Доклад Председателя Счетной палаты РБ Пегасова Е.В. на публичных слушаниях в Народном Хурале Республики Бурятия по проекту Закона РБ «Об исполнении республиканского бюджета за 2011 г.» (14.06.2012 г.)

14 июня 2012 г.

Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники публичных слушаний!

В рамках полномочий по последующему контролю за исполнением региональных бюджетов, предоставленных контрольно  - счетным органам субъектов Федеральным законом от 07.02.2011 года № 6-ФЗ, Счетной палатой Республики Бурятия была проведена экспертиза проекта закона «Об исполнении республиканского бюджета за 2011 год».

При проведении экспертизы акцент ставился на соответствие положений представленного законопроекта требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации с учетом результатов проведенного анализа исполнения доходной и расходной части бюджета главными администраторами бюджетных средств.

Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» был утвержден Народным Хуралом Республики Бурятия 10 декабря 2010 года.
В процессе исполнения бюджета в отчетном финансовом году указанный закон претерпел существенные изменения: достаточно сказать, что по сравнению с первоначальной редакцией доходы бюджета были увеличены на 43,4 % и составили в конечном итоге 36,8 млрд.рублей.
Увеличение расходной части бюджета произошло на 32,8%, в окончательной редакции расходы республиканского бюджета на 2011 год были утверждены в сумме 39,4 млрд.рублей.

Таким образом, дефицит республиканского бюджета на 2011 год на заключительной стадии его планирования был выражен суммой в 2,6 млрд.рублей., что на 34,5% меньше первоначально утвержденного показателя.
По сравнению с первоначальной редакцией Закона о бюджете соотношение покрытия расходных обязательств за счет поступлений, классифицируемых в доходной части (без учета источников финансирования дефицита) составило 93,3%, ранее указанный показатель находился на уровне  86,4%, что на наш взгляд оказало положительное влияние на изменение качественных показателей структуры бюджета.

Следует отметить, что в процессе исполнения бюджета плановые назначения по расходам, детализированные в сводной бюджетной росписи расходов, были увеличены на 895,8 млн.рублей.

Основными причинами отклонения показателей уточненной Сводной бюджетной росписи от утвержденных в Законе о бюджете плановых назначений послужили: перераспределение средств фонда увеличения стоимости основных средств исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия; перераспределение средств резервных фондов Правительства Республики Бурятия; распределение субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, сверх объемов, утвержденных Законом о бюджете.
Указанные выше основания уточнения плановых назначений по расходам соответствовали статье 217 БК РФ.

Как уже было отмечено в докладе Министра финансов,  кассовое исполнение республиканского бюджета в 2011 году составило:
•    по доходам в сумме 38,62 млрд.рублей;
•    по расходам в сумме 38,55 млрд.рублей.

Таким образом, бюджет исполнен с профицитом в сумме 73,6 млн.руб.
Анализ результатов исполнения республиканского бюджета в 2011 году по доходам позволяет, на наш взгляд, отметить следующие моменты.

Во-первых,  снижение объема безвозмездных поступлений.
К примеру,  в общем объеме поступивших доходов доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшилась до 58,3% (для сравнения, аналогичный показатель при исполнении республиканского бюджета за 2010 год был зафиксирован на уровне 61,2%).

Во-вторых, для отчетного года, как и для предыдущего финансового периода характерна тенденция к постепенному снижению доли обезличенных межбюджетных трансфертов, как при планировании бюджета, так и по результатам его кассового исполнения.

Так, в утвержденных плановых назначениях объем дотаций в общей массе безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составил 53,5%, по итогам исполнения доля указанного вида финансовой помощи не превысила 52,6%.
Для примера, в 2009 году доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов составила 63,5% (план) и 61,4% (факт), в 2010 году соответственно  59,4% и 59,1%.

В-третьих, существенное увеличение объема  собственных налоговых и неналоговых доходов.

