20.10.2020г. на коллегии Счетной палаты РБ под председательством Е.В. Пегасова были заслушаны результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных Министерству природных ресурсов РБ на реализацию мероприятий подпрограммы «Охрана окружающей среды в Республике Бурятия» государственной программы Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (за исключением мероприятий по реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории») в 2018 – 2019 годах». С докладом выступил аудитор Счетной палаты РБ Е.С. Убеев.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.
Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе по решениям судов.
В 2019 году Министерством было заключено 4 государственных контракта на исполнение судебных решений по ликвидации несанкционированных свалок. Общая стоимость услуг по государственным контрактам составила 28,0 млн. руб., что в 33,1 раза больше уровня 2018 года. Экономия по торгам составила 9,5 млн. руб.
В соответствии с требованиями действующего законодательства и государственных контрактов, транспортирование отходов должно производиться на объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов для захоронения.
В целях подтверждения объема и качества оказанных услуг Исполнитель представляет фотодокументы мест уборки несанкционированных свалок до и после оказания услуг, отчет об оказании услуг (с приложением документов, подтверждающих факт сдачи отходов на полигон ТКО).
По результатам проверки выявлено, что должностными лицами Минприроды РБ экспертиза, равно как и приемка услуг по ликвидации несанкционированных свалок выполнялась формально.
Так, по одному государственному контракту выявлено, что при отсутствии в отчете документов, подтверждающих факт сдачи отходов на полигон ТКО, в экспертном заключении и акте сдачи-приемки услуг определен объем оказанных услуг в количестве 15900м3. В ходе проверки документов на полигоне ТКО, было установлено, что в рамках исполнения контракта было вывезено и захоронено на полигоне 7617 куб. м отходов, что в 2 раза меньше предусмотренного техническим заданием объема 15000 куб.м.
В результате стоимость оплаченных не оказанных услуг составила 3,9 млн. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
По двум другим государственным контрактам № 40 и №42 ликвидации подлежали 18 и 7 свалок разного размера, расположенных преимущественно на территории г.Улан-Удэ совокупным объемом 5987м3 и 31077м3.
Для определения объемов отходов привлекаются государственные инспекторы Бурприроднадзора, определенные ими объемы находят в последующем отражение в судебных решениях и в условиях государственных контрактов.
Совокупный объем отходов по 7 свалкам в рамках одного из контрактов был определен согласно справке экологического обследования, подписанной государственным инспектором Бурприроднадзора. При этом проверке также был представлен второй экземпляр справки экологического обследования от того же числа, подписанный тем же должностным лицом, по тем же 7 свалкам, который значительно отличается от первого экземпляра по объемам вышеуказанных свалок. Так, отклонение между вариантами справок по одним и тем же свалкам составляло до 100 раз. При заключении госконтракта были заложены данные по меньшему варианту справки. Однако сам факт наличия таких расхождений ставит под сомнение достоверность замеров по объемам отходов, указанных в справках обследования, производимых Бурприроднадзором, что в свою очередь могло повлечь необоснованное увеличение объемов отходов на свалках, планируемых к ликвидации.
Для финансирования ликвидации свалок за счет республиканского бюджета Минприроды РБ качестве обоснования бюджетной заявки представляло коммерческие предложения потенциальных участников. Расчет расходов в данных коммерческих предложениях основывался именно на объеме отходов, подлежащих вывозу. То есть размеры бюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, рассчитываются именно на основании объема отходов, подлежащих вывозу.
Таким образом, вопрос эффективности планируемых бюджетных расходов на ликвидацию несанкционированных свалок возникает как при планировании бюджетных расходов, так и непосредственно при осуществлении закупки услуг при исполнении государственных контрактов.
Счетной палатой РБ в заключении на проект изменений в бюджет, предусматривающий расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, отмечалось, что в связи с тем, что объем отходов на несанкционированных свалках определяется «визуально», существуют риски неэффективного использования бюджетных средств. Для исключения завышения объема отходов рекомендовалось провести геодезические замеры.
По одному из контрактов снижение начальной цены составило почти 2 раза на фоне отсутствия экономии по другому контракту, при этом оба контракта заключались в сентябре. Данный факт может указывать на то, что участники торгов владели сведениями о завышенных объемах отходов на несанкционированных свалках, входящих в объект закупки по одному из контрактов.
