На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрены результаты проверки целевого и эффективного использования финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета на реализацию Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия».
Постановлением Правительства РБ от 23.06.2014 №289 утверждена Государственная программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» на 2014-2020 годы. Объем финансовых средств за указанный период составил 235548,6 тыс. рублей. Координатором программы определено Министерство образования и науки Республики Бурятия, соисполнителями госпрограммы - Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия.
В Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия проведение мероприятий осуществлялось путем проведения конкурсов и заключения соглашений с исполнителями мероприятий, предоставления субсидии АНО «Информационный центр», а также выделения субсидии на иные цели подведомственному учреждению ГАУ РБ «Издательский дом «Буряад Унэн». Государственный контракт заключался при реализации мероприятия «Конкурс по популяризации бурятского языка среди представителей небурятской национальности», победителем которого является на протяжении нескольких последних лет ГБОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж».
В Министерстве культуры Республики Бурятия в большинстве случаев проведение мероприятий осуществлялось учреждениями путем заключения прямых договоров с исполнителями мероприятий, в 2020 году заключен 1 государственный контракт на приобретение литературы на бурятском языке.
В Министерстве образования и науки Республики Бурятия учитывая, что объем расходов на госпрограмму выше, чем у других соисполнителей, количество контрактов выше (подготовка кадров, мероприятия стоимостью более 400,0 тыс.рублей, контракты с единственным поставщиком), вместе с тем большое количество мероприятий проведено путем заключения прямых договоров. С другой стороны, в Министерстве образования и науки Республики Бурятия практикуется заключение прямых договоров с подведомственными учреждениями, имеющими тип «бюджетное» или «автономное», которым, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, должны предоставляться субсидии на государственное задание, или на «иные цели» (поставка печатных изданий, проведение мероприятий и др.). Кроме того, отдельные мероприятия организованы через выделение значительных сумм в подотчет специалистам Министерства, ответственным за проведение мероприятия, осуществляется приобретение товаров на мероприятия неконкурентным способом – канцелярские товары, сувениры, вода, питание, призы, комплектующие к оргтехнике и др.). Аналогичные факты установлены и в учреждениях – организаторах мероприятий. Приведенные факты повышают риск неэффективного использования средств. Таким образом, исполнение пункта, установленного разделом VII «Механизм реализации программы», предусматривающего, что мероприятия Программы реализуются на основе государственных контрактов, заключенных государственным заказчиком-координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий, соисполнителями госпрограммы, не обеспечено.
Утвержденные индикаторы, за исключением индикатора «количество материалов на бурятском языке в телерадиоэфире, в сети Интернет и на бумажных носителях» отражают изменение ситуации в динамике только по изучению бурятского языка в разных формах в школах и детских садах, то есть по отрасли «Образование», влияние на индикаторы соисполнителей госпрограммы является минимальным. Измерение показателя «Количество материалов на бурятском языке в телерадиоэфире, в сети Интернет и на бумажных носителях», выраженного в процентах, затруднено. Так как для оценки в динамике данного показателя необходимо обладать сведениями о количестве материалов на телевидении, радио, в сети Интернет, в СМИ и других источниках в целом за весь период, а также материалов на бурятском языке. Сбором такого рода информации в постоянном режиме органы государственной власти не занимаются, следовательно, показатель является трудно измеримым и отражение сведений по нему только в процентном отношении в госпрограмме не позволяет в должной мере провести оценку.
При рассмотрении формулировок конечных результатов госпрограммы в увязке их с объемами финансирования, сделан вывод, что сами конечные результаты напрямую с бюджетным финансированием не увязаны, ожидаемые результаты с порядковыми номерами 1-9, 14, 15 установлены для отрасли «Образование», «вклад» других отраслей в ожидаемые результаты не прослеживается.
Взаимодействие органов исполнительной власти - соисполнителей госпрограммы с координатором программы Министерством образования и науки Республики Бурятия осуществлялось посредством представления информации об исполнении мероприятий госпрограммы и исходной информации для определения показателей. В государственных органах приняты нормативные правовые акты в целях реализации мероприятий госпрограммы, в том числе предусматривающих выделение грантов, субсидий, как подведомственным учреждениям, так и юридическим лицам, физическим лицам и некоммерческим организациям.
В Минобрнауки РБ координирующая задача выполнена не в полной мере: отчеты госпрограммы, представленные в Правительство Республики Бурятия, составлены без оценки индикаторов (показателей), не сгруппированы по мероприятиям госпрограмм, отдельные выводы в улучшении ситуации с изучением бурятского языка в детских садах и школах не подкреплены данными статистики, в 2020 году не дана оценка выполнения госпрограммы в целом за период 2014-2020 годы, не отлажен механизм распространения положительного опыта в реализации мероприятий и тиражирования наработанных методик. В ходе проверки установлены факты неэффективного использования средств республиканского бюджета и материальных ценностей, приобретенных за счет средств госпрограммы.
Соисполнители госпрограммы бюджетные заявки оформляют самостоятельно, по этой причине внесение изменений в госпрограмму не всегда скоординировано с внесением изменений в республиканский бюджет, а Министерством образования и науки РБ на протяжении действия госпрограммы 2014-2020 не обеспечена корректность отражения итоговых объемов мероприятий в подпрограммах и в целом по госпрограмме. В представленных отчетах о реализации госпрограммы анализ мероприятий Минобрнауки РБ не проведен, координирующая роль Минобрнауки РБ в реализации госпрограммы слабая.
Срок реализации Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021 - 2030 годы», разбит на 2 этапа: 2021-2024 и 2025-2030, при этом, разделение мероприятий и динамики числовых значений показателей на этапы не осуществлено, следовательно, оценка промежуточных итогов реализации госпрограммы невыполнима, кроме того, это не соответствует п.8 требований к содержанию госпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 27.09.2011 №500 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия».
Общий объем финансирования за счет средств бюджета Республики Бурятия, заявленный в госпрограмме 2021-2030, составляет 1218535,0 тыс.рублей, в том числе на 2021 год 66500,0 тыс.рублей. Однако, исходя из показателей госпрограммы, установленных в постановлении, и информации, указанной в госпрограмме, в итоге освоения данных средств, их числовые значения изменятся незначительно. Экономическая эффективность освоения такого значительного объема средств республиканского бюджета низкая – два показателя изменятся незначительно (доля бурятского населения Республики Бурятия, владеющего бурятским языком, - 33%, или рост показателя за 10 лет составит всего 1%; доля населения Республики Бурятия, положительно оценивающего развитие бурятского языка, расширение сферы его применения, в общем количестве опрошенного населения - 35%, или рост на 5%), а третий показатель (доля общеобразовательных организаций, в которых организовано изучение бурятского языка, - 87%) не только не сохранится на уровне достигнутого показателя, но и снизится за 10 лет на 13 процентных пунктов от планового показателя 2020 года. Таким образом, программа составлена как простой набор мероприятий, не увязанных с индикаторами госпрограммы.
Механизм реализации госпрограммы 2021-2030 полностью дублирует набор действий соисполнителей, установленных в предыдущей госпрограмме.
На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении Представлений Министерству образования и науки Республики Бурятия, Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, Министерству культуры Республики Бурятия.