Коллегией Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет Заместителя Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егорова о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия за 2017 – 2019 годы».
Объем финансирования, предусмотренный в Законах о республиканском бюджете на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия, за проверяемый период составил 218 346,200 тыс. рублей, в том числе в 2017 году – 60 800,0 тыс. рублей, 2018 году – 78 842,100 тыс. рублей, 2019 году – 78 704,100 тыс. рублей. Выделенные средства использованы в полном объеме.
В целях реализации Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли», утвержденной постановлением Правительства РБ от 28.03.2013 №151, постановлением Правительства РБ от 30.05.2014 №249 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства» утверждены Порядки предоставления субсидий, предусматривающие разные формы поддержки. На начало проверяемого периода насчитывалось 24 Порядка, на конец – 3 (порядки, связанные с уплатой первого взноса по договорам лизинга, придорожным сервисом и с приобретением оборудования). По информации Минпромторга РБ уменьшение Порядков связано с отсутствием их эффективности. За 2017 - 2019 годы в рамках постановления Правительства РБ от 30.05.2014 №249 Минпромторгом РБ на поддержку СМиСП направлено 199 952,200 тыс. рублей, поддержка в различных формах оказана 78 СМиСП.
В рамках Постановления Правительства РБ от 15.10.2019 №560 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на реализацию инновационных проектов, получивших поддержку ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», на поддержку в проверяемом периоде направлено 18 393,800 тыс. рублей, которая оказана 5 получателям.
В рамках постановления Правительства РБ от 25.12.2007 №419 «О Республиканской целевой программе государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008 - 2014 годы», утратившего силу с 01.01.2014 года, в 2017 году 1 получателю по договору 2013 года, связанного с уплатой процентов по кредиту, перечислено 34,121 тыс. рублей.
Таким образом, за 2017-2019 годы Министерством оказана поддержка 84 получателям, в том числе 3 получателям по договорам, заключенным до 2017 года. Неоднократная поддержка оказана 10 СМиСП. Отказано в поддержке 44 СМиСП или каждому третьему.
На момент проверки все СМиСП, с которыми Министерством были заключены договоры в проверяемом периоде, являются действующими, включены в реестры ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
В ходе контрольного мероприятия установлено.
В нарушение абз.4 п.2 ст.179 Бюджетного кодекса РФ Госпрограмма не приведена Министерством в соответствие с Законами о республиканском бюджете на 2018 год, на 2019 год. Прозрачность планируемых расходов на поддержку СМиСП в Госпрограмме (п.1.1.1.2. подпрограммы 2), ответственным исполнителем которой является Минпромторг РБ, отсутствует.
Сведения, содержащиеся в реестрах получателей государственной поддержки, размещенных на сайте Минпромторга РБ, в полной мере не отражали объем средств финансовой поддержки, оказанной Министерством СМиСП. В ходе проведения контрольного мероприятия соответствующие изменения Министерством внесены.
В договорах определены показатели результативности предоставления субсидии и прилагаются формы отчета по реализации предпринимательского проекта. При этом указание в договорах сроков реализации проектов, Порядками не предусмотрено. Показатели в приложениях к договорам не согласуются по наименованиям. Это приводит к невозможности оценки результата реализации проекта. В договорах отсутствует положение об ответственности получателя поддержки за достоверность предоставленных отчетных данных.
Адреса реализации проектов в договорах и в бизнес-планах также в некоторых случаях не указываются, что влечет за собой невыполнение проектов и отсутствие должного контроля со стороны Министерства
Отсутствие четких норм в Порядке, утвержденном Постановлением №249, привели к тому, что субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, в некоторых случаях сопряжены с приобретением старого оборудования.
В случае недостижения показателей договорами предусмотрен возврат средств субсидии. В проверяемом периоде при невыполнении показателей результативности Министерством осуществлялась избирательность при принятии решений о возврате: по 14 получателям принимались решения о предупреждении, по 2 другим требования о возврате.
Также установлены факты избирательного подхода комиссии Министерства при вынесении положительных решений о предоставлении государственной поддержки одним при отказе другим по одним и тем же основаниям.
Выявлены признаки аффилированности (взаимозависимости) при предоставлении поддержки СМиСП.
Сроки рассмотрения Минпромторгом РБ заявлений СМиСП с момента регистрации и до принятия решения о предоставлении государственной поддержки не соблюдаются. Максимальный срок рассмотрения заявления СМиСП составил 34 календарных дня.
Фактически Министерством как главным распорядителем бюджетных средств в проверяемом периоде осуществление проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления им субсидий, осуществлялось посредством проверки отчетов СМиСП только путем сопоставления представленных отчетных данных с показателями, установленными договорами о предоставлении субсидии на наличие отклонений в меньшую сторону.
Проверки по месту реализации проектов и достоверности отчетных данных СМиСП Минпромторгом РБ не проводились. За достоверность отчетных данных полную ответственность в соответствии с договором несет СМиСП, при этом ответственность за предоставление недостоверных отчетных данных не установлена ни Порядками, ни условиями заключенных договоров о предоставлении субсидии.
В ходе выездных осмотров на предмет наличия оборудования в рамках оказанной государственной поддержки инспекторами Счетной палаты РБ установлено, что в целом приобретенное СМиСП оборудование поставлено на учет, находится в рабочем состоянии и используется в их деятельности, предпринимательские проекты реализуются. В то же время у 7 получателей поддержки часть оборудования не используется, находится в нерабочем, разобранном виде, используется вне рамок реализации проекта, оборудование по наименованию не соответствует указанному в документах, приложенных для получения субсидии. Выездными осмотрами охвачено 26 получателей поддержки.
В период проведения контрольного мероприятия Минпромторгом РБ по 1 СМиСП направлено исковое заявление в Арбитражный суд РБ о взыскании 625,0 тыс. рублей по факту невыполнения показателей результативности. Произведен возврат средств субсидии 4 СМиСП на общую сумму 513,448 тыс. рублей, из них по 3 СМиСП в виду неправомерного принятия Минпромторгом РБ в расчет части расходов, 1 СМиСП субсидия возвращена в полном объеме из-за выявленного факта оказания аналогичной поддержки через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. Таким образом, общая сумма финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки, составила 1 138,248 тыс. рублей.
По итогам рассмотрения результатов контрольного мероприятия Министерству промышленности и торговли Республики Бурятия вынесено представление с предложениями о внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты.
Материалы проверки направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия.