Доклад Заместителя Председателя Счетной палаты РБ Егорова М.М. на публичных слушаниях по проекту Закона РБ «О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Уважаемые участники публичных слушаний! 

В рамках подготовки к рассмотрению представленного законопроекта в первом чтении, в соответствии с действующим законодательством, Счетной палатой Республики Бурятия было сформировано заключение по основным характеристикам республиканского бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, к которым относятся:

· Общий объем доходов и расходов на очередной год и плановый период;

· Дефицит (профицит) республиканского бюджета;

· Объем государственного долга;

· Условно утверждаемые расходы на первый и второй год планового периода.

Как уже было отмечено в предыдущих выступлениях, проект республиканского бюджета на 2019 год сформирован, исходя из прогнозируемых:

· общего объема доходов в сумме 53,5 млрд.руб., в том числе безвозмездных поступлений в сумме 29,0 млрд. руб., собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 24,5 млрд.руб.,

· общего объема расходов в сумме 55,8 млрд.руб.,

· прогнозируемого дефицита республиканского бюджета в сумме 2 млрд 250 млн. руб.

Таким образом, дефицит республиканского бюджета на 2019 год предлагается утвердить в размере 9,2% от общего объема собственных налоговых и неналоговых доходов, что не превысит максимально допустимых значений, установленных Бюджетным кодексом РФ.

В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить поступления от размещения государственных ценных бумаг РБ в объеме 2,0 млрд.руб. и положительную разницу между привлеченными и погашенными банковскими кредитами в объеме 319,4 млн.руб., что соответствуют статье 95 БК РФ. Необходимо отметить, что часть привлеченных средств в объеме 66,9 млн.руб. предлагается направить на погашение задолженности по межбюджетным кредитам перед Российской Федерацией.

Предлагаемые к утверждению законопроектом верхние пределы государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2020, 2021 и 2022 годов составят, соответственно: 65,8%, 63,4% и 59,5% от максимально допустимого значения объема региональных государственных долговых обязательств, установленного статьей 107 БК РФ (общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

Запланированные ассигнования на обслуживание долговых обязательств в отчетном финансовом году и плановом периоде составят, соответственно: 12,2%, 16,7% и 16,1% от максимально допустимых значений, рассчитанных в соответствии со статьей 111 БК РФ.

Анализ прогнозируемой динамики изменения объема и структуры долговых обязательств в текущем году позволяет сделать вывод об обоснованности расчетных значений государственного долга Республики Бурятия, отраженных в составе представленного законопроекта.

Представленным законопроектом предлагается утвердить на первый и второй годы планового периода условно утверждаемые расходы в суммах 1,0 и 2,1 млрд.руб. соответственно, что превысит минимально допустимые показатели, рассчитанные в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.

Как уже было отмечено выше, законопроектом предлагается утвердить на очередной финансовый год и плановый период общие объемы доходов в размерах 53,5 млрд., 48,4 млрд. и 47,7 млрд.руб. соответственно.

Таким образом, в законопроекте прогнозируется постепенное снижение объемов безвозмездной помощи из федерального бюджета с одновременным ростом поступлений по собственным налоговым и неналоговым доходам, что, на наш взгляд, обусловлено отсутствием в полном объеме прогноза поступлений по целевым трансфертам.

По сравнению с бюджетом текущего года общий объем доходов очередного финансового периода прогнозируется на уровне 97,6%.

Снижение на 4,7% запланировано по собственным налоговым и неналоговым доходам, на 0,4% - по безвозмездным поступлениям   

Снижение обусловлено негативной динамикой планируемых поступлений:

· по налогу на прибыль организаций уменьшение на 1 млрд. 113 млн. руб., или 15,6%;

· по налогу на имущество организаций – на 750, 6 млн.руб., или на 20%;

· по налогу на добычу полезных ископаемых – на  6 млн. 342 тыс.руб.;

· по государственной пошлине – на 5 млн. 400 тыс.руб;

· по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на  14,5 млн.руб., или на 53,7%;

· по платежам при пользовании природными ресурсами – на 12,3 млн. руб., или на 10,4% к уточненному прогнозу;

· по штрафам, санкциям, возмещению вреда  - на 2 млн. 632 тыс.руб. 

Полагаем необходимым отметить, что динамика исполнения доходной части республиканского бюджета за 9 месяцев текущего года позволяет сделать вывод о возможном повышении на 2019 год прогноза поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогам, взимаемым в связи с применением УСНО, по платежам за пользования природными ресурсами.

Более подробный прогноз по отдельным видам собственных налоговых и неналоговых доходов будет подготовлен Счетной палатой РБ до рассмотрения представленного законопроекта во втором чтении.

В целом по законопроекту Счетной палатой был сделан вывод о соблюдении требований действующего бюджетного и налогового законодательства в части формирования параметров доходов, государственного долга и дефицита, в связи с чем было рекомендовано принять законопроект в предложенной редакции в первом чтении.

Спасибо за внимание.