Уважаемый Вячеслав Владимирович!
Уважаемые депутаты! Добрый день!
В отчетном периоде работа Счетной палаты строилась на основе утвержденного годового плана работы, в том числе по запросам, инициированным депутатами Народного Хурала Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия, Счетной палатой Российской Федерации, прокуратурой Республики Бурятия.
Всего в 2015 году в целях обеспечения надлежащего контроля за управлением бюджетными ресурсами и государственным имуществом Счетной палатой проведено 551 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, из них 141 контрольное мероприятие (рост к 2014году в 1,8 раза) и 410 экспертно-аналитических мероприятий (рост к 2014 году в 1,4 раза).
Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 210 организаций. Значительное увеличение числа контрольных мероприятий обусловлено проверками местных бюджетов и годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований в Республике Бурятия (районов и поселений), проводимых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. По экспертно-аналитическим мероприятиям увеличение обусловлено в основном ростом числа поправок депутатов Народного Хурала Республики Бурятия к проектам законов о республиканском бюджете.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в октябре 2015 года в Закон Республики Бурятия «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» Счетной палатой проводилась экспертиза республиканских государственных программ.
План работы на 2015 год выполнен в полном объеме.
Основные результаты контрольной работы.
Так, в отчетном периоде было выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 1 млрд. 302млн. руб., что превышает сумму выявленных нарушений в 2014 году в 1,7 раза. Установлено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 54 млн. руб., что в 2,2 раза превысило прошлогоднюю сумму выявленного неэффективного расходования бюджетных средств.
Следует отметить тенденцию постоянного снижения сумм нецелевого расходования бюджетных средств. Так, если в 2013 году нецелевое расходование средств составило 1013 тыс.руб., в 2014 году – 670 тыс.руб., то в 2015 году всего 4 тыс.руб.
Как отмечалось выше, по поручению Народного Хурала Республики Бурятия и его комитетов в отчетном году было проведено 6 контрольных мероприятий.
По результатам каждого контрольного мероприятия Счетной палатой принимались все предусмотренные законодательством меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.
В адрес проверенных организаций направлено 168 представлений и 6 предписаний, содержащих рекомендации по устранению выявленных нарушений, из них 145 представлений и 6 предписаний снято с контроля в отчетном периоде. Неисполненные представления находятся на контроле Счетной палаты, по ним проводится соответствующая работа.
По результатам контрольных мероприятий 61 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, для устранения нарушений принято 48 нормативных правовых актов государственных органов власти и местного самоуправления Республики Бурятия, 10 материалов были направлены в прокуратуру и правоохранительные органы Республики Бурятия.
О результатах контрольно-ревизионных мероприятий и принятых Коллегией Счетной палаты решениях регулярно информируются Народный Хурал и Глава Республики Бурятия.
В отчетном периоде благодаря мерам, предпринятым Счетной палатой, устранено финансовых нарушений на сумму 501 млн. руб., что составляет 38,5% от суммы выявленных финансовых нарушений, возмещено денежными средствами в республиканский бюджет 31,4 млн. руб. или 2,4% от суммы финансовых нарушений. Следует отметить, что Счетной палатой Российской Федерации в 2015 году обеспечен возврат в размере 2,0% от суммы выявленных финансовых нарушений.
Внесенные в 2014 – 2015 годах изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях расширил полномочия Счетной палаты по принятию мер к устранению нарушений бюджетного законодательства и привлечению виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности. Так, по результатам проведенных в 2015 году контрольных мероприятий и проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия за 2013 - 2014 годы инспекторами счетной палаты составлено 305 протоколов, привлечено к административной ответственности 281 должностное лицо органов МСУ и 1 юридическое лицо.
В отношении 275 должностных лиц (руководителей, главных бухгалтеров объектов проверки и руководителей централизованных бухгалтерий) мировыми судьями были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.11. Кодекса об административных правонарушениях РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» с назначением наказания в виде штрафа.
В отношении 3 должностных лиц уполномоченными органами были вынесены постановления о привлечении к ответственности за нарушение установленного порядка принятия бюджетных обязательств. Следует отметить, что в отчетном периоде 3 должностных лица были привлечены к административной ответственности за неисполнение предписания Счетной палаты Республики Бурятия.
