19 февраля 2020года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором было рассмотрено заключение аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Цыдыповой Т.П. по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ запланированных бюджетных инвестиций на вновь начинаемые объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, предоставление которых предусмотрено Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годы) на ГРБС 801 Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства».
Объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций Республиканской адресной инвестиционной программой на 2020 год определен в сумме 542 млн. руб., в т. ч. на вновь начинаемые объекты в сумме 172 млн. руб. Бюджетные инвестиции утверждены на реализацию 17 объектов капитального строительства (реконструкции), в т. ч. на вновь начинаемые 10 объектов капитального строительства (реконструкции), а именно, на реконструкцию 4 мостов и 1 участка автодороги, на строительство 1 моста, на повышение уровня обустройства 1 участка автодороги, на дооборудование автомобильных дорог автоматической системой весогабаритного контроля. Всего, на момент проведения ЭАМ из 10 вновь начинаемых объектов государственные контракты заключены по 4 объектам, в т.ч. 2 государственных контракта заключены на СМР, 2 – на ПИР.
Объем бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций Республиканской адресной инвестиционной программой на 2021 - 2022 годы определен в сумме 707 млн. руб. (в т.ч. в 2021 году в сумме 371 млн. руб., в 2022 году в сумме 337 млн. руб.), в т. ч. на вновь начинаемые объекты в сумме 148 млн. руб. Бюджетные инвестиции утверждены на реализацию 23 объектов капитального строительства (реконструкции), в т. ч. на вновь начинаемые 12 объектов капитального строительства (реконструкции), а именно: на реконструкцию 4 мостов и 2 участков автодороги, на повышение уровня обустройства 6 участков автодороги.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата сделала следующие выводы.
В нарушение Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций за счет средств республиканского бюджета в объекты государственной собственности Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ N 490, на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годы Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Республики Бурятия не принято, Перечень объектов государственной собственности, по которым Правительство Республики Бурятия принимает решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений не утвержден.
В Республиканской адресной инвестиционной программе на 2020 г. и плановый период 2021 – 2022 гг. имеются признаки завышения (занижения) объемов бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе объектов, в связи с чем, необходимо произвести перераспределение бюджетных ассигнований в разрезе объектов, в т.ч. по семи объектам уменьшить объем финансирования на общую сумму 76,1 млн. руб., по четырем объектам – увеличить на общую сумму 78,1 млн. руб.
Сроки финансирования и сроки исполнения по государственным контрактам на выполнение СМР приняты больше нормативных сроков, определенных проектной документацией.
Всего из десяти вновь начинаемым объектам в 2020 г. государственные контракты на выполнение СМР заключены только по двум объектам, из которых по одному объекту при нормативном сроке выполнения СМР 1,3 года, государственный контракт заключен со сроком исполнения 3 года 10 месяцев. По трем объектам, находящихся в стадии закупочных процедур на выполнение СМР, сроки финансирования предусмотрены в период, значительно превышающем нормативные сроки выполнения СМР, а именно, по одному объекту при нормативном сроке 11 месяцев, финансирование предусмотрено на период 2020 - 2023 г. (Распоряжение Правительства Республики Бурятия о длительности производственного цикла), по одному объекту при нормативном сроке выполнения СМР 1,5 месяца финансирование предусмотрено в период 2020 – 2021 гг. (или 2 года), по одному объекту при нормативном сроке выполнения СМР 8 месяцев финансирование предусмотрено в период 2020 – 2022 гг. (или 3 года).
Распоряжения Правительства Республики Бурятия о заключении государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, приняты в отношении двух объектов, нормативный (проектный) срок реализации которых не превышает такой срок. При нормативном (проектном) сроке 11 и 15 месяцев, предельные сроки выполнения и предельные объемы финансирования утверждены на период 2020 – 2023 гг. (или 4 года), что способствует затягиванию достижения запланированных показателей.
Объекты, находящиеся в аварийном состоянии в полном объеме не обеспечены финансированием. Всего РАИП на 2020 г. и плановый период 2021 – 2022 гг. предусмотрено финансирование реконструкции восьми мостов, находящихся в аварийном состоянии (в т.ч. РАИП 2020 г. – 4 моста, РАИП 2021 – 2022 гг. – 4 моста). По РАИП 2020 г. ПСД имеется по двум объектам из четырех, при этом государственные контракты на СМР не заключены, по двум объектам заключены государственные контракты на разработку ПСД. По РАИП 2021 – 2022 гг. ПСД имеется по одному объекту из четырех, по трем объектам ПСД отсутствует. Финансирование в полном объеме предусмотрено только по 1 мосту (через р. Тунка).
Не обеспечиваются финансированием объекты, по которым разработана и утверждена проектная документация. Например, повышение уровня обустройства а/д Береговая-Кабанск-Посольское ПСД разработана в 2019 г., финансирование СМР предусмотрено в 2021 – 2022 гг. в объеме 7,3% от потребности. На реконструкцию моста р. Щербахта ПСД разработана еще в 2014 г., в течение последних 5 лет он закрыт для движения, объезд осуществляется по временной дороге, при этом финансирование предусмотрено только в 2021 – 2022 гг. в объеме 24% от потребности, в свою очередь нормативный (проектный) срок реконструкции определен 6 месяцев.
По некоторым объектам имеются признаки завышения сметной стоимости объектов, в т.ч. на производство работ в зимнее время, на непредвиденные работы и затраты.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата Республики Бурятия рекомендовала:
Министерству экономики Республики Бурятия обеспечить своевременность подготовки проектов Решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Республики Бурятия, Перечня объектов государственной собственности, по которым Правительство Республики Бурятия принимает решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений.
Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия:
Внести предложения об изменении объемов бюджетных ассигнований в разрезе объектов на рассмотрение очередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия.
Обеспечить качественное планирование объемов и сроков финансирования объектов капитального строительства (реконструкции).
Аварийные объекты планировать к реализации в качестве первоочередных.
Сроки финансирования объектов предусматривать с учетом нормативных (проектных) сроков производства СМР.
ГКУ «Бурятрегионавтодор»:
Устранить имеющиеся недостатки и нарушения.
По вновь начинаемым объектам в 2020 г., по которым государственные контракты не заключены, обеспечить их заключение в кратчайшие сроки.
Повысить качество приемки сметной документации, расчетов начальной (максимальной) цены контрактов и цены контрактов.
Материалы о результатах экспертно-аналитического мероприятия направить Главе Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.