Интервью Председателя Счетной палаты Республики Бурятия Е.В. Пегасова «Бюджет под контролем Счетной палаты Республики Бурятия», 19 ноября 2014 г

Бюджет под контролем Счетной палаты Республики Бурятия

 

Почему Счетная палата РБ подотчетна Народному Хуралу, экспертизу каких законодательных актов проводит этот независимый орган, могут ли обычные граждане обратиться в это ведомство? Об этом и другом наше интервью с председателем Счетной палаты Республики Бурятия Е.В.Пегасовым.

 

- Евгений Владимирович, Счетная палата – независимый орган, между тем, он подотчетен Народному Хуралу. Почему?

 - Под независимостью контрольно-счетного органа понимается, прежде всего, его организационная, финансовая и правовая самостоятельность по отно­шению к системе органов исполнитель­ной власти соответствующего публично- правового образования. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Фе­дерации система государственного (му­ниципального) финансового контроля подразделяется на два вида: внешний и внутренний.

Если субъектами осуществления внутреннего финансового контроля являются уполномоченные органы ис­полнительной власти Российской Феде­рации, ее субъектов и муниципальных образований, то внешний финансовый контроль относится к исключительной компетенции специальных органов, об­разованных законодательными (пред­ставительными) органами государствен­ной власти и местного самоуправления.

На федеральном уровне такой орган - это Счетная палата РФ, на региональ­ном – контрольно-счетные органы субъ­ектов Российской Федерации (и Счетная палата Республики Бурятия, в их числе), на местном – контрольно-счетные орга­ны муниципальных образований.

Логика законодателя исходила из следующего постулата: если организа­ция исполнения и непосредственное ис­полнение бюджета любого уровня бюд­жетной системы Российской федерации является исключительной прерогати­вой органов исполнительной власти, то представительные (законодательные) органы должны осуществлять контроль­ные функции посредством утверждения проекта бюджета на очередной финансо­вый год, законов (решений) о внесении изменений в бюджет текущего года и утверждения отчета об исполнении бюд­жета за прошедший финансовый период.

Для получения объективной инфор­мации, или, если хотите, для подтверж­дения достоверности полноты и объ­ективности представляемой органами исполнительной власти информации в процессе законопроектной деятельно­сти представительному органу требуется мнение независимого эксперта в области финансовых отношений.

Таким экспертом как раз и призваны выступать государственные и муници­пальные контрольно-счетные органы, и в этом смысле термин «внешний» пред­полагает независимость от органов ис­полнительной власти.

Иными словами – Счетная палата – это «глаза и уши» Народного Хурала Республики Бурятия в финансово-бюд­жетной сфере.

В соответствии с бюджетным зако­нодательством Российской Федерации Счетная палата Республики Бурятия образована Народным Хуралом, объем ее компетенции, правовой статус и ха­рактер взаимоотношений с представи­тельным органом определяется респу­бликанским Законом «О Счетной палате Республики Бурятия» от 5 мая 2011 года.

- Основная деятельность вашего органа – это контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятель­ность. Насколько взаимосвязаны эти главные направления вашей работы? Что следует из чего? Сначала ревизия и контроль, а затем экспертиза и анали­тика? Или наоборот?

 - Сразу оговорюсь, что в соответ­ствии с федеральным законодательством вся деятельность Счетной палаты осу­ществляется либо в форме контрольных, либо в форме экспертно-аналитических мероприятий. Хотя различие между вы­шеуказанными формами финансового контроля достаточно условное, можно сказать, что экспертная деятельность осуществляется на различных стадиях бюджетного процесса в республике и в силу этого носит превалирующий харак­тер. Я бы даже отметил, что финансовая экспертиза законопроектов является не­обходимым элементом нормативного со­провождения бюджетного процесса.

Помимо собственно бюджетных за­конопроектов, Счетная палата обязана проводить экспертизу проектов норма­тивных правовых актов, так или иначе влияющих на формирование собствен­ной доходной базы и объема расходных обязательств Республики Бурятия. Кроме того, предметом экспертизы, уже в со­ответствии с нашими, региональными законами, выступают проекты инвести­ционных соглашений, планируемые к за­ключению от имени Республики Бурятия.

Что касается взаимосвязи указанных форм финансового контроля, то носит она непосредственный характер.

Цель экспертизы – это предупрежде­ние возможных нарушений бюджетного законодательства на стадии планиро­вания расходов, цель же проверки или ревизии заключается в выявлении уже совершенных правонарушений.

По результатам экспертизы Счетная палата выносит рекомендации относи­тельно законности, эффективности и целесообразности предложенных из­менений в сфере нормативного регули­рования бюджетного процесса, и кон­трольное мероприятие в этом контексте следует рассматривать как один из воз­можных вариантов реагирования, когда наши рекомендации не были учтены.

С другой стороны, достаточно часто по результатам проведения контрольно­го мероприятия Коллегия Счетной пала­ты формирует предложения, направлен­ные на совершенствование бюджетного процесса в республике. Данные пред­ложения могут оформляться как в виде представления по результатам контроль­ного мероприятия, так и учитываться при составлении заключения по резуль­татам проведенной экспертизы какого- либо правового акта.

 - Как обстоят дела в районах, как работают созданные там контрольно- счетные органы и насколько они неза­висимы, в том числе от местной власти?

