Результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству природных ресурсов РБ в 2019 году на реализацию мероприятия «Ликвидация несанкционированных свалок в границах лесничеств РБ, в т

26.08.2020

25.08.2020г. на коллегии Счетной палаты РБ под председательством Е.В. Пегасова были заслушаны результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Министерству природных ресурсов РБ в 2019 году на реализацию мероприятия «Ликвидация несанкционированных свалок в границах лесничеств РБ, в том числе по решению суда» государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». С докладом выступил аудитор Счетной палаты РБ Е.С. Убеев.

В республиканском бюджете на 2019 год были предусмотрены расходы по Минприроды РБ в размере 20 млн. руб. на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО, расположенной на землях лесного фонда на территории СП «Туркинское» Прибайкальского района. Согласно Решению суда объем свалки составлял 210 тыс.м3, площадь 3 га. Данная свалка накапливалась в течение нескольких десятков лет.

Первое извещение о закупке было опубликовано только лишь спустя 4 месяца с момента установления лимитов бюджетных обязательств в сентябре. Всего было осуществлено три попытки объявления аукциона, только третья дошла до заключения госконтракта.

После несостоявшейся второй попытки заключения контракта очередное опубликование аукциона произведено только спустя 37 дней. В результате контракт был заключен 09.12.2019г., со времени предоставления бюджетных лимитов прошло 222 дня. К исполнению Государственного контракта исполнитель приступил 23.11.2019г. в условиях выпавшего снега и наступивших морозов.

По сравнению с первоначальным объявлением аукциона объем услуг был снижен до 37 тыс. м3. В случае принятия заказчиком разных вариантов предложений будущего исполнителя контракта, объем вывозимого мусора со свалки в СП «Туркинское» мог составить  44,4 тыс. м3 и 86,2 тыс. м3.

На фоне имеющихся расхождений в оценке объема свалки, Заказчиком даже приблизительно не был установлен объем мусора на территории части свалки, подлежащей очистке.

В нарушение условий технического задания Исполнитель не выполнил один из основных составных элементов ликвидации свалки – «очистка грунта от мусора путем осуществления просева». Таким образом, подрядчиком, при отсутствии контроля со стороны заказчика применен неэффективный метод ликвидации свалки – отходы вывозились со значительными примесями грунта и снега на полигон ТБО в Верхнем Саянтуе, мощности которого и без того исчерпаны.

В ходе выездного осмотра 24.03.2020г. установлено наличие на убираемой в рамках Госконтракта территории 3 куч мусора.

Важное требование об установке систем Глонасс на транспортных средствах не включено в Техническое задание. Оценка примененного коэффициента прессования в приемочных документах отсутствует, так же, как и анализ представленных сведений о движении по системе Глонасс. Не дана оценка не выполненным услугам по очистке грунта от мусора и отходов путем осуществления просева.

Из изложенного следует, что Минприроды РБ произвело приемку выполненных работ формально, не установило технические и технологические способы ликвидации части свалки. Фактически, при отсутствии интереса со стороны Минприроды РБ, исполнение госконтракта было отдано на усмотрение исполнителя.

30.12.2019г. Минприроды РБ перечислило на счет Исполнителя оплату по госконтракту в размере 20 млн. руб.

По результатам проведенной проверки выявлено, что объем оплаченных услуг исполнителю фактически оказался меньше, чем предъявлено к оплате.

Необходимо отметить, что объем отходов в количестве 37000 м3, подлежавший вывозу с несанкционированной свалки в СП «Туркинское», является существенным. Для наглядности, это 22% от проектной мощности введенного в эксплуатацию в 2019г. полигона ТБО в п.Заиграево (170 тыс.м3) или 493 железнодорожных полувагона (по 75м3) при транспортном плече 166 км.

Из общего объема принятых к захоронению отходов 69,3% вывезено 3 автомобилями с применением коэффициента прессования 1 к 5. Благодаря применению имеющегося у Исполнителя прессовочного оборудования, 1 рейс на таких машинах учитывался Комбинатом по благоустройству г.Улан-Удэ исходя из вместимости контейнеров, увеличенной в 5 раз.

При этом исполнитель не согласовывал размер применяемого коэффициента с Минприроды РБ.

