По результатам контрольного мероприятия На коллегии Счетной палаты РБ заслушан доклад аудитора Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей, субсидий на возмещение части затрат на подготовку чистых паров, субсидий на приобретение семян зерновых и кормовых культур, предоставленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2017-2020гг.». По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки. По итогам проверки целевого и эффективного субсидии на приобретение семян зерновых и кормовых культур в 2017-2020 гг. Всего за период 2017-2020гг. объем предоставленных субсидий на приобретение семян зерновых и кормовых культур составил 47,7 млн. руб. Наблюдается ежегодное снижение объемов предоставленных субсидий. Для обеспечения эффективного ведения сельскохозяйственного производства Порядком предоставления субсидии предусмотрено условие о субсидировании затрат на приобретение исключительно кондиционных семян 1, 2 репродукции, что должно обеспечивать получателям субсидий высокие посевные показатели (всхожесть, энергия роста и т.д.) и высокие урожаи. В 2017-2020гг. отмечаются случаи предоставления для подтверждения соответствия условию выделения субсидий о качестве семян копий Сертификатов соответствия, оформленных ненадлежащим образом, в том числе с истекшим сроком действия. Ненадлежащее оформление сертификатов соответствия на семена создает риски субсидирования затрат на приобретение некачественных семян с низкими сортовыми и посевными свойствами, что может сказаться на урожайности засеваемых культур. В 2017г.-2020гг. отмечались случаи предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение семян зерновых и кормовых культур с оформленными платежными документами, не позволяющими однозначно отнести произведенные расходы получателей к субсидируемым расходам по договорам купли-продажи семян сельскохозяйственных культур. В 2017-2018гг. отмечаются случаи расчета за поставляемый семенной материал по договорам купли-продажи наличными средствами с представлением в качестве подтверждения расходов квитанций к приходным кассовым ордерам. Всего по итогам 2017-2020 гг. отмечается увеличение доли местных производителей поставщиков кондиционных семян пшеницы получателям пшеницы с 72,7% в 2017г. до 100% в 2020г., семян овса с 35,7% в 2017г. до 47,7% в 2020г. Выявлены случаи, допускающие возможность направления приобретенных семян не по назначению, что явилось следствием отсутствия требования в порядке предоставления субсидий об обязательном направлении семян исключительно на цели посева. По итогам проверки целевого и эффективного использования субсидии на возмещение части затрат на подготовку чистых паров в 2018-2020 гг. Одним из эффективных и проверенных методов смягчения влияния засухи на урожайность сельскохозяйственных культур является подготовка чистых паров под урожай будущего года. Всего за период 2018-2020гг. объем предоставленных субсидий на возмещение части затрат на подготовку чистых паров составил 39,8 тыс. руб. Наблюдается ежегодное увеличение объемов предоставленных субсидий на 31,5% к 2020г. По итогам 2018г. показатель «урожайность на 1 га посевной площади в переводе на зерновые единицы не ниже 12 ц/га» не выполнен 7 получателями, по итогам 2019г. 4 получателями. Министерством не приняты меры по возврату части субсидии, в связи с неисполнением показателей результативности. Отмечен случай представления сведений о завшенной площади подготовленных чистых паров, повлекшем предоставление субсидии в завышенном размере. В 2018-2020гг. отмечаются случаи предоставления субсидий с нарушением условия о «сохранении посевных площадей на уровне предыдущего года».В соответствии с Порядком предоставления субсидии такие заявки подлежали отклонению. Для обеспечения прозрачности, прослеживаемости (идентифицируемости) фактического места подготовки чистых паров Порядком предоставления субсидий установлено требование о представлении в составе заявки копий правоустанавливающих документов на земельные участки. Выявлено наличие проблем у сельскохозяйственных товаропроизводителей в вопросе надлежащего оформления правоустанавливающих документов на используемые сельскохозяйственные угодья. Выявлены многочисленные нарушения положений Гражданского и Земельного кодексов РФ. По действующему законодательству не допускается заключение органами местного самоуправления договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на срок менее 3 лет, договоры аренды должны пройти обязательную процедуру государственной регистрации и должны быть поставлены на государственный кадастровый учет. Так, в 2018 года 44% ни один из представленных договоров не соответствовал действующему законодательству, у 11 получателей представленные договоры аренды не содержат кадастровые номера, что приводит к затруднению при установлении точного местоположения и площади подготовленных чистых паров и посевных площадей. У 17 получателей из 35 сделки заключены с Администрациями сельских поселений или районов в нарушение Земельного кодекса РФ на срок 11 месяцев и не проходят государственную регистрацию в Росреестре. Только у 11,4% правоустанавливающие документы на земельные