Доклад Председателя Счетной палаты РБ Е.В.Пегасова о работе Счетной палаты РБ в 2020 году

Уважаемые депутаты! 

В отчетном периоде 2020 года работа Счетной палаты строилась в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия на основе утвержденного годового плана работы, в том числе по запросам, инициированным депутатами Народного Хурала Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия, прокуратурой Республики Бурятия.

Всего в 2020 году Счетной палатой проведено 299 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 28 контрольных и 38 экспертно-аналитических мероприятий.

Проведено 28 экспертиз внесения изменений в государственные программы Республики Бурятия.

37 заключений на предмет соответствия требованиям бюджетного законодательства поправок, внесенных депутатами Народного Хурала Республики Бурятия и Главой Республики Бурятия.

196 финансово-экономических экспертиз проектов законов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия.

Проведено 26 мероприятий на основании поручений Народного Хурала Республики Бурятия, 4 мероприятия по обращению Главы Республики Бурятия.

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведено 2 мероприятия: «Проверка результативности мер государственной поддержки, направленных на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок за 2017-2019 годы и истекший период 2020 года в Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия» и «Мониторинг осуществления федеральных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

В рамках соглашения с прокуратурой Республики Бурятия о взаимодействии и сотрудничестве инспекторы Счетной палаты участвовали в проверке, проводимой прокуратурой республики по анализу соблюдения законодательства при выплате пособий на детей, переданных под опеку или находящихся в приемных семьях, обучающихся в ГБОУ «Галтайская СКОШИ». Составленные по результатам проверки справки и расчеты направлены в прокуратуру республики.

Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 124 организации, из них 48 организаций явились объектами контрольных мероприятий и 76 объектов экспертно-аналитических мероприятий.

В результате проведенных Счетной палатой в 2020 году контрольных мероприятий были установлены нарушения федеральных и республиканских законодательных и нормативных правовых актов, а также недостатки в деятельности.

Объем бюджетных средств, при операциях с которыми допущены выявленные нарушения и недостатки, составил 1 926,0 млн. руб.

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в количестве 423 нарушения на общую сумму 1 169,3 млн. руб., из них:

- нецелевое использование бюджетных средств в количестве 3 нарушений на общую сумму 0,1 млн. руб.;

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов в количестве 58 нарушений на общую сумму 603,8 млн. руб.;

- нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в количестве 88 нарушений на общую сумму 213,5 млн. руб.;

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью в количестве 3 нарушений на общую сумму 19,0 млн. руб.;

- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц в количестве 91 нарушение на общую сумму 109,4 млн. руб.;

- нарушения в сфере деятельности государственных корпораций, государственных компаний, организаций с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности в количестве 19 нарушений на общую сумму 99,9 млн. руб.;

- иные нарушения в количестве 161 нарушение на общую сумму 123,6 млн. руб.   

Неэффективное расходование бюджетных средств составило 136,8 млн. руб.

В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на сумму 694,9 млн. руб., в том числе обеспечен возврат денежными средствами в республиканский бюджет 3,4 млн. руб., дополнительными работами возмещено 1,9 млн. руб.

По результатам проведенных проверок должностными лицами Счетной палаты составлено 46 актов, рассмотрены и утверждены на Коллегии Счетной палаты 28 отчетов по итогам контрольных мероприятий.

О принятых Коллегией Счетной палаты решениях по результатам контрольно-ревизионных мероприятий регулярно информируются Народный Хурал и Глава Республики Бурятия. В Народный Хурал Республики Бурятия направлено 28 отчетов о проведенных контрольных мероприятиях и 196 заключений на проекты законов и поправки к законам Республики Бурятия, 7 заключений о проведенных тематических экспертно-аналитических мероприятиях.

В органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления и объектам контрольных или экспертно-аналитических мероприятий направлено 28 информационных писем.

По результатам контрольно-ревизионной деятельности было принято с учетом выводов и предложений Счетной палаты 13 законов Республики Бурятия, 14 нормативно-правовых актов государственных органов власти и местного самоуправления Республики Бурятия.

Счетной палатой в 2020 году продолжена работа по применению действенных мер к устранению нарушений бюджетного законодательства и привлечению виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.

В адрес проверенных организаций внесено 41 представление с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, из них 38 представлений сняты с контроля в отчетном периоде в связи с исполнением предложений Счетной палаты в полном объеме.

Должностными лицами Счетной палаты возбуждено 39 дел об административных правонарушениях. По 38 делам об административных правонарушениях судом вынесены постановления об административном правонарушении с назначением административного наказания.

По обращениям Счетной палаты, направленным в уполномоченные органы, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения административных протоколов привлечено к административной ответственности 33 должностных лица и 6 юридических лиц, в отношении 16 должностных лиц мировыми судьями вынесены постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении 1 должностного лица – за нецелевое использование бюджетных средств.