Между тем, в составе свалки присутствует значительное количество грунта, строительного мусора, досок, шифера. Возможность прессования отходов с таким составом с коэффициентом прессования сомнительна. Согласно представленному Отчету, просев отходов для очистки от грунта и крупногабаритного мусора исполнителем не осуществлялся.

Этот же Исполнитель при перевозке мусора в рамках договорных отношений с ООО «Экоальянс» на такой же технике и таком же прессовочном оборудовании применял коэффициент уплотнения 1 к 3. При этом нужно понимать, что отходы, собираемые у населения этих поселений, являются чистыми, без примесей грунта и строительного мусора.

В связи с этим, применение при исполнении Госконтракта коэффициента 1 к 5 необоснованно и направлено на завышение объема вывезенных отходов.

Проверкой выявлено, что в один из автомобилей вообще невозможно запрессовать отходы с каким-либо коэффициентом, поскольку он не приспособлен для таких целей.

Камерами системы ЦАФАП не зафиксировано движение одного автомобиля на дорогах общего пользования на территории республики, при этом, в журналах полигона Комбината по благоустройству г.Улан-Удэ отмечены рейсы данного автомобиля.

Исполнитель для обоснования применения коэффициента 1 к 5, представил в Минприроды РБ копию письма от поставщика прессовочного оборудования, с признаками подделки. В настоящем письме указывался коэффициент уплотнения не 1 к 5, а 1 к 3.

По объяснениям 3 водителей наемных транспортных средств, автомобили, по которым применен коэффициент уплотнения, так же, как и остальная наемная техника, грузились без прессования.

Кроме того, кратное увеличение количества прессуемого мусора практически не вызвало роста потребления электроэнергии. Расход в декабре 2019г. оставался на уровне бытового потребления.

Таким образом, имеются многочисленные косвенные доказательства того, что прессование не осуществлялось.

По 12 из 13 наемных автомобилей имеются отклонения от заводских показателей вместимости кузовов в сторону превышения. Установлены признаки подделки подписей водителей двух автомобилей в акте замеров кузова. В одном случае объем кузова завышен в 2 раза.

Достоверность данных о вместимости кузовов наемных автомобилей, указанных в Актах замеров, ставится под сомнение.

Из 280 рейсов, отмеченных в журнале учета отходов полигона Вахмистрово, 193 или 69% имеют исправление ручкой или корректором. При этом 100% рейсов, осуществленных транспортными средствами с применением коэффициента уплотнения отходов, имеют исправления в журнале учета принятых отходов полигона.

Комбинат по благоустройству вел учет принятых отходов от исполнителя по двум вариантам, альтернативный расчет принятого объема отходов, был на 10084,5 м3 меньше, чем было зачтено и предъявлено к оплате по Госконтракту.

Таким образом, согласие Комбината по благоустройству г.Улан-Удэ на учет принятых отходов по предложенным исполнителем коэффициентам уплотнения и объемам кузовов автомобилей позволило Исполнителю выполнить предусмотренный госконтрактом объем услуг. Минприроды РБ не участвовало в согласовании этих определяющих условий исполнения Госконтракта №46 и оставило эти вопросы на усмотрение Исполнителя.

В целом представленные исполнителем данные Глонасс, не могут надлежащим образом подтвердить фактически осуществленные рейсы. Это стало следствием не включения в аукционную документацию требования установления таких систем.

Как отмечалось, Исполнитель транспортирует отходы по договору с ООО «Экоальянс», а также осуществляет на уборку побережий оз.Байкал за счет субсидий из республиканского бюджета. Весь мусор, собираемый по данным договорам, аккумулируется на мусороперегрузочной станции в 300м от несанкционированной свалки в СП «Туркинское» для последующей транспортировки на полигоны ТБО. В связи с этим, существуют риски вывоза такого мусора под видом исполнения Госконтракта по ликвидации несанкционированной свалки. Защитных мер от этого не предусматривалось.

В результате не проявленного Заказчиком должного уровня осмотрительности и внимания при планировании закупки и исполнении госконтракта, объем невыполненных услуг оценивается в 11257 м3 на 6084,865 тыс. руб. На указанную сумму имеются признаки ущерба Республике Бурятия.

В случае подтверждения признаков того, что прессование отходов не осуществлялось и завышения вместимости транспортных средств, объем неисполненных обязательств составит 24760,7м3 на сумму 13384,162 тыс. руб., исполнение контракта составит 33,1%.

Результаты проверки направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия и в Прокуратуру Республики Бурятия.