о работе Счетной палаты РБ за 2017 год
В отчетном периоде работа Счетной палаты строилась в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия на основе утвержденного годового плана работы, в том числе по запросам, инициированным депутатами Народного Хурала Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия, Счетной палатой Российской Федерации, прокуратурой Республики Бурятия.
1. Всего в 2017 году Счетной палатой проведено 262 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (в том числе 30 внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования), из них 45 контрольных мероприятий и 44 экспертно-аналитических мероприятий. Так, по предложению депутатов Народного Хурала проведены экспертно-аналитические мероприятия:
«Анализ осуществления функции распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения на 2017 год»,
«Мониторинг соблюдения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей республиканских государственных учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений и средней заработной платы работников республиканских государственных учреждений»,
«Анализ запланированных бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, предоставление которых предусмотрено Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»),
«Анализ формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также выполнение республиканским оператором Республиканского краткосрочного плана реализации Республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014 - 2043 годы» на период 2014 - 2016 годов, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 30.05.2014 № 250»,
«Экспертно-аналитическое мероприятие по объекту «Строительство школы-интерната в с. Красный Яр Кабанского района Республики Бурятия».
В 2017 году проведено 8 контрольных мероприятий и 155 экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, предложениям, запросам и обращениям Народного Хурала Республики Бурятия и Главы Республики Бурятия.
Проведено 173 финансово-экономических экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Бурятия.
Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 143 организации, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Бурятия, из них 53 объекта контрольных мероприятий и 90 объектов экспертно-аналитических мероприятий.
Совместно со Счетной палатой Российской Федерацией проведено 1 экспертно-аналитическое мероприятие и 1 контрольное мероприятие проведено совместно с Контрольно-счетной палатой муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия.
План работы Счетной палаты на 2017 год выполнен в полном объеме.
2. В результате контрольных мероприятий были установлены нарушения федеральных и республиканских законодательных и нормативных правовых актов, а также недостатки в деятельности.
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 3 190,0 млн. руб., из них выявлено нарушений при формировании и исполнении бюджетов на сумму 84,1 млн. руб., нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму 73,0 млн. руб., нарушений в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью на сумму 151,3 млн. руб., нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц на сумму 1,7 млн. руб., иные нарушения составили 2 879,4 млн. руб.(в том числе 2 422,2 млн. руб.– неиспользованный остаток средств, направленный на досрочное погашение долговых обязательств (с.143-144 Отчета); нарушение сроков предоставления субсидии; необоснованно начисленные з/плата, надбавки, премии; необоснованно списанные ГСМ; неверное применение бюджетной классификации; приобретение оборудования, не соответствующего техническому заданию).
Нецелевое использование бюджетных средств не выявлено, неэффективное расходование бюджетных средств составило 6,5 млн. руб.
В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на сумму 74,7 млн. руб., в том числе обеспечен возврат денежными средствами в бюджеты всех уровней в сумме 482 тыс. руб., дополнительными работами возмещено на сумму 1 млн. руб.
О принятых Коллегией Счетной палаты решениях по результатам контрольно-ревизионных мероприятий регулярно информируются Народный Хурал и Глава Республики Бурятия. В Народный Хурал Республики Бурятия направлено 44 отчета о проведенных контрольных мероприятиях и 103 заключения на предмет соответствия требованиям бюджетного законодательства поправок субъектов законодательной инициативы Республики Бурятия.
По результатам контрольно-ревизионной деятельности было принято 16 нормативно-правовых актов государственных органов власти Республики Бурятия, в 2 нормативно-правовых акта внесены изменения.
В адрес проверенных организаций направлено 60 представлений, содержащих рекомендации по устранению выявленных нарушений, из них 46 представления снято с контроля в отчетном периоде. Правомерность внесения Счетной палатой Предписаний об устранении выявленных нарушений и недостатков в проверяемые органы и организации подтверждается их исполнением в полном объеме. 14 Представлений, рекомендующих к устранению выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки и нереализованные предложения, отраженные в отчетах, находятся на контроле Счетной палаты, по ним проводится соответствующая работа.
