Добрый день уважаемые депутаты и приглашенные!
Счетной палатой Республики Бурятия проведен предварительный анализ основных характеристик республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Представленным Законопроектом предлагается утвердить общий объем доходов республиканского бюджета на очередной финансовый год в сумме 37,8 млрд. рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме 18,1 млрд.рублей, при общем объеме расходов в сумме 39,8 млрд.рублей.
По прогнозу, дефицит на следующий год составит 1971 млн.рублей, что будет находиться в пределах максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 15% общего годового объема доходов бюджета без учета общего объема безвозмездных поступлений).
В 2016 и 2017 годах общий объем доходов республиканского бюджета прогнозируется на уровне 36,5 и 38,1 млрд.рублей соответственно, при запланированных показателях бюджетных расходов в размере 38,6 и 40,3 млрд.рублей.
Таким образом, и в первом, и во втором годах планового периода исполнение республиканского бюджета ожидается с дефицитом в размере 2075 и 2169 млн.рублей соответственно, что также не превысит предельной величины, установленной Бюджетным кодексом.
В части содержащегося в законопроекте прогноза исполнения бюджета 2015 года по доходам Счетная палата отмечает следующее.
Структура и количественные характеристики отдельных видов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, запланированные к предоставлению для республиканского бюджета в очередном финансовом году и в плановом периоде, соответствуют распределению МБТ, принятому к утверждению в составе проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
В представленном законопроекте в целом учтены принятые и планируемые к принятию изменения в налоговом и бюджетном законодательстве на федеральном уровне изменения в нормативах зачисления регулируемых налоговых и неналоговых доходов между бюджетами различного уровня бюджетной системы Российской Федерации, позволяющие снизить либо увеличить объем поступлений.
По расчетам Правительства Республики Бурятия динамика поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов в текущем году позволяет спрогнозировать на очередной финансовый период рост к оценке ожидаемых результатов исполнения текущего года на уровне 103,4%.
По результатам проведенного анализа представленных расчетов по собственным налоговым и неналоговым доходам Счетная палата Республики Бурятия в целом согласилась с прогнозом формирования доходной части республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, нами было обращено внимание на существующие риски невыполнения запланированных назначений, обусловленные, в первую очередь, нестабильным финансовым состоянием предприятий – плательщиков налога на прибыль организаций и изменением прогноза поступления по указанному налогу на текущий год.
В частности, с учетом данных об исполнении бюджета за 9 месяцев текущего года и аналогичный период прошедшего года Счетной палатой был сделан вывод о высокой доле вероятности не достижения запланированных на текущий финансовый период показателей.
Учитывая особенности исчисления и уплаты названного налога, при которых в первом квартале осуществляются окончательные расчеты за истекший налоговый период, ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий – налогоплательщиков в текущем году окажет негативное влияние на уровень собираемости налоговых платежей в очередном финансовом периоде.
С учетом сказанного полагаем целесообразным форсировать работу с предприятиями – крупнейшими плательщиками по налогу на прибыль организаций, тем более, что ряду из них были предоставлены определенные преференции в рамках заключенных с Правительством Республики Бурятия инвестиционных соглашений.
Далее, как уже отмечалось выше, согласно представленному законопроекту предлагается утвердить общий объем расходов:
• на 2015 год в сумме 39,81 млрд.рублей;
• на 2016 год в сумме 38,58 млрд. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 888,91 млн. рублей;
• на 2017 год в сумме 40,3 млрд.рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1,86 млрд.рублей.
Расчетные показатели объемов условно утвержденных расходов на первый и второй годы планового периода превышают минимально допустимые пороговые значения, рассчитанные в соответствии со статьей 184.1 БК РФ.
Как следует из предварительного анализа расходной части доля «программных» расходов республиканского бюджета составит в 2015 году – 91,5%, в 2016 году – 97,2%, в 2017 году – 97,4%.
По мнению Счетной палаты методологический подход к разработке и реализации государственных программ должен быть в первую очередь обусловлен необходимостью достижения целевых параметров и индикаторов.