Если по итогам 2010 года собственные налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 12,7 млрд.рублей, то по итогам отчетного периода аналогичные показатели выросли на 24,8% и составили почти 16 млрд.рублей.
Для примера, по сравнению с 2009 годом объем собственных налоговых и неналоговых доходов в 2010 году увеличился только на 13,3%.

Существенное увеличение доходной базы позволило Министерству финансов Республики Бурятия изменить структуру источников финансовых поступлений, зарезервированных на покрытие бюджетного дефицита в отчетном году.

В частности, было принято решение отказаться от привлечения дополнительных ресурсов за счет выпуска республиканских государственных ценных бумаг, а дополнительно поступившие доходы направить на снижение долговой нагрузки республиканского бюджета перед кредитными организациями.

Предпринятые действия позволили оптимизировать ситуацию с государственными долговыми обязательствами Республики Бурятия.
В течение отчетного года была в полном объеме погашена задолженность по банковским кредитам на сумму свыше 1 млрд.рублей, исполнены своевременно и в полном объеме обязательства по привлеченным за счет средств федерального бюджета межбанковским кредитам.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2012 года объем внутреннего государственного долга Республики Бурятия снизился до 4,4 млрд.рублей, или на 8,8%%  по отношению к аналогичному показателю на начало отчетного периода.
В относительных значениях объем государственного долга составил 27,7% от максимально допустимого значения, установленного в статье 107 БК РФ, и 82,0 % от предельного объема государственного долга, установленного в статье 13 Закона о бюджете.

Как уже было отмечено выше, кассовое исполнение республиканского бюджета в 2011 году по расходам составило 38,55 млрд.рублей, или 95,6% от утвержденных плановых назначений.

Остаток неосвоенных средств составил 1,77 млрд.рублей, или 4,4% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи расходов.

По результатам проведенной оценки итогов исполнения бюджета по расходам на наш взгляд можно выделить несколько причин, вследствие которых утвержденные плановые назначения не были выполнены в полном объеме.
Прежде всего, к таковым следует отнести фактор позднего поступления в доходы республиканского бюджета безвозмездных поступлений, являющихся источниками формирования определенных расходов. В частности, в силу указанных обстоятельств не были освоены ассигнования на разработку и реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов, на оказание мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Кроме вышеуказанных обстоятельств на итоги исполнения бюджета оказали влияние следующие факторы: достигнутая экономия средств по результатам проведения торгов на право заключения государственных контрактов; изменения в нормативном регулировании порядка исполнения расходных обязательств (к примеру, в части предоставления субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства, формирование стипендиального фонда по средним специальным учебным заведениям), нарушение запланированных сроков исполнения работ по объектам капитального характера, в том числе в силу имеющихся недостатков при их организации. Следует отметить, что в общем объеме неиспользованных средств более 70% занимают ассигнования на капитальные вложения.

В качестве положительного момента полагаем необходимым отметить снижение процента неисполнения плановых назначений по отдельным подразделам классификации расходов.

Так, по сельскому хозяйству и дорожному хозяйству отклонение показателей кассового исполнения бюджета от утвержденных параметров составило соответственно 5,1 млн.рублей (0,4% от запланированных 1,24 млрд.рублей) и 18,1 млн.рублей (1,3% от запланированных 1,4 млрд.рублей).

При сравнимых показателях объемов утвержденных ассигнований в 2010 году по подразделу 0405 не было освоено  7,2%, что в абсолютных значениях составило 923,7 млн.рублей от запланированных 1,28 млрд.рублей, по подразделу 0409 отклонение показателей кассового исполнения бюджета от утвержденных параметров составило 280,4 млн.рублей или 20,1%, от утвержденных 1,4 млрд.рублей.

По результатам проведенной внешней проверки бюджетной отчетности  главных администраторов бюджетных средств данных, позволяющих поставить под сомнение достоверность годового отчета об исполнении республиканского бюджета, выявлено не было.

В целом по законопроекту замечаний у Счетной палаты РБ не имеется. Представленный законопроект рекомендуем к принятию.


Спасибо за внимание.