Доклад Председателя Счетной палаты РБ Е.В.Пегасова о работе Счетной палаты РБ в 2022 году

05.05.2023

Добрый день, уважаемые депутаты!

 

В 2022 году Счетной палатой проведено 257 мероприятий, в том числе 17 контрольных, 41 экспертно-аналитическое мероприятие и 176 экспертиз проектов нормативных правовых актов.

В отчетном году Счетная палата осуществляла контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на строительство, ЖКХ, капвложения, транспорт, сельское хозяйство, охрану окружающей среды, образование, здравоохранение, общегосударственные вопросы, а также контролировала соблюдение бюджетного законодательства муниципальными образованиями республики.

Экспертно-аналитическая деятельность включала внешнюю проверку годового отчета об исполнении республиканского бюджета и бюджета ТФОМС РБ; оперативный анализ исполнения этих бюджетов; тематические мероприятия, а также финансово-экономическую экспертизу проектов НПА.

Мероприятиями охвачено 142 объекта.

Объем проверенных средств составил 17,8 млрд рублей. Кроме того, 211 млрд рублей охвачено внешними проверками годовых отчетов об исполнении республиканского бюджета и бюджета ТФОМС РБ за 2021 год, а также ежеквартальным оперативным анализом исполнения этих бюджетов.

В 2022 году выявлено 965 нарушений на сумму 1,6 млрд рублей. Это в 1,3 раза больше предыдущего года по числу нарушений и в 2,6 раза больше по сумме. Наибольшую долю нарушений составили:

; нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 38% или 619 млн рублей (165 нарушений);

; нарушения ведения бухучета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 30% или 486 млн рублей (184 нарушения);

; нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юрлиц – 17% или 281 млн рублей (215 нарушений).

Выявлено также: нецелевое использование бюджетных средств на сумму 3,7 млн рублей, нарушения в сфере управления государственной (муниципальной) собственностью в сумме 23,2 млн рублей и прочие.

Установлены факты неэффективно использованных бюджетных средств объемом 30,1 млн рублей.

В адрес проверенных организаций внесено 64 представления с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков, 42 выполнено, остальные – в работе.

По результатам контрольных мероприятий 8 материалов направлены в правоохранительные органы (Прокуратура, МВД по РБ), по результатам их рассмотрения возбуждено 1 уголовное дело, принято 2 решения об отказе в возбуждении уголовного дела. 4 материала направлено в иные уполномоченные органы (УФАС, УФНС).

Должностными лицами Счетной палаты возбуждено 25 дел об административных правонарушениях, по 22-ум судом вынесены постановления по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания.

К административной ответственности привлечено 5 юридических и 17 должностных лиц. К дисциплинарной ответственности - 5 должностных лиц.

В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на сумму 77,3 млн рублей.

Из предъявленных к восстановлению в республиканский бюджет 14 млн рублей обеспечен возврат 4,5 млн рублей, принимаются меры к восстановлению оставшихся.

Взыскано штрафов на сумму 0,3 млн рублей.

По представлениям, вынесенным Счетной палатой до 2022 года, устранено нарушений на сумму 2,74 млн рублей, в том числе 2,65 млн рублей возвращено в бюджеты, ожидаются к возврату еще 6,0 млн рублей.

 

Кратко остановлюсь на основных результатах проведенных в 2022 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по направлениям.

1 направление - контроль за осуществлением бюджетного процесса, формированием и исполнением республиканского бюджета, соблюдением бюджетного законодательства муниципальными образованиями

По заключениям Счетной палаты на законопроекты об изменениях в республиканский бюджет 2022 года и о республиканском бюджете на 2023 год сокращены расходы на сумму 8,4 млн рублей и уточнены КБК по расходам на сумму 16,7 млн рублей. По результатам мониторинга поступления налоговых и неналоговых платежей направлялись рекомендации по корректировке прогноза доходов республиканского бюджета.