Вместе с тем, условия финансирования отдельных программных мероприятий на наш взгляд не позволят в полной мере выполнить поставленную задачу.
Так, представляется достаточно проблематичным достижение запланированных индикаторов при сохранении существующего уровня финансирования госпрограмм в секторе агропромышленного комплекса, развития туризма, в области культуры и т.д.
К примеру, на финансирование мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие приоритетных направлений культуры и искусства» Государственной программы «Культура Бурятии» законопроектом предусмотрены ассигнования в сумме 6,76 млн.рублей, что составляет всего лишь 8,2% от объема средств, запланированных в названой подпрограмме на ее реализацию.
Далее, Счетной палатой РБ уже не раз ставился вопрос о необходимости разработки нормативов расходования бюджетных средств на оплату труда педагогам и обеспечение образовательного процесса в республиканских и муниципальных образовательных учреждениях.
К сожалению, до настоящего времени указанные нормативы не разработаны, в связи с чем, к примеру, мы не можем проверить обоснованность планируемых ассигнований на предоставление субвенций местным бюджетам для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также на финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
Аналогичная ситуация складывается при финансировании расходов на оплату страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.
В проекте бюджета на 2015 год на эти цели запланировано 6,5 млрд.рублей, или с ростом 36% к уровню расходов текущего года.
Расчет данных средств был произведен исходя из численности неработающих граждан в количестве 671,1 тыс.человек.
В тоже время по официальным данным государственной статистики численность безработных граждан среди экономически активного населения составила всего 41,4 тыс.человек (6% от расчетной величины).
Счетной палатой РБ еще при формировании бюджета 2014 года было направлено предложение Правительству Республики Бурятия организовать работу по подтверждению достоверности данных о неработающих гражданах, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, и по упорядочиванию платежей за неработающее население республики. К сожалению, до настоящего времени этот вопрос остается открытым.
При проведении экспертизы проекта закона о республиканском бюджете на 2015-2017 годы Счетной палатой также было обращено внимание на отсутствие единообразного подхода к предполагаемому сокращению расходов в 2015 г по сравнению с 2014 годом как в рамках отдельных государственных программ, так и в разрезе главных распорядителей бюджетных средств.
Так, по сети подведомственных учреждений Министерства здравоохранения РБ планируется сокращение расходов на 420,4 млн.рублей (уменьшение на 15,1%), Министерства культуры РБ на 146,0 млн.рублей (уменьшение на 22,4%), Министерства образования и науки РБ на 294,4 млн.рублей (уменьшение на 13,6%), Министерства социальной защиты населения РБ на 258,4 млн.рублей (уменьшение на 15,6%), Министерства природных ресурсов Республики Бурятия на 4,6 млн.руб. (уменьшение на 22,3%), Управления ветеринарии Республики Бурятия на 26,4 млн.рублей (уменьшение на 14,7%), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на 0,5 млн.рублей (уменьшение на 15%), Министерства строительства и модернизации жилищно–коммунального хозяйства Республики Бурятия на 6,0 млн.рублей (уменьшение на 12,25 %). В то же время по Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия запланировано увеличение расходов на содержание подведомственного учреждения на 32,9 млн.рублей (11,9%).
В нашем заключении было отмечено на наличие планируемых расходов, не предусмотренных государственными программами, а также иными нормативно-правовыми актами, влекущими возникновение расходных обязательств. Так, например, на научное сопровождение инновационных проектов государственного значения предлагается выделить по 4,0 млн.рублей ежегодно в течение 2015-2017 годов, на организационные и финансовые меры по снижению административных барьеров, государственной поддержке и продвижению проектов на 2015 год предусматривается 21,1 млн.рублей, на 2016 и 2017 годы – по 1,0 млн.рублей, на предоставление бюджетных инвестиций иным юридическим лицам в объекты капитального строительства на реконструкцию рыбоводных заводов ОАО «Восточно-Сибирский научно-производственный центр рыбного хозяйства» на 2015 год в сумме 9,3 млн.рублей, на 2016 год – 31,6 млн.рублей, на 2017 год – 17,7 млн.рублей и т.п.
