Новый выпуск Бюллетеня мы посвятили очень важной и сложной теме, которую Счетная палата держит на карандаше уже шесть лет, – ценообразованию и сметному нормированию в строительной отрасли.
Определение сметной стоимости объектов строительства – это фундамент не только нового здания или элемента инфраструктуры, но и эффективного расходования бюджетных средств, в том числе и в рамках реализации нацпроектов и госпрограмм.
07.07.2021
Тема номера – ценообразование в строительстве
Новый выпуск Бюллетеня мы посвятили очень важной и сложной теме, которую Счетная палата держит на карандаше уже шесть лет, – ценообразованию и сметному нормированию в строительной отрасли.
Определение сметной стоимости объектов строительства – это фундамент не только нового здания или элемента инфраструктуры, но и эффективного расходования бюджетных средств, в том числе и в рамках реализации нацпроектов и госпрограмм.
Чем точнее будут сделаны эти расчеты, тем качественнее окажется бюджетное планирование. Это позволит высвободить дополнительные средства на решение актуальных проблем, например на улучшение жилищных условий таких социально незащищенных категорий граждан, как дети-сироты, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.
Впервые на недостатки действующей модели ценообразования в строительстве Счетная палата указала в 2015 году по итогам своей проверки. Тогда же Президент поручил Правительству разработать план реформирования системы, закрепив его основные положения в соответствующем федеральном законе. Уже в 2016 году Правительство приняло план мероприятий, который предусматривал полный переход на ресурсный метод определения сметной стоимости к 2019 году.
Однако повторная проверка 2018 года показала, что ситуация в этой сфере практически не изменилась. Система определения сметной стоимости строительства, основанная на ресурсном методе, не была введена в установленный срок.
Также не была создана необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ, при том что государственная информационная система – ФГИС «Ценообразование в строительстве» (ФГИС ЦС) – работала уже год.
В этой связи летом 2019 года Президент дал ряд новых поручений по совершенствованию системы ценообразования в строительстве. Осенью был утвержден новый план, который уже предлагал переход к ресурсной модели к 2022 году.
Недавно мы провели повторный анализ ситуации. В частности, рассмотрели динамику наполнения ФГИС ЦС данными о ценах на строительные ресурсы и оценили меры Минстроя и Главгосэкспертизы по повышению достоверности определения сметной стоимости строительства. Также мы проверили, как исполняются поручения Президента и Правительства и рекомендации Счетной палаты.
Принятые Правительством меры позволили поддержать в работоспособном состоянии действующую базисно-индексную модель определения сметной стоимости строительства и начать подготовку к переходу на ресурсную модель. В то же время предусмотренные планом мероприятия не могли обеспечить одномоментный переход на ресурсный метод в установленный срок.
Примечательно, что в ходе нашего анализа Правительство этот план отменило и в декабре 2020 года приняло новый. Концептуально не меняя целей реформы системы ценообразования, он предполагает переход к 2022 году уже на ресурсно-индексную модель.
Я надеюсь, что наш анализ будет полезен для экспертного сообщества, органов государственной власти, а также интересен общественности.
Повышение точности расчетов сметной стоимости с переходом на ресурсно-индексный метод повысит эффективность реализации нацпроектов и госпрограмм, а также позволит сгладить последствия от резких колебаний цен на основные виды строительных ресурсов (в том числе на металлопродукцию). Поэтому Счетная палата продолжит мониторинг дальнейшего хода реформирования системы ценообразования.