По результатам 3 проверок использования межбюджетных трансфертов бюджетам Заиграевского, Окинского и Тункинского районов, а также 3 проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов высокодотационных муниципальных образований в Мухоршибирском и Селенгинском районах выявлено 81 нарушение на сумму 36,3 млн рублей, составлено 12 протоколов об административных правонарушениях в отношении 8 должностных и 4 юридических лиц.

Основные нарушения в сфере межбюджетных отношений - это неэффективное использование бюджетных средств, нарушения ведения бухучета и отчетности. Имеет место заключение договоров сверх утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, нарушения в сфере закупок и нецелевое использование бюджетных средств.

По нарушениям порядка предоставления межбюджетных трансфертов обеспечен возврат 3,3 млн рублей в республиканский бюджет.

2 направление - контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на строительство, капвложения, транспорт

В отчетном году Счетной палатой проведен аудит эффективности расходования ассигнований Дорожного фонда на поддержание и восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автодорог и искусственных сооружений на них по направлению – содержание автодорог. Установлено, что в отсутствие правовых оснований за счет средств Дорожного фонда, выделенных на содержание автодорог, производилась перевозка пассажиров и автотранспорта на паромных переправах; осуществлялось содержание автодороги при незарегистрированном праве собственности республики на нее.

Выявлено низкое качество технического учета и паспортизации автодорог и искусственных сооружений на них. Так, данные Перечня автодорог общего пользования регионального значения не соответствуют данным ЕГРН и тех.паспортов по протяженности. В тех.паспортах не проводился учет ремонтных работ на объектах, нет данных о фактических технических и эксплуатационных характеристиках автодорог. Паспортизация искусственных сооружений не проводилась. В нарушение условий контрактов установлены длительные периоды невыполнения работ по содержанию региональных автодорог.

Проведена также совместная с контрольно-счетными органами районов проверка законности, результативности использования в 2021 году субсидий из республиканского бюджета на дорожную деятельность в отношении автодорог общего пользования местного значения 7 муниципальных районов: Баунтовского, Закаменского, Иволгинского, Кабанского, Окинского, Тарбагатайского, Хоринского.

В 5-ти муниципальных районах не утверждены нормативы финансовых затрат на капремонт автодорог. Не введены в эксплуатацию после капремонта участки автодорог в Тарбагатайском, Хоринском районах; не завершена разработка ПСД на капитальный ремонт моста в Закаменском районе; имеются отставания от графика выполнения работ. Отмечено завышение в отчете показателя «технической готовности объекта»; невозврат остатка субсидии в республиканский бюджет; отсутствие в перечне автодорог местного значения в 2 районах отремонтированных автодорог; отсутствие регистрации права собственности и тех.паспортов на объекты капремонта.

Имеют также место факты завышения стоимости, приемки невыполненных и некачественно выполненных работ, факты непредъявления неустоек за неисполнение условий муниципальных контрактов.

На текущий момент Представления исполнены Минтрансом республики, Администрациями Кабанского, Тарбагатайского районов, по остальным сроки продлены на основании обращений.

Проверка эффективности использования бюджетных средств на строительстве школы в с. Аршан выявила значительное количество дефектов в период гарантийной эксплуатации: в 45-ти помещениях - протечки, в 66-ти - трещины по стенам. Для 17 модульных кабинетов поставлены учебные фильмы, видеопособия на DVD-дисках при отсутствии дисководов на одновременно поставленных компьютерах.

3 направление - контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на образование

Проверкой реализации Закона «Об образовании в Республике Бурятия» в части организации горячего питания детей установлено отсутствие единого подхода при расчетах по горячему питанию – нет утвержденных тарифов, коэффициентов выравнивания в базовых и северных районах по стоимости питания; расчетная потребность в расходах на питание искажена из-за применения прогнозных сведений вместо фактических; питание в госучреждениях и муниципальных школах отличается, как и «льготные категории» в муниципалитетах. Не урегулированы вопросы по выделению средств на питание для некоммерческих организаций, по питанию детей, обучающихся на дому.

