Доклад Председателя Счетной палаты РБ Пегасова Е.В. на публичных слушаниях в Народном Хурале Республики Бурятия по проекту Закона РБ «Об исполнении республиканского бюджета за 2015 г.»

Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники публичных слушаний!

В соответствии со статьей 264.4. Бюджетного кодекса РФ Счетной палатой Республики Бурятия была проведена экспертиза представленного законопроекта «Об исполнении республиканского бюджета за 2015 год».
Заключение по проекту закона формировалось с учетом требований, установленных статьей 36 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия». 

Экспертизе представленного законопроекта предшествовала внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный период, в рамках которой Счетной палатой был проведен анализ форм годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и Министерства финансов, как органа, организовавшего исполнение республиканского бюджета в отчетном периоде.

Согласно Закону Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» №  881-V от 15.12.2014 года (в редакции  Закона РБ  № 881-V от 21.12.2015 года) параметры республиканского бюджета на 2015 год были утверждены в следующих значениях: 

•    общий объем доходов в сумме 45,5 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления в сумме 23,9 млрд. руб., собственные налоговые и неналоговые доходы в сумме 21,6 млрд. руб.;

•    общий объем расходов в сумме 48,9 млрд. руб.;

•    дефицит республиканского бюджета в сумме 3,4 млрд. руб.
По состоянию на 31.12.2015 года показатели уточненной сводной бюджетной росписи расходов превысили параметры, утвержденные в Законе о бюджете, на 390,7 млн.руб.

Изменение плановых назначений в сводной бюджетной росписи  осуществлено в соответствии со статьей 217 БК РФ.
С учетом указанных выше изменений расходы республиканского бюджета в отчетном финансовом году были утверждены в объеме 49,3 млрд.руб., вследствие изменения расчетного значения увеличения остатка средств на счетах по учету средств республиканского бюджета запланированный объем дефицита составил 3,8 млрд.руб.

Следует отметить, что динамика изменения прогнозных значений по собственным доходам и в части безвозмездных поступлений в 2015 году по сравнению с предыдущим финансовым периодом продемонстрировала разнонаправленный характер: в части собственных налоговых и неналоговых доходов данные окончательного прогноза на 2015 год превысили аналогичный показатель 2014 года на 25,4%,   в части безвозмездных поступлений – были уменьшены на 6,1% (в 2014 году  прогноз по собственным налоговым и неналоговым доходам по сравнению с 2013 годом был уменьшен на 7,5%, по безвозмездным поступлениям – на 10,7%).

В большей степени прирост прогнозируемых показателей наблюдался в налоговых доходах от экономической деятельности, связанной с внешнеторговыми операциями налогоплательщиков.
В частности, по налогу на прибыль организаций первоначально запланированные на 2015 год назначения были увеличены на 2,2 млрд.руб., или на 46,0% к первоначальному прогнозу.

По доходам от уплаты акцизов на горюче-смазочные материалы, администрируемым через органы федерального казначейства, первоначальный прогноз был увеличен на 180,1 млн.руб. (12,6%); по налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде алмазов) первоначальный прогноз был увеличен на 168,8 млн.руб. (44,2%).
Согласно Отчету об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2016 года (ф.0503117), в доходы республиканского бюджета в отчетном финансовом периоде поступило 46,1 млрд.руб., что составило 101,5% от утвержденных плановых назначений, в том числе налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 22,1 млрд.руб. (102,8% от утвержденных назначений), безвозмездные поступления составили 24,0 млрд.руб. (100,2% от плана).
Таким образом, по сравнению с 2014 годом объем собственных налоговых и неналоговых доходов вырос на 27,8%, безвозмездные поступления сократились на 8,6%, в целом доходная часть увеличилась на 5,9%.
При этом, по сравнению с 2014 годом средневзвешенный показатель отклонения данных кассового исполнения от уточненного прогноза вырос с 4,0% до 7,8%, что, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о недостаточном уровне прогнозирования доходных источников при исполнении бюджета в очередном финансовом периоде.

Кассовое исполнение республиканского бюджета за 2015 год по расходам произведено в объеме 47,2 млрд.руб., или 95,7% от утвержденных плановых назначений, что на 1,2% ниже аналогичного показателя 2014 финансового года.
Остаток неосвоенных средств составил 2,1 млрд.руб., или 4,3% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи расходов.
Из общего объема неисполненных бюджетных ассигнований отчетного финансового периода наибольший удельный вес (41,09%, или 872,3 млн.руб.) занимают ассигнования, утвержденные по Минстрою РБ, в том числе на инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Бурятия и предоставление соответствующих субсидий бюджетам муниципальных образований.

