К вопросу об объектах незавершенного строительства

23.12.2020

В настоящее время особое внимание Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионального и муниципального уровней уделяется проблеме наличия значительного количества объектов незавершенного строительства. Счетной палатой РФ проводится постоянный мониторинг работы органов исполнительной власти по снижению объемов и количества ОНС. В бюллетене Счетной палаты РФ №11  (276) 2020 г. размещен отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия по анализу работы федеральных и региональных органов исполнительной власти по сокращению незавершенного строительства, в том числе в рамках исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации, которые были даны по итогам прошлогодней проверки Счетной палаты.

Счетной палатой РБ также проводится контрольное и экспертно-аналитическое мероприятия, посвященные данной теме. Предварительная информация была направлена Счетной палате РФ, в рамках которой сообщалось следующее.

Установлено, что в Республике Бурятия:

- в установленный срок до 1 февраля 2017 года не была проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства;

- реестры объектов незавершенного строительства представлены в Минимущество РБ лишь 8-ю субъектами (4 исполнительными органами государственной власти и 4 муниципальными образованиями Республики Бурятия), 1 органом исполнительной власти - сведения по проведению инвентаризации объектов незавершенного строительства;

- реестры, сведения об инвентаризации, сведения об актуализации сметной стоимости объектов незавершенного строительства (или иные документы) остальных исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований в ходе проверки представлены не были.

При рассмотрении представленных документов установлены факты наличия неполной информации об отдельных объектах, например, отсутствуют данные о мощности и сметной стоимости объектов, фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не определены или указаны общие суммы финансирования  без разделения на источники финансирования, отсутствуют данные об остатке сметной стоимости, не указаны предложения по источникам и объемам финансирования, необходимого для завершения строительства.

Минимуществом РБ представлены только 5 планов снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденных в 2019 году, в том числе трех исполнительных органов государственной власти, двух муниципальных образований.

При рассмотрении представленных планов снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства установлены факты наличия неполной информации об отдельных объектах, например, зачастую отсутствуют данные о мощности и сметной стоимости объектов, фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не определены или указаны двумя суммами через дробь (или одной суммой) при отсутствии уточняющих сведений, не определены источники и объемы финансирования, необходимого для завершения строительства, по объектам незавершенного строительства, в отношении которых предлагается завершение строительства, отсутствуют данные о сроках ввода объектов в эксплуатацию, о степени завершенности строительства, по объектам незавершенного строительства, в отношении которых предлагается передача другим субъектам хозяйственной деятельности либо в собственность субъекта Российской Федерации, отсутствуют сведения о сроке передачи, по объектам незавершенного строительства, в отношении которых предлагается списание и снос, отсутствуют сведения о сроках списания и сноса.

В Республике Бурятия не утверждено положение по учету объектов незавершенного строительства в рекомендованной форме:

- не установлен орган, уполномоченный на учет объектов незавершенного строительства и ведение реестра;

- не утверждены формы реестра объектов незавершенного строительства и правил их заполнения;

- не утверждены правила ведения реестра объектов незавершенного строительства;

- не утвержден порядок учета объектов незавершенного строительства.

На региональном уровне не приняты нормативные правовые акты, четко регламентирующие полномочия органов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, включая Минимущество РБ, и муниципальных образований в части реализации выше перечисленных поручений по сокращению объемов и количества ОНС, а также устанавливающие их ответственность за неполное и некорректное предоставление сведений,  в т.ч. их размещение в АИС ЕПС.

Не разработаны форма плана главного распорядителя бюджетных средств по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства и рекомендации по его подготовке для ГРБС Республики Бурятия.

По завершению контрольного мероприятия по фактам выявленных нарушений и недостатков в органы исполнительной власти будут направлены соответствующие рекомендации.