Выявлены факты ремонта других помещений из средств на ремонт пищеблоков на сумму 1,2 млн рублей при наличии согласования смет Министерством образования и науки РБ (в Селенгинском, Прибайкальском, Баргузинском районах).

По состоянию на 1 апреля внесены изменения в Закон РБ «Об образовании..» в части выплаты компенсации стоимости 2-разового питания родителям всех обучающихся на дому детей с ограниченным возможностями. Прорабатывается вопрос установления единых нормативов стоимости питания обучающихся по северным и остальным районам, городу Улан-Удэ в зависимости от сменности и количества учебных дней (5-дневная рабочая неделя – 170 дней, 6-дневная – 204 дня). Соответствующие проекты НПА запущены.

Ведется работа по возврату средств, выделенных на ремонт пищеблоков, использованных не по назначению.

Проверкой реализации в 2019-2022 годах регионального проекта «Успех каждого ребенка» установлено, что количество мест, созданных за 2020-2022 годы для реализации дополнительных образовательных программ всех направленностей, не подтверждено фактическим увеличением показателей охвата детей услугами дополнительного образования, что говорит о недостижении цели мероприятия. Централизация закупок, применяемая при реализации мероприятий, малоэффективна, так как сопровождается длительным процессом передачи и принятия товаров к учету (до 2 лет), высоки риски их утраты. Поставлена под сомнение целесообразность закупок отдельных видов оборудования и материалов, их цена, качество; часть товаров не соответствует заявленным характеристикам.

4 направление: Контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на здравоохранение, общегосударственные вопросы

Анализ реализации регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» Нацпроекта «Здравоохранение» за период 2019-2021 годы установил несоответствие перечня медицинских изделий для оснащения региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений требованиям Минздрава России. На сегодня Постановлением Правительства РБ несоответствия устранены (ППРБ от 25.03.22 № 140).

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Госпредприятия «Бурят-Фармация» за 2020-2021 годы был установлен факт недополучения республиканским бюджетом доходов в сумме 3,7 млн рублей по итогам деятельности предприятия за 2020 год в связи с неправомерным решением балансовой комиссии. По итогам проверки эти средства перечислены предприятием в бюджет; внесены изменения в постановление Правительства республики "О регулировании деятельности ГУП РБ" в части установления минимального размера части чистой прибыли, подлежащей уплате в республиканский бюджет.

В отчетном году было завершено ЭАМ «Мониторинг  создания регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ). Анализ показал недостаточную эффективность процесса управления созданием регионального сегмента ГИС в сфере здравоохранения. При внедрении в учреждениях медицинских информационных систем не учитывалась возможность их интеграции с федеральными и региональными компонентами Единой ГИСЗ. Неэффективно израсходованы субсидии, предоставленные в 2018 году из федерального бюджета медицинским организациям на внедрение информационных систем (на сегодня они не используются). Параметры Госпрограммы РБ «Развитие здравоохранения», республиканского бюджета и паспорта регпроекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» не соответствуют друг другу.

Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, полученных Полномочным представительством Республики Бурятия при Президенте РФ в 2019-2021 годах выявила нарушения по ведению бухучета, бюджетных смет казенных учреждений; необоснованные начисления при отсутствии порядка выплаты; неправомерные и необоснованные выплаты по договорам ремонта. Данные Представительства по учету зданий и сооружений не соответствуют данным Минимущества РБ по площади и балансовой стоимости.

Ряд недостатков и нарушений выявлен в ходе анализа реализации региональных проектов «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Системные меры по повышению производительности труда» нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» за период 2019-2022 годов.

