Уважаемые участники публичных слушаний!
В рамках подготовки к рассмотрению представленного законопроекта в первом чтении, в соответствии со статьей 18 Закона «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» действующим законодательством, Счетной палатой Республики Бурятия было сформировано заключение по основным характеристикам республиканского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Как уже было отмечено в предыдущих выступлениях, проект республиканского бюджета на 2023 год сформирован, исходя из прогнозируемых:
· общего объема доходов в сумме 100,8 млрд.руб., в том числе безвозмездных поступлений в сумме 61,2 млрд.руб., собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 39,6 млрд.руб.,
· общего объема расходов в сумме 108,1 млрд.руб.,
· прогнозируемого дефицита республиканского бюджета в сумме 7,2 млрд.руб., что составит 18,3% от утвержденного общего годового объема собственных налоговых и неналоговых доходов.
Размер дефицита республиканского бюджета на 2023 год находится в пределах максимально допустимого значения, увеличенного на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются
бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета, что соответствует требованиям статьи 92.1. БК РФ.
Объем собственных налоговых и неналоговых доходов на 2023 год в законопроекте прогнозируется с достаточно существенным (7,6%, или 3,2 млрд.руб.) снижением к уточненным плановым назначениям текущего года. Основной причиной значительного замедления темпа роста прогнозных показателей, явилось падение планируемых объемов поступлений по налогу на прибыль организаций.
Так, на очередной финансовый период поступление в доходы республиканского бюджета указанного налога прогнозируется на уровне 80,6% к ожидаемым результатам текущего года.
При этом расчеты, обосновывающие прогноз поступления налога на прибыль организаций на 2023 год в указанном объеме (в разрезе налогоплательщиков или групп налогоплательщиков, отраслей экономики, администраторов поступлений – исполнительных органов государственной власти РБ и т.п.), представлены на были, в связи с чем Счетная палата была лишена возможности дать оценку объективности снижения указанного показателя.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что при рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2022 год в первом чтении плановые назначения по налогу на прибыль организаций были заявлены на уровне 8,0 млрд.руб., что составляло на тот момент порядка 78,3% к уточненному прогнозу на 2021 год.
Излишне говорить, что за истекший период текущего года первоначальный прогноз был увеличен на 64,0%, или на 5,1 млрд.руб. в абсолютных значениях.
Касательно иных налогов, входящих в состав бюджетообразующих доходных источников, Счетной палатой РБ были сделаны выводы о существующем резерве в заявленных прогнозах поступлений по налогу на доходы физических лиц и налоге, взимаемом в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Так, используя расчетные показатели, содержащиеся в представленных в составе проекта бюджета материалах, нами были определены альтернативные значения плановых показателей по НДФЛ на очередной год на уровне 15,4 млрд.руб., что выше правительственного варианта более чем на 255,0 млн.руб.
Хотелось бы также обратить внимание, что необходимость учета динамики наполняемости доходной части республиканского бюджета в текущем периоде, исходя из установленных региональным законодательством налоговых преференций, была анонсирована Счетной палатой РБ при составлении прогноза поступлений по налогу, взимаемого в связи с применением УСНО.
Расходную часть республиканского бюджета на 2023 год предлагается утвердить в объеме 108,1 млрд. руб., что составит 93,7 % к уровню утвержденных назначений текущего года.
По результатам предварительной оценки обоснованности предложенных законопроектом к утверждению бюджетных ассигнований на финансирование расходных обязательств очередного года Счетной палатой РБ были представлены замечания и предложения в части финансирования расходов по направлениям: охрана окружающей природной среды, сельское хозяйство, культура, транспорт, инновационная экономика и т.д.
Подробный анализ будет произведен при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Представленным законопроектом предлагается утвердить на первый и второй годы планового периода условно утверждаемые расходы в суммах 1,67 млрд.руб. и 3,52 млрд.руб. соответственно, что превысит минимально допустимые показатели, рассчитанные в соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 184.1 БК РФ.
Как было отмечено выше, размер дефицита республиканского бюджета на очередной финансовый год находится в пределах максимально допустимых значений, установленных статьей 92.1 БК РФ для субъектов, планирующих привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (не более 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, увеличенную на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации).
В качестве источников финансирования дефицита предлагается определить поступления от размещения государственных ценных бумаг РБ в объеме 2,0 млрд.руб. и положительную разницу между привлеченными и погашенными кредитами кредитных организаций в объеме 4,2 млрд.руб. и межбюджетными кредитами в объеме 1,0 млрд.руб., что соответствуют статье 95 БК РФ.
Предлагаемые к утверждению законопроектом верхние пределы государственного долга Республики Бурятия на 1 января 2024, 2025 и 2026 годов в размерах 30,8 млрд.руб., 35,4 млрд.руб. и 40,4 млрд.руб. составят, соответственно: 77,7%, 84,5% и 89,5% от максимально допустимого значения объема региональных государственных долговых обязательств, установленного статьей 107 БК РФ (общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
Следует отметить, что по результатам проведенного анализа прогнозируемой динамики изменения объема и структуры долговых обязательств в текущем году и очередном финансовом периоде Счетной палатой РБ был сделан вывод о существующем риске превышения верхних пределов государственного долга по состоянию на отчетные даты, в связи с чем было рекомендовано Правительству РБ внести коррективы в указанные параметры с учетом результатов исполнения республиканского бюджета в текущем году.
В целом по законопроекту Счетная палата полагает возможным рекомендовать принять его в представленной редакции в первом чтении.
Спасибо за внимание.