участки оформлены надлежащим образом и соответствует площади земель, находящихся в обороте у получателя субсидии. Похожая картина наблюдалась и при предоставлении субсидий в 2019 и 2020гг. В некоторых случаях площадь земельных участков завышалась в десятки раз. Во многих случаях оформляли договоры аренды не только на срок менее 1 года, но и без указания кадастровых номеров Указанные факты не позволяют достоверно определить площадях субсидируемых чистых паров. Оформление договоров аренды на земельные участки на 11 месяцев не стимулирует землепользователей к повышению плодородия участков, поддержанию земель в надлежащем состоянии. Такие договоры аренды могут быть в соответствии с законодательством признаны недействительными. В период 2018-2020гг. акты выполненных работ по подготовке чистых паров, составляемых районными комиссиями, не содержали кадастровых номеров участков, на которых они подготавливались, что не позволяло определить точное месторасположение чистых паров. По итогам проверки целевого и эффективного субсидии на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей в 2017-2020 гг. В целях стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к вводу в оборот залежных пашен в государственной программе предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидии на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей. Всего за период 2017-2020гг. объем предоставленных субсидий на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей составил 21,8 млн. руб. Наблюдается ежегодное увеличение объемов предоставленных субсидий. Акты выполненных работ по увеличению посевных площадей, представлявшиеся в качестве подтверждения увеличения посевной площади и составляемые районными комиссиями, оформлялись формально. Такие акты не содержали информации о сельскохозяйственных культурах, засеянных на приращенной посевной площади, и зачастую составлялись после проведения уборочной кампании, что не позволяет определить виды проведенных культуртехнических работ на залежных землях. Также акты не содержали кадастровые номера участков, в некоторых случаях даже наименований местностей, на которых осуществлялось освоение залежных земель. В 2018-2020гг. отмечаются случаи предоставления субсидий на увеличение посевных площадей с несоответствием условию о наличии правоустанавливающих документов. Выявлен случай предоставления субсидии на увеличение посевной площади на участке, который уже был введен в оборот годом ранее. А также случай предъявления к субсидированию одного и того же введенного в оборот земельного участка два года подряд. Районные комиссии, обследующие вводимые в оборот земельные участки при обследовании участков в некоторых случаях не способны не определить реальность проводимых работ по вводу в оборот залежных земель. Акты не содержат критериев, по которым исследуемые участки признаются залежными, фотоматериалов, данных GPS-навигаторов, видов проведенных культуртехнических работ. Необходимо внесение соответствующих изменений в действующий порядок предоставления субсидий. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян зерновых культур и субсидии на подготовку чистых паров предусматриваются и финансируются из республиканского бюджета с целью повышения урожайности. По данным государственной статистики урожайность зерновых культур выросла в категории КФХ и ИП в 2020г. к уровню 2016г. на 43,5% и составила 15,3ц/га. Аналогичная динамика была и в категории сельскохозяйственные организации. В 2020г. урожайность уже 14,2ц/га или 146,4% к уровню 2016г. По обеим категориям товарных хозяйств в 2019, 2020гг. отмечается более высокая урожайность, чем в Забайкальском крае. В 2019г. 8 получателей субсидии из 22 категории СХО превысили средний по республике показатель урожайности, в 2020г. 9 получателей из 21. В связи с этим стоит отметить, что качество подготовки чистых паров сотрудниками Министерства не проверяется, порядком актирование подготовленных чистых паров возложено на районные комиссии. Получателями субсидий на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей обеспечен прирост посевных площадей за 4 года на 14,7 тыс. га. По данным статистики в 2017-2020гг. наблюдается сокращение посевных площадей в товарном секторе хозяйств на 23,9 тыс. га или на 18,2%. Посевные площади зерновых и зернобобовых культур снизились на 14 тыс. га в 2020г. к 2016г. или на 18,7%. Рост финансирования субсидии на увеличение посевных площадей в рассматриваемый период не позволяет сохранить посевные площади. Наблюдается опережение выбывающих посевных площадей над вводимыми посевными площадями. Снижение посевных площадей в республике приводит к сокращению их доли в совокупной площади в Российской Федерации, что в свою очередь, по действующим методикам распределения федеральных субсидий, может приводить к сокращению их объемов из федерального бюджета. По результатам рассмотрения результатов проверки принято решение о направлении Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия представления с рекомендациями о внесении изменений в порядок предоставления субсидии и о принятии мер по возврату неправомерно предоставленных субсидий

