Результаты контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования: - субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений на дорожную деятельность в отношении автом

02.12.2019

 

29 ноября 2019 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Цыдыповой Т.П. о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования: - субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения за 2018 год; - субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование капитального ремонта трамвайных путей, находящихся в муниципальной собственности (в том числе разработка проектной и рабочей документации), за 2018 год».

На Коллегии отмечалось, что общая протяженность автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 01.01.2019 года на территории Республики Бурятия составляет 14840 км, в т.ч. автомобильные дороги общего пользования местного значения протяженностью 10413 км. При этом, в сеть местных автомобильных дорог входит 5073 км или 48,7% - автодороги с твердым покрытием и 5340 км или 51,28% - это грунтовые дороги. Общая протяженность трамвайных путей в МО ГО «Город Улан-Удэ» составляет 56 км, из них в 2017-2019 гг. отремонтировано 5,6 км или 10% от общей протяженности.

Результат контрольного мероприятия показал на следующее.

В 2018 г. субсидий из республиканского бюджета бюджетам 14 МО на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения выделены в объеме 382 млн. руб. Доля софинансирования МО составила 36 млн. руб. Кассовое исполнение по состоянию на 01.01.2019 г. составило из РБ 310 млн. руб., из МБ – 35,4 млн. руб. Сумма возврата в бюджет РБ составила 65 млн. руб., в т.ч. по причине не выполнения работ в сумме 36 млн. руб., по причине расторжения контракта в сумме 29 млн. руб., экономия от торгов составила 654 тыс. руб.

Субсидии бюджетам МО на софинансирование капитального ремонта трамвайных путей в 2018 году выделены в объеме 55 млн. руб. МО ГО «Город Улан-Удэ». Доля софинансирования МО составила 2,9 млн. руб. Кассовое исполнение по состоянию на 01.01.2019 г. составило из РБ 40 млн. руб., из МБ – 2,8 млн. руб. Неиспользованный остаток составил 1,6 млн. рублей. Возврат финансовых средств в сумме 13,6 млн. руб. произведен в связи с переносом сроков ремонта участка трамвайных путей по пр. 50 лет Октября, от развязки «Элеватор» до переезда ул. Жуковского.

Выделенные в 2018 г. субсидии МО на дорожную деятельность были направлены на 18 объектов капитального ремонта и ремонта, в т.ч. капитальный ремонт 2 автодорог, 6 мостов, ремонт 9 автодорог; на разработку ПСД на 7 объектов; на текущий ремонт 97 улиц городских округов; на содержание автодорог. Выделенные в 2018 г. субсидии МО на софинансирование капитального ремонта трамвайных путей были направлены на капитальный ремонт двух участков общей протяженностью 1,19 км.

В рамках контрольного мероприятия проверка проведена в МО «Бичурский район», МО «Окинский район», МО «Северо-Байкальский район», МО ГО «Город Улан-Удэ», МО ГП «Город Гусиноозерск», МО ГП «Каменское», МО ГП «Селенгинское».

В ходе проверки Счетной палатой Республики Бурятия фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено, вместе с тем выявлены следующие недостатки и нарушения.

В нарушение порядка предоставления и методики расчета размера субсидий бюджетам МО и соглашения с Минтранс РБ, которыми установлена обязанность получателя субсидии обеспечить осуществление закупок через Республиканское агентство по государственным закупкам, МО ГО «г. Улан-Удэ» 16 закупок на сумму 20,5 млн. руб. произведены через Муниципальное учреждение «УМЗ». МО ГО «г. Улан-Удэ» не обеспечило долевое софинансирование из местного бюджета в объеме 1,2 млн. руб. Уровень долевого софинансирования средств субсидии МО «Бичурский район», установленный в размере 6,8% от расходного обязательства, не соответствует размеру, установленного порядком предоставления и методикой расчета размера субсидий бюджетам МО - 8,38%. Установленые соглашениями права и обязанности ГКУ «Бурятрегионавтодор», не соответствуют цели и основным видам их уставной деятельности.

Во многих МО установлены нарушения в ходе исполнения бюджетов, в т.ч. указаний Минфин России о порядке применения бюджетной классификации, такие нарушения были допущены МО «Бичурский район», МО ГП «Город Гусиноозерск», МО ГП «Каменское», МО ГП «Селенгинское», МО «Северо-байкальский район».

В нарушение требований к проведению диагностики и паспортизации автодорог общего МО ГП «Город Гусиноозерск», МО ГП «Каменское», МО ГП «Селенгинское» первичная диагностика автодорог не проводилась, виды работ были определены на основании визуальных осмотров, что ставит под сомнение обоснованность необходимости проведения ремонтных работ. Технические паспорта с учетом проведенных в 2018 г. работ не изменены.

Значение целевого показателя результативности предоставления субсидии «Длина трамвайных путей, находящихся в муниципальной собственности, отремонтированных за счет средств субсидии», предусмотренного соглашением не достигнуто в полном объеме (при плановом показателе 1,19 км, фактический показатель составил 1,156 км).

Анализ наличия в МО утвержденных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог показал, что такие нормативы имеются только в МО ГП «Город Гусиноозерск», в МО «Закаменский район» утверждены нормативы на ремонт и содержание автомобильных дорог. В остальных МО в нарушение Федерального закона 257-ФЗ такие нормативы отсутствуют, тем самым эффективность планирования дорожной деятельности в таких МО поставлена под сомнение.

