В Бюллетене  Счетной палаты РФ  представлено экспертное мнение  Евгения Пегасова.

В Бюллетене  Счетной палаты РФ  представлено экспертное мнение  Евгения Пегасова.   01.07.2022

Тема номера – региональное развитие.

Наталья Трунова – аудитор Счетной палаты РФ:

Субъекты Российской Федерации имеют разный уровень социально-экономического развития. Усилия государства направлены на то, чтобы сгладить эти различия. Однако механизмы сокращения дифференциации между регионами, в том числе путем межбюджетного выравнивания, являются дискуссионными. Меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в этой сфере, постоянно находятся в фокусе внимания Счетной палаты.

В исследовании, которое легло в основу этого выпуска, мы проанализировали цели, задачи и меры государственной политики регионального развития в части межбюджетных отношений, провели анализ финансового состояния регионов. Для проверки была отобрана группа регионов исходя из уровня их дотационности (от 20 до 40 %), так как это важный показатель их финансового состояния. Одной из гипотез исследования было то, что данные регионы могли бы существенно улучшить свое финансовое положение за счет развития собственной доходной базы.

 Анализ показал, что решение задач и реализация мер госполитики регионального развития привели к положительной динамике исполнения бюджетов данной группы регионов. Так, прирост налоговых и неналоговых доходов анализируемой группы соответствовал среднероссийским значениям – около 20 %. Темпы роста расходов их бюджетов составили 114 % в среднем за период. Это немного выше, чем в среднем по всем субъектам России (113 %). Однако положительная динамика основных показателей бюджетов рассмотренных регионов не обеспечила снижения уровня их дотационности.

 Источник: Сайт Счетной палаты Российской Федерации   https://ach.gov.ru/statements/bulletin-sp-6-2022

 Опыт регионов. Комментарии КСО:

Евгений Пегасов, Председатель Счетной палаты Республики Бурятия:

«В структуре доходов бюджета Республики Бурятия доля дотаций из федерального бюджета в период с 2017 по 2020 год находилась в пределах 31,6–36,6 %. При увеличении дотаций в 2020 году по сравнению с 2018 годом в абсолютном выражении на 5,36 млрд рублей их удельный вес в структуре безвозмездных поступлений начал снижаться (с 67,9 % в 2017 году до 47,5 % в 2020 году). При этом значительно увеличились доля и объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов – в 4 раза в 2020 году к уровню 2018 года (с 5,97 млрд до 23,88 млрд рублей). Такая динамика в значительной степени обусловлена вхождением Республики Бурятия в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации (ноябрь 2018 года).

 Вхождение Республики Бурятия в ДФО наряду с началом реализации национальных проектов стало существенным фактором ускорения социально-экономического развития республики. Валовый региональный продукт в 2021 году составит 313,3 млрд рублей с ростом на 1,2 % к уровню 2020 года (темпы роста ВРП в 2019 году – 104,1 %, в 2020 году – 100,1 % к предыдущему году)».

 Последние три года отмечены ростом среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций республики в номинальном выражении – на 6,4–7,3 %, в реальном – на 0,6–2,1 %.

 Позитивным достижением последних лет, которые в определенной степени были обусловлены ростом безвозмездных поступлений из федерального бюджета, в частности дотаций, стал прирост численности постоянного населения за 2016–2019 годы на 3,6 тыс. человек, сохранение положительного естественного прироста населения – 1 человек на 1 000 населения (в РФ – снижение на 4,7, в ДФО – снижение на 2,7). При этом республиканский коэффициент рождаемости выше среднероссийского уровня на 30 %, среднего по ДФО – на 16 %. Кроме того, сократилась миграционная убыль населения (с 3 426 человек в 2017 году до 1 350 человек в 2020 году).

 Однако положительные демографические тенденции еще далеки от устойчиво позитивных. Так, суммарный коэффициент рождаемости (число детей в расчете на 1 женщину) сократилось с 2,237 в 2016 году до 1,951 в 2020 году (–0,286). Несмотря на сохранение положительного естественного прироста населения, уровень прироста в последние 5 лет имеет тенденцию к снижению (с 3 803 человек в 2017 году до 896 человек в 2020 году, или с 3,8 до 0,9 человека на 1 000 человек населения в этот же период).

 Финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотаций позволила обеспечить сбалансированность республиканского бюджета, повышение заработной платы, в том числе с учетом «майских указов», сохранить стабильность в отраслях социальной сферы, невысокий объем расходов на обслуживание государственного долга.

Вместе с тем задачи повышения уровня жизни населения республики, повышения рождаемости остаются актуальными и требуют продолжения реализации программ и планов по финансовой поддержке из федерального бюджета.

 В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных из республиканского бюджета на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также на мероприятие по реализации образовательных программ дошкольного образования в частных организациях и индивидуальных предпринимателей за 2018–2019 годы и истекший период 2020 года» Счетная палата оценивала влияние межбюджетных отношений на проводимую государственную политику в части получения населением услуг по дошкольному образованию. Правительством Республики Бурятия в 2017 году был определен порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов частных детских садов, индивидуальных предпринимателей по осуществлению присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. В 2018 году субсидию получили 2 муниципальных образования в объеме 13,78 млн рублей, из бюджета муниципальных образований предоставлена субсидия 21 получателю; в 2019 году субсидию получили 3 муниципальных образования (46 получателей) – 31,62 млн рублей; в 2020 году – 4 муниципальных образования (81 получатель) – 144,95 млн рублей. Так, частным детским садам, индивидуальным предпринимателям г. Улан-Удэ за счет средств субсидии представлено возмещение расходов по присмотру и уходу на 620 детей, в 2019 году – на 921 ребенка, в 2020 году – уже на 3 297 детей. Таким образом, за счет республиканской поддержки частных дошкольных образовательных организаций, индивидуального предпринимательства реализуется право детей на получение дошкольного образования.

 По мнению Счетной палаты, получаемые дотации позволяют республике направлять бюджетные средства на исполнение текущих обязательств, преимущественно социальной направленности, что позитивно влияет на качество жизни граждан, закрепление населения в регионе.

 С полной версией можно ознакомиться в специальном разделе на сайте Счетной палаты Российской Федерации:

https://ach.gov.ru/upload/iblock/c6a/29xxkfuvb1apte09rn49k7byc90hl4lb.pdf#page=77