Счетная палата Республики Бурятия является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Народным Хуралом Республики Бурятия и подотчетным ему.
Статус, принципы, полномочия, структура и порядок деятельности Счетной палаты Республики Бурятия определяются Законом Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2087-IV (ред. от 24.11.2021) "О Счетной палате Республики Бурятия".
Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно, на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.
К полномочиям Счетной палаты относятся:
1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств республиканского бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) экспертиза проектов законов о республиканском бюджете и проектов законов о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда, проверка и анализ обоснованности их показателей;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета, об исполнении местных бюджетов в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
5) оценка эффективности формирования государственной собственности Республики Бурятия, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия;
7) экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия в части, касающейся расходных обязательств Республики Бурятия, экспертиза проектов законов Республики Бурятия, приводящих к изменению доходов республиканского бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также государственных программ (проектов государственных программ);
8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в Республике Бурятия, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
9) контроль за законностью и эффективностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Бурятия, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения республиканского бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в текущем финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе исполнения республиканского бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Народный Хурал Республики Бурятия и Главе Республики Бурятия;
11) осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Республики Бурятия;
12) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития Республики Бурятия, предусмотренных документами стратегического планирования Республики Бурятия, в пределах компетенции Счетной палаты;
13) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
14) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Порядок проведения и оформления результатов внешнего государственного финансового контроля устанавливается Регламентом Счетной палаты и стандартами внешнего государственного финансового контроля Счетной палаты.
Требования и запросы должностных лиц Счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия, являются обязательными для исполнения проверяемыми органами и организациями.
Органы государственной власти и государственные органы Республики Бурятия, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых Счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль или которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего государственного финансового контроля, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения обязаны представлять в Счетную палату по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Счетная палата на основе заключенных соглашений взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации. Счетной палатой заключено международное соглашение с Национальным Управлением аудита Монголии о сотрудничестве и взаимодействии.
Председатель Счетной палаты Е.В. Пегасов является членом Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации, членом информационно-аналитической комиссии Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации. Принимает участие в работе ежегодных совместных заседаний Президиума и Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации.
17 сентября 2019 года Председатель Счетной палаты Е.В.Пегасов избран заместителем Председателя Отделения Совета контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе.
Счетная палата в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о правовых основах её деятельности, годовых планах работы, результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и нарушениях, выявленных при их проведении, о внесенных представлениях и предписаниях и их выполнении, а также о принятых по ним решениях и мерах.