Семинар-совещание «Особенности реализации Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и соответствующих законов субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе»
13-14 июля 2011 год г. Улан-Удэ
Уважаемые участники семинара-совещания!
Уважаемые гости и приглашенные!
Счетная палата Республики Бурятия была образована в соответствии с Конституцией Республики Бурятия в 1996 году. Закон Республики Бурятия от 7 сентября 1995 года № 191-1 «О Счетной палате Народного Хурала Республики Бурятия» определил Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Народным Хуралом Республики Бурятия и подотчетный ему.
За 15 лет Счетная палата прошла путь от подразделения Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия, занимавшего три кабинета и имеющего в своем штате помимо руководства троих инспекторов и троих аудиторов, до самостоятельного независимого контрольного органа, обладающего правами юридического лица, состоящего из Председателя, заместителя Председателя, 5 аудиторов Счетной палаты и аппарата, в состав которого входит 15 инспекторов и ведущих специалистов, занимающихся контрольной деятельностью.
Контрольная деятельность Счетной палаты началась с принятием в апреле 1996 года на работу на должности инспекторов Халбаевой Зои Сергеевны и Доржиевой Тамары Бадмаевны. Зоя Сергеевна и сейчас продолжает трудиться в Счетной палате в должности главного инспектора, Тамара Бадмаевна находится на заслуженном отдыхе.
Первым Председателем Счетной палаты решением Народного Хурала Республики Бурятия был назначен Айдаев Геннадий Архипович. После перехода Айдаева Г.А. на выборную должность мэра столицы Республики Бурятия г.Улан-Удэ Счетную палату с сентября 1999 года возглавил Иванов Сергей Викторович, работавший с октября 1997 года в должности заместителя Председателя Счетной палаты.
Под руководством высокообразованного специалиста Сергея Викторовича Иванова, обладающего богатым опытным руководящей хозяйственной деятельности, произошло формирование Счетной палаты как самостоятельного независимого и авторитетного контрольного органа.
В структуре Счетной палаты было образовано четыре, а в последствие пять направлений деятельности, каждое из которых возглавил один из аудиторов. Все главные распорядители бюджетных средств распределены между курирующими их аудиторскими направлениями.
За период с момента создания Счетной палаты наработан практический опыт и сформировались традиции в деятельности главного совещательного органа Счетной палаты – Коллегии Счетной палаты. Решением Коллегии утверждаются все важнейшие вопросы деятельности Счетной палаты. Наглядным примером тому является тот факт, что подавляющее большинство рекомендаций в адрес Правительства Республики Бурятия и исполнительных органов государственной власти, утверждаемых Коллегией Счетной палаты по результатам контрольных и экспертных мероприятий, исполняется.
В отсутствии практического опыта функционирования контрольно-счетных органов в Российской Федерации методика работы Счетной палаты формировалась в процессе осуществления практической деятельности.
На начало 1998 года в Счетной палате работало 9 сотрудников. В 1999 году в связи с возрастанием значимости Счетной палаты и важностью решаемых ею задач Счетная палата Народного Хурала Республики Бурятия была реорганизована в Счетную палату Республики Бурятия с преданием ей статуса юридического лица. Была расширена сфера деятельности Счетной палаты, увеличена штатная численность, введено понятие «аппарат Счетной палаты». Число сотрудников в 2000 году составляло уже 13 человек.
В 2004 году Счетная палата получила отдельное здание и новое техническое оснащение.
Таким образом, сотрудникам Счетной палаты были созданы все необходимые условия для плодотворной работы.
Несмотря на выход из состава Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия работа Счетной палаты построена на тесном взаимодействии с депутатами Народного Хурала. При формировании годового плана работы Счетной палаты учитываются все предложения комитетов и комиссий Народного Хурала, по запросам депутатов Народного Хурала проводятся внеплановые проверки. Руководители и аудиторы Счетной палаты принимают участие в заседаниях комитетов Народного Хурала и участвуют в рабочих группах, создаваемых Народным Хуралом для решения определенных вопросов.
Председатель Счетной палаты ежегодно отчитывается перед Народным Хуралом Республики Бурятия о проделанной коллективом работе за год.
В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с 2000 года начал издаваться «Бюллетень Счетной палаты Республики Бурятия».
За период, прошедший после образования Счетной палаты, менялись приоритеты деятельности, увеличивались объемы выполняемых работ, но главным всегда оставался контроль за исполнением бюджета и использованием государственной собственности. Так до 2000 года в контрольной деятельности Счетной палаты основной упор делался на выявление фактов или принятие мер по недопущению нецелевого расходования бюджетных средств. С переходом в 2000-2001 годах на казначейское исполнение бюджета в значительной степени улучшилась финансовая дисциплина, увеличились возможности контроля за соблюдением бюджетных назначений бюджетополучателями.