По Минтрансу объем неосвоенных ассигнований составил 434,8 млн.руб., или 20,5%; по Минсоцзащиты РБ – 134,0 млн.руб., или 6,3%; по Минприроды РБ – 141,1 млн.руб., или 6,7%.

 Причем, если в 2014 году позднее поступление средств федерального бюджета обусловило невыполнение утвержденных назначений в 41,9% случаях, то в отчетном периоде данный показатель снизился до 3,8%.
В целом, анализируя результаты кассового исполнения республиканского бюджета за отчетный период можно сделать вывод о значительном увеличении  объема неосвоенных ассигнований по сравнению с аналогичным показателем  2014 года.

В 2014 году плановые назначения по расходам не были исполнены на  1,5 млрд.руб., что составило 3,1% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи. В отчетном периоде вышеуказанный показатель был зафиксирован на уровне 2,1 млрд.руб. (4,3%).

По мнению Счетной палаты, указанные моменты позволяют сделать вывод о низкой эффективности организации исполнения бюджета в рамках существующих подходов к финансированию государственных программ.

С учетом вышеназванных результатов  кассового исполнения бюджета по доходам и расходам, дефицит бюджета за 2015 год составил 1,04 млрд.руб. (27,3% от утвержденных назначений).

Данные Отчета об исполнении республиканского бюджета на 01.01.2016 года (ф.0503117) соответствуют данным Отчета о кассовых поступлениях и выбытиях Управления федерального казначейства по Республике Бурятия (ф.0503151) и данным отчетов об исполнении бюджета главными администраторами средств (ф.0503127).

По состоянию на 01.01.2016 года объем государственного долга Республики Бурятия составил 10,1 млрд.руб., в том числе задолженность перед кредитными  организациями выросла с 5,0 млрд.руб. (на начало года) до 6,7 млрд.руб., задолженность перед федеральным бюджетом увеличилась с  3,0 млрд.руб. (также на начало года) до  3,4 млрд.руб.

Указанный показатель составил 83,75% от предельного объема государственного долга Республики Бурятия на 01.01.2016 года, утвержденного в статье 14 Закона о бюджете, и находится на уровне 46,97% от максимально допустимого значения, рассчитанного в соответствии со статьей 107 БК РФ (не более утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).

По сравнению с началом отчетного периода объем долговых обязательств Республики Бурятия увеличился на 20,2%.

При этом необходимо обратить внимание, что фактически проведенная  финансовым органом в течение отчетного периода работа по замене одного вида долговых обязательств (банковские кредиты), на другой (бюджетные кредиты) позволило оптимизировать расходы на обслуживание государственного долга, вследствие чего при запланированных ассигнованиях на указанные цели в сумме 452,2 млн.руб., кассовое исполнение составило 291,3 млн.руб., или 64,4% от утвержденных назначений.  

Теперь, что касается непосредственно результатов проведенной Счетной палатой Республики Бурятия  внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета.
  В предыдущие годы мы неоднократно обращали внимание на то, что в соответствии с требованиями федерального законодательства подтверждение достоверности показателей бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств возложено исключительно на подразделения внутреннего финансового аудита.

Бюджетное законодательство к функционалу контрольно-счетных органов относит проверку заключений внутреннего финансового аудита на основании представленных форм бюджетной отчетности.
К сожалению, достоверность показателей отдельных форм бюджетной отчетности в составе годового отчета об исполнении бюджета не подтверждена выводами подразделений внутреннего финансового аудита в Избирательной комиссии Республики Бурятия, а также в следующих главных администраторах бюджетных средств – органах исполнительной власти Республики Бурятия:
Республиканской службе по тарифам;
Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ;
Министерстве промышленности и торговли РБ;
Министерстве строительства и модернизации ЖКК РБ;
Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия; Представительстве РБ в Монголии.

Кроме того, по результатам проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2015 год в Министерстве имущественных и земельных отношений РБ и Министерстве финансов РБ был сделан вывод об условной достоверности заключений внутреннего финансового аудита в части полноты и обоснованности представленной информации о дебиторской задолженности на начало и конец отчетного периода.  

В связи с вышеизложенным Счетной палатой был сделан вывод о том, что достоверность показателей, отраженных в иных формах бюджетной отчетности, в том числе в балансе исполнения бюджета (ф.0503120) и приложениях к пояснительной записке (ф.0503160),  представленных в составе годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год, не может быть признана подтвержденной.

По всем выявленным фактам, требующим, на наш взгляд, принятия мер реагирования  со стороны Правительства Республики Бурятия были сформулированы и направлены соответствующие предложения.

Спасибо за внимание.