17.11.2021

По результатам контрольного мероприятия

На коллегии Счетной палаты РБ заслушан доклад аудитора Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей, субсидий на возмещение части затрат на подготовку чистых паров, субсидий на приобретение семян зерновых и кормовых культур, предоставленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2017-2020гг.».

По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки.

По итогам проверки целевого и эффективного субсидии на приобретение семян зерновых и кормовых культур в 2017-2020 гг.

Всего за период 2017-2020гг. объем предоставленных субсидий на приобретение семян зерновых и кормовых культур составил 47,7 млн. руб. Наблюдается ежегодное снижение объемов предоставленных субсидий.

Для обеспечения эффективного ведения сельскохозяйственного производства Порядком предоставления субсидии предусмотрено условие о субсидировании затрат на приобретение исключительно кондиционных семян 1, 2 репродукции, что должно обеспечивать получателям субсидий высокие посевные показатели (всхожесть, энергия роста и т.д.) и высокие урожаи.

В 2017-2020гг. отмечаются случаи предоставления для подтверждения соответствия условию выделения субсидий о качестве семян копий Сертификатов соответствия, оформленных ненадлежащим образом, в том числе с истекшим сроком действия.

Ненадлежащее оформление сертификатов соответствия на семена создает риски субсидирования затрат на приобретение некачественных семян с низкими сортовыми и посевными свойствами, что может сказаться на урожайности засеваемых культур.

В 2017г.-2020гг. отмечались случаи предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение семян зерновых и кормовых культур с оформленными платежными документами, не позволяющими однозначно отнести произведенные расходы получателей к субсидируемым расходам по договорам купли-продажи семян сельскохозяйственных культур.

В 2017-2018гг. отмечаются случаи расчета за поставляемый семенной материал по договорам купли-продажи наличными средствами с представлением в качестве подтверждения расходов квитанций к приходным кассовым ордерам.

Всего по итогам 2017-2020 гг. отмечается увеличение доли местных производителей поставщиков кондиционных семян пшеницы получателям пшеницы с 72,7% в 2017г. до 100% в 2020г., семян овса с 35,7% в 2017г. до 47,7% в 2020г.

Выявлены случаи, допускающие возможность направления приобретенных семян не по назначению, что явилось следствием отсутствия требования в порядке предоставления субсидий об обязательном направлении семян исключительно на цели посева.

По итогам проверки целевого и эффективного использования субсидии на возмещение части затрат на подготовку чистых паров в 2018-2020 гг.

Одним из эффективных и проверенных методов смягчения влияния засухи на урожайность сельскохозяйственных культур является подготовка чистых паров под урожай будущего года.

Всего за период 2018-2020гг. объем предоставленных субсидий на возмещение части затрат на подготовку чистых паров составил 39,8 тыс. руб. Наблюдается ежегодное увеличение объемов предоставленных субсидий на 31,5% к 2020г.

По итогам 2018г. показатель «урожайность на 1 га посевной площади в переводе на зерновые единицы не ниже 12 ц/га» не выполнен 7 получателями, по итогам 2019г. 4 получателями. Министерством не приняты меры по возврату части субсидии, в связи с неисполнением показателей результативности.

Отмечен случай представления сведений о завшенной площади подготовленных чистых паров, повлекшем предоставление субсидии в завышенном размере.

В 2018-2020гг. отмечаются случаи предоставления субсидий с нарушением условия о «сохранении посевных площадей на уровне предыдущего года».В соответствии с Порядком предоставления субсидии такие заявки подлежали отклонению.

Для обеспечения прозрачности, прослеживаемости (идентифицируемости) фактического места подготовки чистых паров Порядком предоставления субсидий установлено требование о представлении в составе заявки копий правоустанавливающих документов на земельные участки.

Выявлено наличие проблем у сельскохозяйственных товаропроизводителей в вопросе надлежащего оформления правоустанавливающих документов на используемые сельскохозяйственные угодья. Выявлены многочисленные нарушения положений Гражданского и Земельного кодексов РФ.

По действующему законодательству не допускается заключение органами местного самоуправления договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на срок менее 3 лет, договоры аренды должны пройти обязательную процедуру государственной регистрации и должны быть поставлены на государственный кадастровый учет.

Так, в 2018 года 44% ни один из представленных договоров не соответствовал действующему законодательству, у 11 получателей представленные договоры аренды не содержат кадастровые номера, что приводит к затруднению при установлении точного местоположения и площади подготовленных чистых паров и посевных площадей.

У 17 получателей из 35 сделки заключены с Администрациями сельских поселений или районов в нарушение Земельного кодекса РФ на срок 11 месяцев и не проходят государственную регистрацию в Росреестре.