В сложившихся условиях возросла значимость эффективности использования бюджетных средств. Принятой в 2004 году Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в качестве одного из направлений реформирования было предусмотрено внедрение аудита эффективности. В связи с отсутствием необходимой нормативной правовой и методической базы для проведения аудита эффективности Счетной палатой стало практиковаться проведение контрольных мероприятий с применением элементов аудита эффективности.
Изменения в законодательстве о местном самоуправлении, определившие самостоятельность бюджетов муниципальных образований, потребовали расширить деятельность Счетной палаты по контролю бюджетов органов местного самоуправления.
В апреле 2007 года по инициативе Счетной палаты состоялось совещание контрольно-счетных органов Республики Бурятия на котором был сформирован Совет контрольно-счетных органов Республики Бурятия и утверждено Положение о Совете КСО РБ.
Сейчас в состав Совета КСО РБ входят все контрольно-счетные органы, созданные в районных муниципальных образованиях и городских округах. Основной целью создания Совета является координация деятельности КСО муниципальных образований и совершенствование методической базы.
За предшествующий юбилею период Счетная палата накопила значительный практический опыт как в организации и проведении контрольных мероприятий, так и в экспертной работе. Счетной палатой проводится экспертиза всех законопроектов, касающихся вопросов расходования средств республиканского бюджета и внебюджетного фонда или использования государственной собственности. Особое место в экспертной работе занимают проекты законов об исполнении республиканского бюджета и законопроекты о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Значимость экспертной работы заключается в предотвращении нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств. В этой связи следует отметить, что Законом Республики Бурятия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия» в функции Счетной палаты включена подготовка заключений по проектам инвестиционных соглашений Правительства Республики Бурятия с инвесторами – претендентами на получение государственной поддержки. Практически все представленные проекты инвестиционных соглашений по рекомендациям Счетной палаты направлялись на доработку.
В 2009 году Счетной палате Республики Бурятия Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации был вручен Сертификат соответствия за № 011. Данный факт говорит о высокой оценке результатов работы Счетной палаты.
Достижения Счетной палаты стали возможны благодаря квалифицирован-ной, добросовестной и кропотливой работе сотрудников, прежде всего ветеранов. Из Счетной палаты, отдав ей многие годы работы, ушли на заслуженный отдых заместитель Председателя Счетной палаты Баторова Галина Раднаевна, аудиторы Бугдашкина Людмила Анхеевна и Гармаев Ойдоп Жамьянович, старшие инспекторы Доржиева Тамара Бадмаевна и Доржиева Гарма Сыреновна. Неоспорима роль в становлении Счетной палаты бывшего Председателя Иванов Сергей Викторович, ушедшего на заслуженный отдых в сентябре 2010 года. Работа Сер-гея Викторовича в Счетной палате отмечена Почетной грамотой Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации, Почетной грамотой Счетной палаты Российской Федерации, Почетными грамотами Народного Хурала Республики Бурятия, Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, Медалью Ордена за заслуги перед отечеством 2-й степени.
В 2011 году исполняется 15 лет деятельности Счетной палаты Республики Бурятия. За эти годы руководством, аудиторами и сотрудниками аппарата Счетной палаты проведена большая организационная, контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая работа, в результате чего Счетная палата заняла достойное место в системе государственной власти Республики Бурятия и заслужила авторитет и уважение как контрольного органа, ведущего борьбу с финансовыми злоупотреблениями и неэффективным использованием бюджетных средств.
Успехам в работе способствовало создание в Счетной палате сплоченного коллектива единомышленников. Взаимоотношение сотрудников Счетной палаты не ограничивается только работой. В коллективе практикуются выезды на отдых с участием членов семей, на выездах проводятся спортивные состязания и конкурсы.
В связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 5 мая 2011 года «О Счетной палате Республики Бурятия». С вступлением в силу нового законодательства несколько изменятся условия работы Счетной палаты, задачи и подходы к их выполнению. Приоритетным для финансовых контрольных органов становится не просто контроль за исполнением бюджета, но и оценка достигнутых результатов, что означает включение контрольно-счетных органов в процесс управления результатами.
В настоящее время коллективом Счетной палаты проводится необходимая работа по подготовке к успешному выполнению своих задач в новых условиях. Так, Счетная палата приняла самое непосредственное участие в подготовке проекта закона «О Счетной палате Республики Бурятия», принятого 5 мая 2011 года и вступающего в силу с 1 октября 2011 года.
Совместно с депутатами Народного Хурала Республики Бурятия нам предстоит подготовить предложения по внесению изменений в республиканские законы по 9 вопросам в области осуществления внешнего финансового контроля, отнесенных Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» к ведению законодательных органов субъектов Российской Федерации. В вопросе доработки республиканского законодательства возникает ряд проблем, решать которые на наш взгляд требуется на Федеральном уровне.
Спасибо за внимание.
14 июля 2011 г.