Экспертно-аналитическая деятельность
Учитывая складывающуюся экономическую ситуацию в 2015 году Счетной палатой особое внимание уделялось оценке эффективности и результативности произведенных расходов, соблюдения бюджетного законодательства, выявлению резервов увеличения доходной части республиканского бюджета.
Так, в рамках проведения предварительного, текущего и последующего финансового контроля за исполнением республиканского бюджета в 2015 году Счетной палатой были подготовлены заключения по 225 проектам законов Республики Бурятия, в том числе на проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2016 год» (к первому и второму чтениям) и на проект закона Республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2014 год», 122 заключения на поправки депутатов Народного Хурала Республики Бурятия по проектам законов о бюджетах, 33 заключения по результатам внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, 17 экспертиз государственных программ Республики Бурятия, 2 заключения по проектам инвестиционных соглашений Правительства Республики Бурятия с инвесторами.
При проведении экспертиз бюджетных законопроектов особое внимание уделялось оценке обоснованности расчетных показателей прогноза в части формирования собственных доходных источников республиканского бюджета, законности, обоснованности и эффективности расходования республиканских финансовых ресурсов.
Так, по результатам финансово-экономических экспертиз проектов законов о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2015 год Счетной палатой было рекомендовано увеличить прогноз поступлений по налогу на имущество организаций, по налогу на прибыль организаций, по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения («доходы – расходы»), по доходам от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты на общую сумму 653,2 млн.руб. Как показали результаты исполнения бюджета за 2015 год, вышеуказанные рекомендации Счетной палаты имели под собой обоснование. Так, результаты кассового исполнения за отчетный год превысили первоначальные назначения по перечисленным налогам и поступлениям на 768,4 млн.руб. Правительством Республики Бурятия при корректировке бюджетных параметров отчетного финансового года рекомендации Счетной палаты были учтены только частично в сумме 413,1 млн.руб.
Кроме того, по результатам экспертно-аналитической деятельности, в соответствии с рекомендациями Счетной палаты, в законопроектах о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2015 год сокращены необоснованные расходы на сумму 36,7 млн. руб., в законопроекте о республиканском бюджете на 2016 год увеличены доходы на сумму 16,1 млн. руб. По поправкам субъектов законодательной инициативы к проектам законов о внесении изменений в республиканском бюджете на 2015 год и на 2016 год сокращены необоснованные расходы соответственно на 12,3 млн. руб. и 199,7 млн.руб.
С учетом выводов и предложений Счетной палаты, по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принято 53 закона и иных нормативно-правовых актов Республики Бурятия.
В отчетном периоде Счетной палатой, как и в предыдущие годы, проводилась работа по сотрудничеству со Счетной палатой Российской Федерации, с Национальным управлением по аудиту Монголии, продолжено взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Так, в рамках взаимного сотрудничества со Счетной палатой Российской Федерации и Национальным управлением по аудиту Монголии проведена параллельная проверка эффективности реализации в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года мер, принятых по результатам контрольного мероприятия в области государственного регулирования охраны окружающей среды в России и Монголии.
В связи с тем, что проверками Счетной палаты в 2015 году выявлены многочисленные нарушения нормативных правовых актов Республики Бурятия при оплате труда руководителей и главных бухгалтеров республиканских государственных учреждений, в план работы на 2016 год включено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу соблюдения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений (фондов), их заместителей и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников республиканских учреждений, а также соблюдения предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда учреждения. Результаты планируем представить на публичных слушаниях по исполнению республиканского бюджета.
В 2016 году исполняется 20 летний юбилей с начала деятельности Счетной палаты Республики Бурятия. За прошедший период, благодаря всесторонней поддержке Народного Хурала Республики Бурятия Счетная палата стала полноправным независимым участником бюджетного процесса в Республике Бурятия. (За что хочется высказать глубокую благодарность депутатам и руководству Народного Хурала.) Мнение Счетной палаты учитывается при принятии республиканского бюджета, поправок к нему, законов Республики Бурятия, принятию и реализации государственных программ, а так же при заключении инвестиционных соглашений с инвесторами.
Благодарю за внимание.