На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка результативности мер государственной поддержки, направленных на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок за 2017-2019 годы и истекший период 2020 года в Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (совместное мероприятие со Счетной палатой Российской Федерации)».
Проверка проведена в соответствии с Поручением Президента РФ от 7 декабря 2019 г. № Пр-2504, согласно которому Счетной палате Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации поручено провести аудит результативности мер государственной поддержки, направленной на развитие малой авиации.
Аудитор Цыдыпова Т.П. в докладе отметила, что в Республике Бурятия с 2017 г. из республиканского бюджета направляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на территории МО «Баунтовский эвенкийский район» и субсидии на возмещение выпадающих доходов организациям воздушного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки воздушным транспортом в межмуниципальном сообщении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Бурятия. Всего за проверяемый период (2017-2019 и на 2020 г.) из республиканского бюджета на указанные цели выделено 234 млн. рублей.
Выделенные субсидии в 2017-2019 гг. использованы в полном объеме, нецелевого использования бюджетных средств в ходе проведения контрольного мероприятия не установлено. В то же время выявлены следующие недостатки и нарушения.
Одним из основных показателей доступности услуг воздушного транспорта для населения является стоимость авиаперевозок.
Экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях внутри Баунтовского эвенкийского района в 2019 г. в сравнении с 2017 г. увеличился в связи с заключением в 2018 и 2019 гг. Администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» соглашения с иногородним авиаперевозчиком - ООО «Аэросервис» (г. Чита) по причине отсутствия в республике местного авиаперевозчика.
Установлено, что на повышение экономически обоснованного тарифа повлияло включение в тариф «пустых» перелетов с Забайкальского края до п. Багдарин и увеличение планируемого количества рейсов с 53 рейсов в 2018 г. до 90 рейсов в 2019 г. Рост экономически обоснованного тарифа по маршрутам внутри МО «Баунтовский эвенкийский район» оказал влияние на рост размера компенсации выпадающих доходов авиаперевозчикам, и как следствие - на эффективность расходования субсидий (размер субсидии имеет тенденцию увеличения, а количество рейсов – тенденцию уменьшения).
Тариф, оплачиваемый населением, в 2019 г. в сравнении с 2017 г. уменьшился, в т.ч. по маршруту Багдарин-Варваринский на 19%, Варваринский-Усть-Джилинда на 16%, Багдарин-Уакит на 29%, что способствовало повышению доступности услуг воздушного транспорта населению.
Тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях по маршрутам Улан-Удэ – Нижнеангарск, Улан-Удэ - Таксимо с 2017 - 2019 устанавливались только два раза: в 2017 на основании заявления АО «Авиакомпания Ангара» и в 2018 гг. в связи с обнулением НДС. Экономически обоснованный тариф и тариф, оплачиваемый населением, на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях по маршрутам Улан-Удэ-Нижнеангарск, Улан-Удэ – Таксимо в 2018 г. к уровню 2017 г. уменьшился на 10% в связи с обнулением в 2018 г. НДС.
Установлено, что тариф, оплачиваемый населением, по маршрутам внутри МО «Баунтовский эвенкийский район» и по маршрутам Улан-Удэ – Нижнеангарск, Улан-Удэ - Таксимо утвержден в отсутствие экономического обоснования.
Коэффициент авиационной подвижности населения Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2020 г. стабильный и имеет тенденцию постоянного роста по аэропортам «Байкал» (г. Улан-Удэ) и в п. Таксимо. По аэропорту п. Нижнеангарск и по взлетно-посадочным площадкам в п. Усть-Джилинда и п. Варваринский авиационная подвижность населения не стабильна (рост в 2018 г. и снижение в 2019 г.). По взлетно-посадочной площадке в п. Уакит имеется тенденция постоянного снижения авиационной подвижности населения.
Состояние отрасли и планируемые основные мероприятия в части воздушного транспорта Государственной программы определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года (утратил силу), с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года (утратил силу), с Законом Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1907-IV «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» (не действ.) и не приведена в соответствие со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, соответственно, содержит неактуальные характеристики.
Установлено, что Минтрансом не проводилось сопоставление между данными отчетов об использовании средств финансирования и отчетов о количестве фактически перевезенных пассажиров, отсутствует четкое расписание рейсов, по устной договоренности полеты установлено предоставлять 2 раза в неделю. Потребность в авиаперевозках пассажиров уточняется по мере поступления заявок с сельских поселений, информирование населения о предстоящих рейсах также происходит через органы ОМСУ. «Нулевые» рейсы, то есть при отсутствии загрузки пассажиров, происходят либо при отказе пассажиров в перелете, либо при потребности полетов в одном направлении.
По данным представленной отчетности общая сумма расходов на компенсацию выпадающих доходов по повторным рейсам с числом загрузки пассажиров от 0 до 6 чел. составила 399 тыс. рублей. Общая сумма расходов на компенсацию выпадающих доходов по «нулевым» рейсам в оба конца без пассажиров или с числом загрузки в одном направлении в количестве 0, в обратном – от 1 до 2 чел. составила 308 тыс. рублей. Количество фактически перевезенных пассажиров на размер субсидии не влияет.
По результатам контрольного мероприятия Минтранс РБ предложено:
Провести работу по внесению изменений в Государственную программу "Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства»;
Проанализировать причины снижения показателя авиационной подвижности населения по аэропорту в п. Нижнеангарск и по взлетно-посадочным площадкам в МО «Баунтовский эвенкийский район» и принять меры по выравниванию (росту) указанного показателя.
Принять меры:
- по снижению размера компенсации выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки внутри МО «Баунтовский эвенкийский район»;
- по привлечению местного авиаперевозчика для осуществления пассажирских авиаперевозок внутри МО «Баунтовский эвенкийский район»;
- по установлению постоянно действующего расписания полетов авиаперевозчиков, осуществляющих пассажирские авиаперевозки на территории МО «Баунтовский эвенкийский район»;
- по исключению направления субсидии на компенсацию выпадающих доходов авиаперевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки на территории МО «Баунтовский эвенкийский район», за рейсы с числом загрузки пассажиров 0 человек и малой загруженности (менее 50% - от 1 до 5 человек).