Проверка использования предоставленных муниципальному образованию «город Улан-Удэ» субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2018 году, межбюджетных трансфер

17.04.2020


Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка  использования предоставленных муниципальному образованию «город Улан-Удэ» субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2018 году, межбюджетных трансфертов на оснащение муниципальных дошкольных организаций, вводимых (приобретаемых) в рамках национального проекта «Демография», материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста, а также оборудования, переданного МО «город Улан-Удэ» из республиканской собственности, приобретенного за счет средств республиканского бюджета на создание новых мест в общеобразовательных  организациях в 2019 году».

В докладе аудитор Валентина Федосова указала на вариативность предоставления средств на приобретение оборудования и инвентаря для муниципальных учреждений, как в виде субсидий, иных межбюджетных трансфертов, так и в форме закупок Министерством образования и науки РБ с последующей передачей имущества из республиканской в муниципальную собственность.

Мощность выкупленных зданий дошкольных учреждений составляет 1930 мест (на дату проверки укомплектовано детьми 1601 место или 83%).

Вновь вводимые здания дошкольных учреждений после их выкупа находились фактически не в одинаковых условиях по степени их оснащения оборудованием и инвентарем от застройщиков. При этом Министерством образования и науки РБ принято решение об установлении единого норматива на 1 место. В результате степень оснащения игрушками, литературой, оргтехникой, медицинским оборудованием и инвентарем во всех учреждениях разная.

Оборудование от застройщиков передано в количественном выражении по описи без стоимостной оценки. По состоянию на 10.03.2020 не все оборудование переведено в стоимостную форму, и соответственно поставлено на баланс учреждений. Оценка оборудования осуществляется комиссиями, созданными учреждениями, самостоятельно.

Субсидия на иные цели дошкольным организациям предоставлена комитетом по образованию администрации г.Улан-Удэ при отсутствии расходного обязательства.

По состоянию на 01.09.2019 количество созданных новых мест в МАОУ «СОШ №63 г.Улан-Удэ» составляет 744 места, обучается 1093 ученика в 1 смену, 1080 ученика во 2 смену.

МАОУ «СОШ №63 Улан-Удэ» от застройщика УКС РБ поставлено дорогостоящее оборудование для учреждения, в том числе комбинированные интерактивные комплексы, компьютеры персональные ученические, мультимедиапроектор, множество станков, мебели, спортивного оборудования.

Аналогичное оборудование закуплено в 2018-2019 годах. Целесообразность приобретения такого количества оргтехники, строительного оборудования для нужд учреждения не пояснена. Учитывая, что на день проверки оборудование не в полном объеме установлено и эксплуатируется, существует значительный риск его неэффективного использования.

В ходе выборочной проверки использования имущества, приобретенного за счет средств республиканского бюджета и переданного из республиканской в муниципальную собственность (для МАОУ «СОШ №63 Улан-Удэ»), выявлены многочисленные нарушения при сличении фактического наличия и первичных документов, подтверждающих факт поставки.

Выявлено расхождение характеристик товаров, заявленных в спецификации и первичных документах, подтверждающих поставку, имеются факты несоответствия наименований товарно-материальных ценностей, что указывает на ненадлежащим образом проведенную работу на стадии подготовки конкурсной документации: анализ цен, изучения характеристик товара, запроса коммерческих предложений и т.д.

Установлена недопоставка товара в 2019 году на сумму 1164,3 тыс.рублей, что составило 20,4% от общего объема поставки (недопоставлен товар по 26 позициям), а также несоответствие требованиям и условиям, установленным в контракте в части страны происхождения.

При том, что поставленные дорогостоящие товарно-материальные ценности являются технически сложными товарами, процедура принятия товара проведена без участия специалистов-экспертов. Это ставит под сомнение качество и комплектность поставленных товаров, отвечающих заявленным характеристикам. Часть оборудования, требующего сборки, поставлена в виде отдельных составных частей, требующих монтажа с участием специалистов.

Все ТМЦ по мере поступления от поставщиков переданы министерством МАОУ «СОШ №63 Улан-Удэ» в соответствии с договорами ответственного хранения. Товар находится в учреждении, при этом не созданы условия для хранения товарно-материальных ценностей в отдельных закрытых и опечатанных помещениях, доступ к хранящимся товарам имеет неограниченный круг лиц. По условиям договора на период хранения не предусмотрена эксплуатация товарно-материальных ценностей. При этом, отдельные товарно-материальные ценности уже установлены в помещениях школы, в классах и эксплуатируются (интерактивные доски, диваны).

В ходе проверок выявлены как недостачи, так и излишки, пересортица товарно-материальных ценностей, нарушения при оприходовании товара, установлено неверное отражение товара в оборотных ведомостях, сформированных по данным бухгалтерского учета учреждений.

Со стороны бухгалтерских служб ослаблен контроль на стадии приемки и оприходования материальных ценностей, что повлекло в отдельных учреждениях недопоставку товаров, поставку не тех видов товаров, поставку некачественных товаров, а также ошибки при постановке на учет, выявленные в ходе проверки.

Часть оборудования, приобретенного МАОУ «СОШ №63 Улан-Удэ», на день проверки не используется, находится на складе, что имеет признаки неэффективного его использования. Отдельные комплекты рассредоточены по кабинетам, что также ставит под сомнение их эффективное использование в разукомплектованном виде.

Отдельные договоры не содержат приложений, являющихся неотъемлемой их частью, текст отдельных договоров сокращен, умещается на 1 странице, при этом договор не содержит основных составных частей договора (порядок урегулирования споров, изменение условий договора, порядок расторжения договора и др.), а также обязательных приложений – спецификации и технического задания.

В рамках мониторинга и контроля за исполнением Представления принято решение о проведении в 2021 году проверки эффективности использования имущества, приобретенного Министерством образования и науки Республики Бурятия в 2019 году для вновь построенных зданий муниципальных общеобразовательных организаций и переданного из республиканской в муниципальную собственность.