Счетной палатой в 2017 году была продолжена работа по применению действенных мер к устранению нарушений бюджетного законодательства и привлечению виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
По результатам контрольных мероприятий 28 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
По результатам проведенных в 2017 году контрольных мероприятий и проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия за 2015 - 2016 годы инспекторами Счетной палаты составлено 52 протокола об административных правонарушениях, по которым судебными органами вынесены постановления по делу об административном правонарушении. К административной ответственности привлечено 48 должностных лиц, из них 46 должностных лиц органов МСУ и 2 должностных лица Министерства финансов Республики Бурятия. В отношении 28 должностных лиц (руководителей, главных бухгалтеров объектов проверки и руководителей централизованных бухгалтерий) мировыми судьями были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа по статье 15.11. КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности», в отношении 1 должностного лица – о привлечении к ответственности по статье 15.15.3. «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов», в отношении 1 должностного лица по статье 15.15.10 КоАП РФ «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств», в отношении 18 должностных лиц – по статье 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности». В отношении 3 должностных лиц административное производство было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
По результатам контрольных мероприятий по проверке эффективности и законности расходования бюджетных средств и использования республиканской собственности 4 материала были направлены в прокуратуру и правоохранительные органы Республики Бурятия, по 1 материалу возбуждено уголовное дело.
В отчетном периоде 2017 года по результатам проведенной в 2016 году проверки финансово-хозяйственной деятельности ГБПОУ «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж» возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц учреждения. Главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера ГБПОУ «Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж» признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 Уголовного кодекса РФ и осуждены к условной мере наказания. Кроме того в рамках уголовных дел по гражданским искам с виновных должностных лиц взысканы 442,6 тыс. руб. и 169,8 тыс. руб. в счет возмещения причиненного ущерба.
3. За отчетный период 2017 года проведено 217 экспертно-аналитических мероприятий.
В рамках проведения предварительного, текущего и последующего финансового контроля за исполнением республиканского бюджета в 2017 году Счетной палатой были подготовлены заключения на проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», на проект закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2016 год», на проекты законов о внесении изменений в республиканский бюджет.
В соответствии со статьями 23 и 25 Закона Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республики Бурятия» аудиторами Счетной палаты подготовлено и направлено в адрес Комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам 103 заключения на поправки Главы Республики Бурятия и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 – 2019 годов» и «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
При проведении экспертиз бюджетных законопроектов ставился акцент на обоснованность расчетных показателей прогноза формирования собственных доходных источников республиканского бюджета, законность и обоснованность расходования республиканских финансовых ресурсов для финансирования действующих и планируемых бюджетных обязательств.
Для примера, в течение отчетного периода по предложению Правительства Республики Бурятия плановые назначения по налогу на прибыль организаций были подвергнуты корректировке 5 раз.
Законами Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» прогноз поступлений по вышеуказанному налогу был первоначально увеличен с 4 963,1 млн.руб. до 6 632,2 млн.руб. (т.е. на 1 669,1 млн.руб. в абсолютных значениях) с его последующим уменьшением до 5 426,6 млн.руб. (на 1 205,6 млн.руб.), в редакции Закона РБ № 2794-V от 08.12.2017 года.
Между тем, Счетной палатой еще в своем Заключении № 98 от 07.04.2017 года на проект Закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на основании анализа соотношения объемов поступлений по налогу на прибыль организаций (в рамках осуществления окончательных расчетов, произведенных до 28 марта, следующего за отчетным налоговым периодом) к итоговым значениям за 2015 и 2016 годы была установлена вероятность того, что результат кассового исполнения за 1 квартал т.г. (1 964,6 млн.руб.) будет находиться в диапазоне от 33,3% до 39,1% к итоговому годовому значению, на основании чего был вычислен усредненный показатель прогноза поступления налога на прибыль организаций на уровне 5 426,9 млн.руб.
По итогам кассового исполнения республиканского бюджета за 2017 год оказалось, что удельный вес поступлений по налогу на прибыль организаций за январь-март составил 36,7 % от годового значения (5 328,0 млн.руб.).
Далее, при подготовке заключения по основным характеристикам республиканского бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Счетной палатой был проведен сравнительный анализ соотношения показателей кассового исполнения республиканского бюджета по НДФЛ за 9 месяцев 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годов к итоговым значениям исполнения бюджета за соответствующий финансовый период.
В ходе проведения анализа было установлено, что в среднем, за указанные отрезки времени, в доход республиканского бюджета поступил НДФЛ в размере 68,54% от показателя кассового исполнения за соответствующий отчетный период.
Применяя данный подход, Счетной палатой был сформирован прогноз поступления НДФЛ по итогам 2017 года в сумме 8 919,3 млн.руб., а также на 2018 год в сумме 9 106,6 млн.руб. (Заключение № 221 от 24.10.2017 года).