Имеются факты значительного отклонения от нормативных сроков проведения работ, определенных проектной документацией. Например, на объект «Капитальный ремонт моста через р. Алтачейка в Бичурском районе» нормативный срок работ проектом установлен 7 месяцев, срок выполнения работ по контракту был определен 2 месяца 10 дней, что в 3 раза меньше нормативного срока. Проверяющими сделаны выводы, что уже при заключении контракта имелись признаки принятия условий, не обеспечивающих достижение запланированных результатов влекущие не исполнения контракта. Фактически по состоянию на плановую дату - 10.12.2018 работы на объекте не были завершены.

Проектной документацией на объект «Мостовой переход через р. Рель в Северо-Байкальском районе» нормативный срок проведения работ установлен 7 месяцев, а срок выполнения работ по контракту определен до 2 года 4 месяца, что в 4 раза больше нормативного срока. Установление срока проведения работ контрактом в 4 раза больше нормативного не обосновано, усматриваются признаки затягивания достижения запланированных показателей (мост находился в аварийном состоянии) и возможного социального напряжения в связи с отсутствием у населения возможности до 2021 года перемещения через р. Рель.

В нарушение Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, утв. Постановлением Правительства РФ № 427, после внесения существенных изменений в проектную документацию в части конструктивных решений, повторно проверка достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта по некоторым объектам не проводилась.

Практически во всех МО выявлены многочисленные нарушения по приемке и оплате ремонтно-строительных работ. Так, приемка и оплата не выполненных работ произведена всего на сумму 2,5 млн. руб. Неэффективное использование бюджетных средств было допущено в сумме 8,8 млн. руб. в основном по причине неправильного применения при взаиморасчетах по контрактам нормативов оплаты за непредвиденные работы и затраты, компенсации НДС по УСНО, индексации в текущий уровень цен и др. Завышение стоимости выполненных работ произведено на сумму 4,9 млн. руб., основными причинами которого является неверное применение федеральных единичных расценок.

С нарушением порядка оплаты по контрактам произведена приемка и оплаты выполненных работ, не соответствующих условиям контрактов на сумму 8,8 млн. руб., в основном это оплата за строительные материалы, не уложенные в объект капитального ремонта, за временные здания и сооружения. Такая оплата была произведена МО «Северобайкальский район», МО «Окинский район»,

По МО ГП «Город Гусиноозерск» и МО ГП «Селенгинское» установлено, что в рамках ремонта автомобильных дорог произведен комплекс работ соответствующий видам капитального ремонта, установленным Классификацией, утв. Приказом Минтранса России N 402, что ставит под сомнение исполнение цели, установленной Соглашением. Всего в рамках ремонта произведено работ, имеющих признаки капитального ремонта, на сумму 61 млн. руб.

МО «Бичурский район», МО ГП «Селенгинское» и МО «ГП «г. Гусиноозерск» произвели приемку не качественно выполненных ремонтных работ. Например, участок отремонтированной автодороги в МО ГП «Город Гусиноозерск» является потенциально опасным местом возможного возникновения дорожно-транспортных происшествий (не имеется удерживающих дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков).

Вновь устроенные тротуары в МО ГП «г. Гусиноозерск» и МО ГП «Селенгинское» общей площадью 10,2 тыс. кв. м не обеспечивают непрерывность связей элементов комплекса пешеходных и транспортных путей, а также свободный доступ для инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям, сооружениям, включая объекты транспортной инфраструктуры, имеются факты наличия препятствий на тротуарах в виде бордюров, столбов, насыпей и канав. В МО ГП «г. Гусиноозерск» устройство тротуара произведено на земельном участке под строительство жилого дома, находящемся в собственности гражданина.

Во многих МО имеются дефекты в период гарантийной эксплуатации автодорог и тротуаров, например, в МО ГП «Селенгинское» бортовые камни тротуаров раскрошились в первый же год эксплуатации практически на всей их протяженности (1,3 км).

В некоторых МО имеются факты не качественного содержания автомобильной дороги в период эксплуатации, например, устроенные в рамках ремонта тротуары в вышеназванных МО местами имеют ограничение движения по ним из-за зарослей бурьяна и гравийных насыпей, а на проезжей части автодорог имеются застывшие грязевые потоки, мусор, растения, ГПС смеси и др.

Проверка соблюдение норм законодательства при проведении закупочных процедур и заключении контрактов показала что в 2018 году МО было проведено 44 закупки по результатам которых было заключено 44 муниципальных контракта на общую сумму 675 млн. руб. Из них 24 закупки было проведено через Республиканское агентство госзакупок, 20 – через муниципальные учреждения по закупкам. Всего было выявлено 7 нарушений ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ (несвоевременное размещение информации о заключенном контракте, об изменении контракта, о расторжении контракта, об исполнении контракта). Такие нарушения были допущены МО «Бичурский район» (2 нарушения), МО «Северо-байкальский район» (1 нарушение), МО ГО «Город Улан-Удэ» (3 нарушения), МО ГП «Город Гусиноозерск» (1 нарушение).

По проверяемым субсидиям Минтрансом РБ проверки не проводились, контроль за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий осуществлялся на основании предоставляемых МО отчетов, таким образом, не был обеспечен надлежащий контроль за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий.

По результатам проверки Счетная палата указала на не надлежащий контроль Минтранса РБ за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам МО на указанные цели за 2018 год.

На Коллегии принято решение о направлении представлений в Минтранс РБ, МО «Бичурский район», МО «Окинский район», МО «Северо-байкальский район», МО ГО «Город Улан-Удэ», МО ГП «Город Гусиноозерск», МО ГП «Каменское», МО ГП «Селенгинское» и о направлении материалов проверки в Прокуратуру Республики Бурятия, Министерство внутренних дел по Республике Бурятия.