По результатам контрольных мероприятий 16 материалов направлены в прокуратуру и правоохранительные органы Республики Бурятия. По результатам рассмотрения органами прокуратуры и иными правоохранительными органами принято решение о возбуждении 4 уголовных дел (в том числе 1 уголовное дело возбуждено по материалам, направленным в 2019 году).

За отчетный период 2020 года проведено 234 экспертно-аналитических мероприятий.

Особое внимание в экспертно-аналитической деятельности уделялось проведению финансовых экспертиз и подготовке заключений на проекты республиканских законов, на поправки депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов о республиканском бюджете.

В рамках проведения предварительного, текущего и последующего финансового контроля за исполнением республиканского бюджета в 2020 году Счетной палатой были подготовлены заключения на проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (к первому и второму чтениях), на проект закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2019 год», на проекты законов о внесении изменений в республиканский бюджет.

В соответствии со статьями 23 и 25 Закона Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республики Бурятия» аудиторами Счетной палаты подготовлено и направлено в адрес Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам 37 заключений на поправки Главы Республики Бурятия и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 – 2022 годов» и «О республиканском бюджете на 2021 год».

При проведении экспертиз бюджетных законопроектов ставился акцент на проверку обоснованности расчетных показателей прогноза формирования собственных доходных источников республиканского бюджета, законности и обоснованности расходования республиканских финансовых ресурсов для финансирования действующих и планируемых бюджетных обязательств.

По итогам анализа запланированных бюджетных инвестиций на вновь начинаемые объекты капитального строительства государственной собственности, финансируемых в рамках РАИП из средств Дорожного фонда, произведено перераспределение бюджетных ассигнований в разрезе объектов, в т.ч. по 7 объектам уменьшен объем финансирования на общую сумму 76,1 млн. руб., по 4 объектам – увеличен на общую сумму 78,1 млн. руб.

Была продолжена работа по совершенствованию механизма прогнозирования поступлений в доходы республиканского бюджета основных бюджетообразующих налогов, в частности налога на добычу полезных ископаемых.

Следует отметить, что в первоначальном варианте Закона о республиканском бюджете на 2020 год прогноз поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых был утвержден в объеме 851 536,9 тыс. руб., при том, что еще на стадии рассмотрения данного законопроекта во втором чтении в ноябре – декабре 2019 года Минприроды РБ прогнозировало объем платежей по вышеназванному налогу на 2020 год на уровне 965,4 млн. руб., на что, в свою очередь, акцентировалось внимание Счетной палаты в своем Заключении на поправки Главы Республики Бурятия Цыденова А.С. к проекту Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (Заключение № 234 от 26.11.2019 года).

Проектом изменений в вышеназванный Закон, внесенным на рассмотрение февральской сессии Народного Хурала Республики Бурятия, увеличение плановых назначений по указанному налогу не планировалось.

При этом в своем заключении по вышеназванному законопроекту (№ 24 от 17.02.2020 года) Счетной палатой вновь было обращено внимание на прогноз Минприроды РБ, представленный на этапе рассмотрения проекта республиканского бюджета на 2020 год во втором чтении.

Как было отмечено в заключении, указанная позиция отраслевого министерства фактически была подтверждена результатами исполнения бюджета за 2019 год, согласно которым кассовое поступление по НДПИ за указанный финансовый период составило 921 389,568 тыс.руб.

Принимая во внимание заявленный в Прогнозе СЭР Республики Бурятия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов размер индекса – дефлятора по отрасли «Добыча полезных ископаемых (раздел В)» на 2020 год – 104,7% к 2019 году Счетной палатой был предложен альтернативный вариант прогноза поступлений по вышеназванному налогу на текущий год в объеме 964 694,877 тыс.руб. (921 389,568*104,7%), что практически соответствовало вышеуказанному прогнозу Минприроды РБ.

По факту, Законом Республики Бурятия от 13.03.2020 года № 907-VI «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» прогноз поступлений по НДПИ был увеличен до 883 509,4 тыс.руб.

Далее, Законом РБ № 1094-VI от 14.07.2020 года прогноз поступлений по НДПИ был увеличен до 956 692,2 тыс. руб., т.е. практически до того значения, который Счетная палата предлагала установить еще формировании бюджета на 2020 год (965,4 тыс.руб.).

Следует также отметить, что окончательный прогноз поступлений по НДПИ на 2020 год был сформирован Счетной палатой по результатам анализа динамики исполнения республиканского бюджета за 10 месяцев отчетного периода и сформулирован в заключении на проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (№ 158 от 23.11.2020 года).

В частности, в указанном заключении было отмечено, что за период с 2012 года по 2019 год удельный вес НДПИ, поступившего в доходы республиканского бюджета за 10 месяцев соответствующего финансового периода в годовом объеме кассовых поступлений по вышеуказанному налогу, варьировался от 74,8% до 89,8%, средневзвешенный показатель составил 82,4%.