С учетом результатов кассового исполнения республиканского бюджета за 10 месяцев 2017 года Счетной палатой, при подготовке заключения на поправку Исполняющего обязанности Главы Республики Бурятия Шутенкова И.Ю. от 09.11.2017 года № 01-08-017-И8680 в проект Закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», внесенный на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия 30.10.2017 года, был сделан вывод о вероятном поступлении налога на доходы физических лиц по итогам 2017 года в доходы республиканского бюджета в диапазоне от 8 914, 2 млн.руб. до 8 996,1 млн.руб. (Заключение № 263 от 17.11.2017 года).
Предложенный прогноз Счетной палаты не был принят во внимание при корректировке доходной части республиканского бюджета за 2017 год, и частично учтен при утверждении проекта закона РБ «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» во втором чтении: на 2017 год плановые назначения по НДФЛ (в части республиканского бюджета) были утверждены в сумме 8 753,3 млн.руб., плановые назначения по указанном налогу на 2018 год были увеличены на 306,5 млн.руб. и составили ко второму чтению 9 065,8 млн.руб.
Между тем указанный выше прогноз Счетной палаты в части объема поступления НДФЛ по итогам 2017 года оправдался полностью, по данным УФК по РБ по состоянию на 01.01.2018 года сумма вышеназванных платежей в доходах республиканского бюджета составила 8 993,5 млн.руб.
С учетом результатов исполнения за 2017 год прогноз поступления НДФЛ в доходы республиканского бюджета на 2018 год был увеличен до 9 305,3 млн.руб. на основании Закона РБ от 07.03.2018 года № 2918-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
По результатам экспертно-аналитической деятельности, в частности, подготовки заключений на:
1) законопроекты о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2017 год сокращены расходы на сумму 23 390,9 тыс. руб.;
2) законопроекты о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2018 год сокращены расходы на сумму 652,5 тыс. руб.;
3) поправки субъектов законодательной инициативы к проектам законов о внесении изменений в республиканском бюджете на 2017 год – сокращены расходы на 52 059,3 тыс. руб.;
4) поправки субъектов законодательной инициативы к проекту закона о республиканском бюджете на 2018 год – сокращены расходы на 44 191,2 тыс. руб.
Рекомендации Счетной палаты были направлены на совершенствование бюджетного процесса и обеспечение соблюдения требований законодательства, учитывались в процессе доработки законопроектов в последующих чтениях в Народном Хурале Республики Бурятия. Так, с учетом выводов и предложений Счетной палаты, по результатам экспертно-аналитических мероприятий, принят 41 закон Республики Бурятия.
Председатель Счетной палаты РБ Е.В.Пегасов
Основные показатели деятельности
Счетной палаты Республики Бурятия за 2017 год
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
|||||||||
1. |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: |
262 |
|
|||||||||
1.1. |
контрольных мероприятий |
45 |
|
|||||||||
1.2. |
экспертно-аналитических мероприятий (за исключением экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов) |
44 |
|
|||||||||
1.3. |
количество проведенных экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов |
173 |
|
|||||||||
2. |
Количество объектов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего, из них: |
143 |
|
|||||||||
2.1. |
объектов контрольных мероприятий |
53 |
|
|||||||||
2.2. |
объектов экспертно-аналитических мероприятий |
90 |
|
|||||||||
3. |
Проведено контрольных мероприятий по поручениям, предложениям, запросам и обращениям законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, предложений и запросов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) |
8 |
|
|||||||||
4. |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий по поручениям, предложениям, запросам и обращениям законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, предложений и запросов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) |
155 |
|
|||||||||
5. |
Проведено совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий всего, из них: |
2 |
|
|||||||||
5.1. |
со Счетной палатой Российской Федерации |
1 |
|
|||||||||
5.2. |
с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации |
0 |
|
|||||||||
5.3. |
с контрольно-счетными органами муниципальных образований |
1 |
|
|||||||||
6. |
Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного финансового контроля (млн. руб./количество), из них: |
3 190,0/ 392 |
|
|
||||||||
6.1. |
нарушения при формировании и исполнении бюджетов |
84,1 |
|
|
||||||||
6.2. |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
73,0 |
|
|
||||||||
6.3. |
нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью |
151,3 |
|
|
||||||||
6.4. |
нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц |
1,7 |
|
|
||||||||
6.5. |
иные нарушения |
2 879,4 |
|
|
||||||||
6.6. |
нецелевое использование бюджетных средств |
0 |
|
|
||||||||
7. |
Выявлено неэффективное использование государственных средств (млн. руб.) |
6,5 |
|
|
||||||||
8. |
Устранено выявленных нарушений (млн. руб.), в том числе: |
74,7 |
|
|
||||||||
8.1. |
обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (тыс. руб.) |
482,0 |
|
|
||||||||
8.2. |
восстановлено дополнительными работами (тыс. руб.) |
1000,0 |
|
|
||||||||
9. |
Направлено представлений всего, в том числе: |
60 |
|
|
||||||||
9.1. |
количество представлений, выполненных в установленные сроки |
46 |
|
|
||||||||
9.2. |
количество представлений, сроки выполнения которых не наступили |
2 |
|
|
||||||||
9.3. |
количество представлений, не выполненных и выполненных не полностью |
12 |
|
|
||||||||
10. |
Направлено предписаний всего, в том числе: |
0 |
|
|
||||||||
10.1. |
количество предписаний, выполненных в установленные сроки |
0 |
|
|
||||||||
10.2. |
количество предписаний, сроки выполнения которых не наступили |
0 |
|
|
||||||||
10.3. |
количество предписаний, не выполненных и выполненных не полностью |
0 |
|
|
||||||||
11. |
Количество направленных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения |
0 |
|
|
||||||||
12. |
Сокращено лимитов бюджетных обязательств (предоставление межбюджетных трансфертов) по результатам рассмотрения уведомлений о применении бюджетных мер принуждения (млн. руб.) |
0 |
|
|
||||||||
13. |
Направлено информационных писем в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
0 |
|
|
||||||||
14. |
Количество материалов, направленных в ходе и по результатам проведения контрольных мероприятий в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы, по результатам рассмотрения которых в том числе: |
4 |
|
|
||||||||
14.1. |
принято решений о возбуждении уголовного дела |
1 |
|
|
||||||||
14.2. |
принято решений об отказе в возбуждении уголовного дела |
1 |
|
|
||||||||
14.3. |
принято решений о прекращении уголовного дела |
0 |
|
|
||||||||
14.4. |
возбуждено дел об административных правонарушениях |
0 |
|
|
||||||||
14.5. |
внесено протестов, представлений, постановлений и предостережений по фактам нарушений закона |
0 |
|
|
||||||||
15. |
Возбуждено дел об административных правонарушениях всего, из них |
52 |
|
|
||||||||
15.1. |
количество дел по административным правонарушениям, по которым судебными органами вынесены постановления по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания |
48 |
|
|
||||||||
16. |
Возбуждено дел об административных правонарушениях по обращениям контрольно-счетного органа, направленным в уполномоченные органы |
1 |
|
|
||||||||
17. |
Привлечено должностных лиц к административной ответственности по делам об административных правонарушениях |
48 |
|
|
||||||||
18. |
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности |
28 |
|
|
||||||||
19. |
Штатная численность сотрудников (шт. ед.), в том числе замещающих: |
40 |
|
|
||||||||
19.1. |
государственную должность |
7 |
|
|
||||||||
19.2. |
должность государственной гражданской службы |
22 |
|
|
||||||||
19.3. |
иные |
11 |
|
|
||||||||
20. |
Фактическая численность сотрудников (чел.), в том числе замещающих: |
39 |
|
|
||||||||
20.1. |
государственную должность |
7 |
|
|
||||||||
20.2. |
должность государственной гражданской службы |
22 |
|
|
||||||||
20.3. |
иные |
10 |
|
|
||||||||
21. |
Состав сотрудников по наличию образования (чел): |
X |
|
|
||||||||
21.1 |
высшее профессиональное образование |
32 |
|
|
||||||||
21.2. |
среднее профессиональное образование |
4 |
|
|
||||||||
22. |
Структура профессионального образования сотрудников (ед.): |
X |
|
|
||||||||
22.1. |
экономическое |
29 |
|
|
||||||||
22.2. |
юридическое |
7 |
|
|
||||||||
22.3. |
управление |
1 |
|
|
||||||||
22.4. |
иное |
13 |
|
|||||||||
23. |
Количество публикаций и сообщений |
72 |
|
|||||||||
24. |
Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа в отчетном году (млн. руб.) |
43,9 |
|
|||||||||