Предусмотренный госконтрактом объем вывозимых отходов не менее 31077м3, согласно отчету об исполнении контракта, был вывезен в течение 11 дней, что трудно осуществить в столь короткий промежуток времени. Так, в день необходимо было вывозить по 2825,2 куб.м отходов, или по 188,3 машино-рейса в сутки самосвалами по 15 куб.м, или по 8 самосвалов ежечасно в круглосуточном режиме.
В экспертных заключениях и актах сдачи-приемки оказанных услуг экспертами и членами приемочной комиссии определены объемы оказанных услуг 6 287 куб. м по госконтракту № 40 при представленных подрядчиком в отчете объеме 926 куб. м и 31 077 куб. м отходов по госконтракту № 42 при представленных подрядчиком в отчете 870 куб.м.
Таким образом, Минприроды РБ в результате отсутствия контроля за исполнением госконтрактов оплачены не оказанные услуги и неэффективно использованы бюджетные средства, направленные в 2019 г. на оплату услуг по госконтракту № 40 в размере 3,5 млн. рублей, контракт по объему отходов исполнен на 15,5%; по госконтракту № 42 в размере 10,4 млн. рублей, контракт по объему отходов исполнен на 2,8%.
Ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на финансовое обеспечение затрат в связи с организацией сбора и вывоза мусора с побережий озер Байкал, Гусиное и Щучье Республики Бурятия в размере 7050,5 тыс. руб.
Субсидии предоставляются ежегодно на конкурсной основе по 11 критериям оценки по 4 зонам:
1. с побережья озера Байкал на территориях Северо-Байкальского района и города Северобайкальск;
2. с побережья озера Байкал на территориях Баргузинского и Прибайкальского районов;
3. с побережья озера Байкал на территории Кабанского района;
4. с побережий озер Гусиное и Щучье на территории Селенгинского района.
Уборке подлежит береговая полоса шириной до 300 м от уреза воды.
Проведенная проверка показала, что оба получатели субсидии в 2019г. имели типичные нарушения и недостатки.
Так, при сдаче отчетов получатели субсидий не надлежащим образом оформляют документы, подтверждающие целевое направление расходов. Имеются многочисленные факты оформления путевых листов без указания маршрутов следования, что не позволяет подтвердить факт использования транспортных средств в целях транспортирования мусора с побережий озер в рамках исполнения обязательств по соглашению и принять в качестве подтверждения расходы на ГСМ; отмечались случаи представления расходов по оплате труда работникам без документов об оплате, в ряде случаев отсутствовали кассовые чеки и платежные поручения; представлялись документы о расходах, произведенных за пределами срока использования субсидий.
Таким образом, не подтверждены надлежащим образом расходы в отчетах об использовании субсидий и подлежат возврату в бюджет по зонам:
· «Побережье озера Байкал на территории Северо-Байкальского района и г. Северобайкальск» 500,8 тыс. руб. или 80% от выделенной субсидии.
· «Побережье озера Байкал на территориях Баргузинского и Прибайкальского районов» 547,8 или 18,6% от выделенной субсидии.
· «Побережье озера Байкал на территории Кабанского района» 1 002,0 тыс. рублей или 34,2% от выделенной субсидии.
Анализ порядка предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с организацией сбора и вывоза мусора с побережий озер Байкал, Гусиное и Щучье выявил его недостатки. Так, указанный порядок фактически предусматривает вариативность направления собранного с побережий мусора на полигон для захоронения отходов или на места накопления отходов. Фактически формулировка порядка позволяет вообще весь мусор не направлять на полигоны ТБО.
В результате подавляющее количество собранного с побережий мусора не было сдано на полигоны ТБО. Собранный мусор с большой вероятностью остался в пределах ЦЭЗ и мог аккумулироваться, например, на территории населенных пунктов на площадках временного накопления отходов, контейнерных площадках.
Из подлежащего сбору и вывозу объема мусора с побережий озера Байкал на территориях Баргузинского и Прибайкальского районов в количестве не менее 5 700 куб. м документально подтверждено направление на захоронение и переработку 771 куб. м мусора или 13,5%.
Из подлежащего сбору и вывозу объема мусора с побережий озера Байкал на территории Кабанского района в количестве не менее 5 675 куб. м лишь 268 куб. м или 4,7% размещено на захоронение на санкционированном полигоне ТБО в г. Гусиноозерске и переработано на вторсырье.
По результатам проведенной проверки Минприроды РБ вынесено представление, принято решение направить материалы проверки в правоохранительные органы.