С учетом изложенного Счетной палатой были рассчитаны минимальные, средние и максимальные значения прогноза поступлений НДПИ в доходы республиканского бюджета по итогам 2020 года, соответствующие 1 120 189,9 тыс.руб. (1 005 930, 537*100/89,8), 1 220 789,5 тыс.руб. (1 005 930, 537*100/82,4) и 1 344 826,9 тыс.руб. (1 005 930, 537*100/74,8).

Согласно отчету об исполнении республиканского бюджета за 2020 год кассовые поступления по НДПИ составили 1 228 992,5 тыс. руб.

По результатам экспертно-аналитической деятельности, в частности, подготовки заключений на:

1) законопроекты о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2020 год сокращены расходы на сумму 3,0 млн. руб.;

2) законопроект о республиканском бюджете на 2020 год увеличены доходы на сумму 105,2 млн. руб.;

Главной целью экспертно – аналитической деятельности Счетной палаты является пресечение, предупреждение осуществления неэффективных, неправомерных расходов, выявление причин отклонений от установленных показателей и нарушений в процессе формирования доходов и расходов, оценка эффективности использования республиканской собственности, выявление последствий реализации законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов, которые могут возникнуть при практическом применении этих норм.

Рекомендации Счетной палаты направлены на совершенствование бюджетного процесса и обеспечение соблюдения требований законодательства. Так, с учетом выводов и предложений Счетной палаты, по результатам экспертно-аналитических мероприятий принято 7 законов Республики Бурятия.

 

Основные показатели контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Республики Бурятия в 2020 году

 

п/п

Наименование показателя

Значение показателя

1.

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего,

из них:

299

1.1.

контрольных мероприятий

28

 

1.2.

экспертно-аналитических мероприятий

(за исключением экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов)

38

1.3.

Количество проведенных экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

196

2.

Количество объектов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего,

из них:

124

2.1.

объектов контрольных мероприятий

48

2.2.

объектов экспертно-аналитических мероприятий

76

3.

Проведено совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего,

из них:

2

3.1.

со Счетной палатой Российской Федерации

2

3.2.

с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации

0

3.3.

с контрольно-счетными органами муниципальных образований

0

4.

Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля (млн. руб./количество),

из них:

1169,3/

423

4.1.

нарушения при формировании и исполнении бюджетов

603,8/58

4.2.

нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

213,5/88

4.3.

нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью

19,0/3

4.4.

нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

109,4/91

4.5.

нарушения в сфере деятельности государственных корпораций, государственных компаний, организаций с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности

99,9/19

4.6.

иные нарушения

123,6/161

4.7.

нецелевое использование бюджетных средств

0,1/3

5.

Выявлено неэффективное использование государственных (муниципальных) средств (млн. руб.)

136,8

6.

Устранено выявленных нарушений (млн. руб.),

в том числе:

694,9

6.1.

обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (млн. руб.)

3,4

7.

Внесено представлений всего,

в том числе:

41

7.1.

количество выполненных представлений

38

8.

Направлено предписаний всего,

в том числе:

0

8.1.

количество предписаний, выполненных в установленные сроки

0

8.2.

количество предписаний, сроки выполнения которых не наступили

0

8.3.

количество предписаний, не выполненных и выполненных не полностью

0

9.

Количество направленных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения

0

10.

Взыскано сумм в бесспорном порядке, приостановлено (сокращено) предоставление межбюджетных трансфертов по результатам рассмотрения уведомлений о применении бюджетных мер принуждения) (млн. руб.)

0

11.

Направлено информационных писем в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и объекты контроля

28

12.

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы

16

13.

Результаты рассмотрения органами прокуратуры и иными правоохранительными органами материалов, направленных контрольно-счетным органом

0

13.1.

принято решений о возбуждении уголовного дела

4

13.2.

принято решений об отказе в возбуждении уголовного дела

3

13.3.

принято решений о прекращении уголовного дела

1

13.4.

возбуждено дел об административных правонарушениях, по которым назначено административное наказание

2

13.5.

иные меры прокурорского реагирования

4

14.

Возбуждено дел об административных правонарушениях сотрудниками контрольно-счетного органа

39

15.

Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных сотрудниками контрольно-счетного органа, по которым судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях вынесены постановления по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания

38

16.

Возбуждено дел об административных правонарушениях по обращениям контрольно-счетного органа, направленным в уполномоченные органы

6

17.

Привлечено должностных и юридических лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях (количество должностных лиц/количество юридических лиц)

33/6

18.

Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности

20

19.

Штатная численность сотрудников (шт. ед.) на конец отчетного периода, в том числе замещающих:

44

19.1.

государственную должность

7

19.2.

должность государственной гражданской службы

27

19.3.

иные

10

20.

Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа в отчетном году (млн. руб.)

52,5

 

Спасибо за внимание!