Только у 11,4% правоустанавливающие документы на земельные участки оформлены надлежащим образом и соответствует площади земель, находящихся в обороте у получателя субсидии.

Похожая картина наблюдалась и при предоставлении субсидий в 2019 и 2020гг.

В некоторых случаях площадь земельных участков завышалась в десятки раз. Во многих случаях оформляли договоры аренды не только на срок менее 1 года, но и без указания кадастровых номеров

Указанные факты не позволяют достоверно определить площадях субсидируемых чистых паров.

Оформление договоров аренды на земельные участки на 11 месяцев не стимулирует землепользователей к повышению плодородия участков, поддержанию земель в надлежащем состоянии. Такие договоры аренды могут быть в соответствии с законодательством признаны недействительными.

В период 2018-2020гг. акты выполненных работ по подготовке чистых паров, составляемых районными комиссиями, не содержали кадастровых номеров участков, на которых они подготавливались, что не позволяло определить точное месторасположение чистых паров.

По итогам проверки целевого и эффективного субсидии на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей в 2017-2020 гг.

В целях стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к вводу в оборот залежных пашен в государственной программе предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидии на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей.

Всего за период 2017-2020гг. объем предоставленных субсидий на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей составил 21,8 млн. руб. Наблюдается ежегодное увеличение объемов предоставленных субсидий.

Акты выполненных работ по увеличению посевных площадей, представлявшиеся в качестве подтверждения увеличения посевной площади и составляемые районными комиссиями, оформлялись формально. Такие акты не содержали информации о сельскохозяйственных культурах, засеянных на приращенной посевной площади, и зачастую составлялись после проведения уборочной кампании, что не позволяет определить виды проведенных культуртехнических работ на залежных землях. Также акты не содержали кадастровые номера участков, в некоторых случаях даже наименований местностей, на которых осуществлялось освоение залежных земель.

В 2018-2020гг. отмечаются случаи предоставления субсидий на увеличение посевных площадей с несоответствием условию о наличии правоустанавливающих документов.

Выявлен случай предоставления субсидии на увеличение посевной площади на участке, который уже был введен в оборот годом ранее. А также случай предъявления к субсидированию одного и того же введенного в оборот земельного участка два года подряд.

Районные комиссии, обследующие вводимые в оборот земельные участки при обследовании участков в некоторых случаях не способны не определить реальность проводимых работ по вводу в оборот залежных земель.

Акты не содержат критериев, по которым исследуемые участки признаются залежными, фотоматериалов, данных GPS-навигаторов, видов проведенных культуртехнических работ. Необходимо внесение соответствующих изменений в действующий порядок предоставления субсидий.



Субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян зерновых культур и субсидии на подготовку чистых паров предусматриваются и финансируются из республиканского бюджета с целью повышения урожайности.

По данным государственной статистики урожайность зерновых культур выросла в категории КФХ и ИП в 2020г. к уровню 2016г. на 43,5% и составила 15,3ц/га.

Аналогичная динамика была и в категории сельскохозяйственные организации. В 2020г. урожайность уже 14,2ц/га или 146,4% к уровню 2016г.

По обеим категориям товарных хозяйств в 2019, 2020гг. отмечается более высокая урожайность, чем в Забайкальском крае.

В 2019г. 8 получателей субсидии из 22 категории СХО превысили средний по республике показатель урожайности, в 2020г. 9 получателей из 21.

В связи с этим стоит отметить, что качество подготовки чистых паров сотрудниками Министерства не проверяется, порядком актирование подготовленных чистых паров возложено на районные комиссии.

Получателями субсидий на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей обеспечен прирост посевных площадей за 4 года на 14,7 тыс. га.

По данным статистики в 2017-2020гг. наблюдается сокращение посевных площадей в товарном секторе хозяйств на 23,9 тыс. га или на 18,2%.

Посевные площади зерновых и зернобобовых культур снизились на 14 тыс. га в 2020г. к 2016г. или на 18,7%.

Рост финансирования субсидии на увеличение посевных площадей в рассматриваемый период не позволяет сохранить посевные площади. Наблюдается опережение выбывающих посевных площадей над вводимыми посевными площадями. Снижение посевных площадей в республике приводит к сокращению их доли в совокупной площади в Российской Федерации, что в свою очередь, по действующим методикам распределения федеральных субсидий, может приводить к сокращению их объемов из федерального бюджета.

По результатам рассмотрения результатов проверки принято решение о направлении Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия представления с рекомендациями о внесении изменений в порядок предоставления субсидии и о принятии мер по возврату неправомерно предоставленных субсидий