В отсутствие достаточных обоснований необходимости осуществления таких расходов, их объемов, эффекта от вложения средств в данные мероприятия включение финансирования в бюджет в условиях дефицита средств на наш взгляд является нецелесообразным.
Далее, что касается параметров дефицита республиканского бюджета и предельных объемов государственного долга Республики Бурятия на отчетные даты.
Как уже было отмечено выше республиканский бюджет на очередной год и на плановый период предлагается утвердить с дефицитом в размере 1,97 млрд.рублей, 2,08 млрд.рублей и 2,17 млрд. рублей соответственно, что составит 10% от общего объема собственных налоговых и неналоговых доходов без учета безвозмездных поступлений.
В соответствии со статьей 92.1. БК РФ дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Таким образом, прогнозируемый размер дефицита республиканского бюджета на очередной финансовый год и на каждый год планового периода находится в пределах максимально допустимых значений.
Существенное увеличение внутригодовых оборотов, как следует из представленных расчетов, обусловлено необходимостью рефинансирования долговых обязательств по банковским кредитам с повышенной процентной ставкой путем привлечения краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатка средств на счетах республиканского бюджета.
В целом поступление и расходование средств, отраженное в источниках финансирования дефицита, соответствует программам государственных заимствований и программам государственных гарантий Республики Бурятия на очередной финансовый год и на плановый период.
Отражение операций по привлечению и расходованию средств за счет источников финансирования дефицита соответствует требованиям БК РФ.
Статьей 15 законопроекта предлагается установить верхний предел государственного внутреннего долга Республики Бурятия на 1 января 2016 года в объеме 10,23 млрд.рублей, на 1 января 2017 года в объеме 11,83 млрд.рублей, на 1 января 2018 года в объеме 13,86 млрд.рублей.
Предельные значения государственного долга Республики Бурятия на отчетные даты рассчитаны исходя из условий и графиков платежей по действующим и планируемым соглашениям на предоставление кредитов кредитных организаций, кредитных ресурсов из федерального бюджета и действующего договора на предоставление государственной гарантии ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский».
Предельные объемы государственного долга на отчетный финансовый год и плановый период, согласно законопроекту, составляют соответственно 51,9%, 57% и 63,9% от максимально допустимого значения, определенного в соответствии со статьей 107 БК РФ (не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
Структура и виды долговых обязательств Республики Бурятия в очередном финансовом году и в плановом периоде соответствуют требованиям бюджетного законодательства.
Предельные объемы долга по государственным гарантиям не превышают остаток задолженности принципала по обеспеченному гарантией кредитному обязательству перед банком с учетом графика его погашения.
С учетом вышеизложенного Счетная палата полагает, что представленные законопроектом показатели изменения параметров долговых обязательств в очередном финансовом году и в плановом периоде, в том числе в части установления предельного объема государственного долга Республики Бурятия, рассчитаны на негативный сценарий развития ситуации с наполняемостью доходной части бюджета финансовыми ресурсами, при котором государственные заимствования и в текущем финансовом периоде, и в очередном году будут осуществляться в полном объеме.
В целом же, как показывает практика исполнения бюджета за последние годы, объем принимаемых долговых обязательств и, соответственно расходы на их обслуживание, оказывались существенно ниже ожидаемого уровня.
В заключение хотелось бы отметить, что, по сложившейся практике, к рассмотрению представленного законопроекта во втором чтении, как правило, существенно меняются основные характеристики республиканского бюджета на очередной финансовый год, в том числе вследствие возникшей необходимости распределения дополнительно поступающих средств из федерального бюджета, что, в последующем, требует более подробного анализа запланированных расходов.
С учетом вышеизложенного, Счетная палата РБ рекомендует принять проект Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в первом чтении.
Спасибо за внимание.