 - В целях повышения эффективности системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля, координации деятельности контроль­но-счетных органов республики, укре­пления сотрудничества между ними в апреле 2007 года образован и достаточно эффективно функционирует Совет кон­трольно-счетных органов Республики Бурятия, состоящий из представителей КСО 24 муниципальных образований, 7 из которых обладают статусом юридиче­ского лица. На данный момент деятель­ность ревизионных комиссий в составе районных советов депутатов осущест­вляется в 17 муниципальных образова­ниях.

Периодически (не реже двух раз в год) проводятся заседания указанной ор­ганизации, на которых рассматриваются наиболее актуальные (по мнению членов Совета) вопросы государственного и му­ниципального финансового контроля.

Во всех муниципальных районах и городских округах республики образова­ны контрольно-счетные органы, уставы и положения которых приведены в со­ответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации и дея­тельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и му­ниципальных образований».

В соответствии с этим законом пред­ставительные органы поселений, входя­щих в состав муниципального района (в республике 273 городских и сельских по­селений), вправе заключать соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муници­пального финансового контроля. По со­стоянию на 1 июля 2014 года заключено 215 соглашений представительных ор­ганов поселений с районными советами муниципальных образований республи­ки о передаче полномочий.

Хотелось бы отметить немаловажное значение в области методологического обеспечения деятельности муниципаль­ных контрольно-счетных органов Кон­трольно-счетной палаты города Улан-Удэ и ее председателя – О.Н.Генераловой, за­нимающей пост ответственного секрета­ря Союза муниципальных контрольно- счетных органов Российской Федерации.

В целом, работники муниципальных контрольно-счетных органов Республи­ки Бурятия демонстрируют достаточно высокий уровень квалификации. Как показывает практика, деятельность ор­ганов муниципального финансового контроля в большей степени носит кон­структивный характер и способствует повышению качества работы финансо­вых органов муниципальных образова­ний.

 - Евгений Владимирович, рядовые граждане обращаются к вам с просьбой о проверках?

 - В Бюджетном кодексе РФ содержит­ся закрытый перечень объектов внеш­него государственного финансового контроля. К сожалению, защита прав и законных интересов рядовых граждан, если это не связано с предоставлением субсидий из республиканского бюджета в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством, к на­шей компетенции не отнесена. Однако сказанное не означает, что информация, содержащаяся в обращениях граждан, не может быть использована нами при фор­мировании годовых или текущих пла­нов работы Счетной палаты.

 - Каковы приоритеты работы Счет­ной палаты на 2015 год?

 - Исполнение республиканского бюджета в очередном финансовом году прогнозируется в условиях достаточно сложной экономической ситуации, что возлагает на нас дополнительные требо­вания к анализу и оценке использования доходного потенциала Бурятии, а так­же законности, обоснованности и эф­фективности расходования бюджетных средств. В условиях дефицита вопрос эффективности государственных расхо­дов, достижения заданных при планиро­вании результатов должен быть постав­лен, по нашему мнению, во главу угла. Особое внимание будет уделено анали­зу расходов на исполнение социальных обязательств, в том числе обусловленных необходимостью неукоснительной реа­лизации «майских» Указов Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Надо отметить, что федеральным законодательством периодически кор­ректируется вектор направления дея­тельности региональных контрольно- счетных органов. В крайний раз нормы БК РФ, касающиеся методологии осу­ществления государственного (муни­ципального) финансового контроля, подверглись кардинальной переоценке при принятии Федерального закона № 252-ФЗ от 23.07.2013 года «О ВНЕСЕ­НИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Достаточно сказать, что указанным законом была полностью изменена кон­цепция финансового контроля, опреде­лены роль и место контролирующих ор­ганов в бюджетной системе Российской Федерации, разграничены понятия бюд­жетного нарушения и иных нарушений законодательства, регулирующего бюд­жетные правоотношения, и т.п.

Еще одним новшеством явилось распространение на должностных лиц государственных контрольно-счетных органов полномочий по составлению протоколов о совершении администра­тивных правонарушений в финансово- бюджетной сфере.

Очевидно, что поставленная задача требует от наших специалистов макси­мума усилий, осмотрительности, адек­ватности реагирования на постоянно изменяющиеся условия работы и, эле­ментарно, определенного объема знаний в области юриспруденции. Тем более что практика применения указанных норм КоАП РФ в настоящее время еще не сформировалась.

К слову сказать, инспекторами Счет­ной палаты в текущем году уже воз­буждено более 70 административных производств в отношении должностных лиц органов исполнительной власти Республики Бурятия и местного само­управления, практически все они были привлечены к ответственности на ос­новании постановлений мировых судей и соответствующих должностных лиц Министерства финансов Республики Бурятия.

Наконец, нельзя обойти вниманием и те изменения, которые коснулись вза­имоотношений контрольно-счетных ор­ганов субъектов Российской Федерации и Счетной палаты России после назна­чения на должность ее председателя Т.А. Голиковой.

Была упразднена АКСОР, вместо нее образован новый координирующий ор­ган при председателе Счетной палаты РФ – Совет КСО. Большинство руководите­лей региональных контрольно-счетных органов назначены в различные комис­сии и комитеты, осуществляющие нор­мативно-методологическое обеспечение функционирования системы внешнего финансового контроля. В частности, я являюсь членом информационно-ана­литической комиссии, и Счетная палата республики рассматривает работу в рам­ках данной формации как одно из при­оритетных направлений своей деятель­ности.

 19.11.2014 г.