Требования Порядка предоставления грантов юр.лицам на достижение результатов Нацпроекта в части отбора их получателей противоречат друг другу. Заключенные Минэкономики РБ соглашения с предприятиями не соответствуют Порядку в части отсутствия механизма возврата и расходования неиспользованного остатка гранта, а также в части обязательств получателей. Необоснованно увеличено количество потоков-образцов в соглашениях без изменения размера гранта, без заключения допсоглашения. Вместо отчетов принимались протоколы выполненных мероприятий. Ряд плановых показателей ниже фактического исполнения в предыдущем году.

5 направление: Контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на ЖКХ, за управлением республиканской собственности, поступлением в республиканский бюджет доходов от имущества

Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию тепловых сетей от котельной «Юго-Западная», установила завышение объема субсидии из федерального бюджета на 37,3 млн рублей по объектам реконструкции. Установлена приемка и оплата завышенных объемов работ, имеются признаки ущерба местному бюджету. МУ «Улан-Удэстройзаказчиком» уменьшены объемы работ, требуемых к выполнению; не обеспечены процедуры по учету, оприходованию материалов и оборудования от демонтажа теплотрассы. Представления исполнены, нарушения и недостатки устранены.

Совместной с ревизионной комиссией Северо-Байкальского района проверкой эффективности мер государственной поддержки в сфере теплоснабжения в Северо-Байкальском районе установлены факты представления Минстроем РБ субсидии из республиканского бюджета для подготовки района к отопительному сезону в 2020 году без обосновывающих документов, завышения объема субсидии.

Анализ полноты поступления в республиканский бюджет в 2021-2022 годах неналоговых доходов, администрируемых Минимуществом Республики Бурятия, выявил занижение Минимуществом на 16,7 млн рублей прогнозных показателей прибыли от организаций. Кадастровая стоимость земельных участков, составляющих казну республики, с 01.01.2021 не актуализировалась, что повлекло искажение бюджетной отчетности за 2021 год. Не были приняты меры по расторжению договора аренды земельного участка, не использовавшегося 9 лет, предоставленного Фонду регионального развития РБ.

6 направление: Контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на сельское хозяйство и охрану окружающей среды

Проверка использования бюджетных средств, направленных на мероприятия по охране атмосферного воздуха, установила, что в нарушение тех.задания к контракту база данных об источниках загрязнения атмосферного воздуха для сводных расчетов сформирована не полностью, учитывает лишь 45% объектов, числящихся в реестре ОНВОС. Не учтены и не внесены в базу данных некоторые территории частного сектора г.Улан-Удэ, что может повлечь некорректность проведения рассеивания вредных веществ в атмосфере и неверные управленческие решения при охране атмосферного воздуха. Расчеты себестоимости производства бездымного топлива недостаточно обоснованы, требуют доработки и уточнений. Согласно внесенному представлению подрядные организации исправляют выявленные факты некачественно проведенных работ.

По результатам проверки использования грантов, выданных сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, выявлен случай представления платежного поручения с признаками подделки. фактически платеж не осуществлялся, ущерб бюджету составил 625,2 тыс. руб. Материалы направлены в Прокуратуру республики, возбуждено уголовное дело. Проверка наличия объектов, на которые предоставлялись гранты, производилась Минсельхозпродом РБ на основании письменного отчета без выезда на место. В ряде случаев оборудование не было поставлено и строительные работы на объектах не завершены.

Счетная палата также продолжает контроль за возвратом в бюджет незаконно использованных субсидий. Так, в 2022 году по результатам проверок предыдущих лет обеспечен возврат средств в сумме 2,6 млн. руб. за предоставление к субсидированию поддельных документов на приобретение сельхозтехники, завышение стоимости молочного оборудования и несоответствие условиям предоставления субсидий.

 

В завершение хочу отметить, что в 2023 году Счетная палата продолжает контрольную и экспертно-аналитическую деятельность в соответствии с Планом работы, в частности, будет проведен ряд контрольных мероприятий по поручению Народного Хурала Республики Бурятия по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств учреждениями, функционирующими в сфере жилищного строительства, коммунального комплекса, спорта, народного творчества, молодежной политики.

 

Спасибо за внимание!