.2024 г.
Региональные проекты «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» включены в качестве аналитических приложений к Государственной программе Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства».
Целью регионального проекта «Дорожная сеть» является:
Увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50% (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.).
Снижение доли автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом.
Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом.
Доведение в городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов.
По состоянию на 01.01.2019 г.:
Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности 47,3%
Доля протяженности дорожной сети Улан-Удэнской городской агломерации, соответствующая нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, 58%
Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Республики Бурятия, с 37 (в 2017) до 33 (в 2019).
Доля протяженности дорожной сети Улан-Удэнской городской агломерации, обслуживающей движение в режиме перегрузки, 2,9%.
Целью регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» являются:
Применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование наилучших технологий и выполнения работ на принципах контракта жизненного цикла.
Внедрение автоматизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения.
Количество стационарных камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Количество внедренных интеллектуальных транспортных систем на территории.
Количество размещенных автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального значения.
Для достижения показателей Региональных проектов в период 2019 – 2024 годов предусмотрено проведение дорожных работ на 820 км автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе региональных дорог 496 км (в 2019 году – 51,2 км), из которых в рамках ремонта – 221 км (в 2019 году – 51,2 км).
В соответствии с единой программой проведения контрольного мероприятия Счетной палатой Республики Бурятия проведена проверка деятельности Государственного казенного учреждения «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Всего в 2018 – 2019 гг. на реализацию мероприятий приоритетного и национального проекта выделено бюджетных средств в сумме 2 978 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 1 414 млн. руб., за счет средств республиканского бюджета 1 564 млн. руб.
Из них выделено ГКУ «Бурятрегионавтодор» на автодороги регионального значения в сумме 1 151 млн. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета 494 млн. руб., за счет средств республиканского бюджета 657 млн. руб.
Указанные средства ГКУ «Бурятрегионавтодор» направлены на финансирование 18 объектов ремонта, капитального ремонта, реконструкции и строительства (в т.ч. в 2018 г. на 3 объекта Улан-Удэнской городской агломерации; в 2019 г. 6 объектов Улан-Удэнской городской агломерации и 10 объектов региональных дорог).
Результат контрольного мероприятия показал на следующее.
Предусмотренные Паспортом Региональных проектов сроки заключения контрактов на выполнение мероприятий полностью соблюдены.
По итогам проведения анализа соблюдения норм федерального законодательства при проведении закупочных процедур и заключении государственных контрактов нарушений не выявлено, стоимость экономии по торгам составила 60,8 млн. рублей.
Обязательство по обеспечению заключения контрактов на выполнение мероприятий в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов федерального проекта до 2024 года, обеспечено.
Стоимость мероприятий не превысила утвержденные нормативы финансовых затрат в расчете на 1 км автодорог.
В ходе проверки Счетной палатой Республики Бурятия фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено, вместе с тем выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Анализ финансового обеспечения мероприятий Регионального проекта «Дорожная сеть» и «Общественные меры развития дорожного хозяйства» показал, что при стоимости запланированных на 2019 год мероприятий в сумме 1 471 млн. руб., законом о республиканском бюджете, бюджетные ассигнования на реализацию Региональных проектов предусмотрены в сумме 961,3 млн. руб., бюджетные ассигнования в сумме 509 млн. руб. предусмотрены за счет других основных мероприятий.
Счетной палатой было указано на низкое кассовое исполнение, которое по состоянию на 01.08.2019 год составило всего 328 тыс. руб., или 34,1 % от бюджетных назначений. Установлено, что основными причинами довольно низкого освоения средств является плохая организация работ как подрядчиком, так и заказчиком, слабая ресурсная обеспеченность подрядчика, плохое качество изыскательских и проектных работ.
2. При анализе базового значения транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, установлено, что их показатель в большинстве сформирован на основе визуальных осмотров. Протяженность дорожной сети, в отношении которой проведена инструментальная диагностика, составляет всего 41 %. Так первичная инструментальная диагностика проведена только на 7 объектах из 17, технические паспорта на 12 из 17 объектов не актуальны, есть объекты, на которые технические паспорта не обновлялись с 1994 г., технические паспорта на 2 объекта вовсе отсутствуют. Счетная палата указала на отсутствие у Бурятрегионавтодора системного подхода при определении транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Отсутствие результатов инструментальной диагностики ставит под сомнение результаты оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети при определении базовых показателей.
3. Анализ исполнения государственных контрактов показал, что предъявленные пени за нарушением календарного графика выполнения работ генеральными подрядчиками не уплачены, имеются контракты по которым претензионная работа за невыполнение графика выполнения работ учреждением не велась, в связи с чем по состоянию на 1 августа т.г. сумма недополученных доходов республиканского бюджета составила 820 тыс. руб.
4. По результатам анализа стоимости выполненных работ в разрезе объектов, выявлено:
- завышение стоимости выполненных работ на сумму 6,1 млн. руб.;
- приемка и оплата невыполненных работ на сумму 1,2 млн. руб.;
- приемка и оплата за строительные материалы и конструкции, не уложенные в объекты реконструкции и капитального ремонта на сумму 4 млн. руб., что, по мнению Счетной палаты является скрытым авансированием.
Установлены факты приемки выполненных работ не соответствующих условиям Контракта, некачественно выполненных работ, а также дефекты в период гарантийной эксплуатации.
5. При оценке объемов дебиторской и кредиторской задолженностей установлено нарушение условий контрактов в части погашения (удержания при приемке выполненных работ) авансовых платежей на общую сумму 1,6 млн. руб., что повлекло возникновение излишней дебиторской задолженности в сумме непогашенного аванса.
Счетная палата указала на недостаточный контроль Минтранса Республики Бурятия по использованию бюджетных средств, направленных на финансирование дорожной деятельности в рамках Национального проекта «безопасные и качественные дороги», в проверяемом периоде Министерством проверки не проводились.
На сегодняшний день по результатам проверки стоимость контрактов, по которым была допущена приемка не выполненных работ и завышение стоимости выполненных работ уменьшена на сумму 1,5 млн. руб., на сумму 2,2 млн. руб. уменьшена стоимость объектов, ведется работа по уменьшению стоимости выполненных работ, в полном объеме устранены выявленные дефекты в период гарантийной эксплуатации.
По направленным в ходе проверки в Прокуратуру Республики Бурятия материалам в части оплаты за строительные материалы и конструкции, не уложенные в объект, Бурятским УФАС вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 7.32.5 КоАП РФ (не вступили в силу).
На Коллегии принято решение о направлении представления Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, Государственному казенному учреждению «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» и о направлении материалов проверки в Прокуратуру Республики Бурятия, Министерство внутренних дел по Республике Бурятия.