Бюджет под контролем Счетной палаты Республики Бурятия
Почему Счетная палата РБ подотчетна Народному Хуралу, экспертизу каких законодательных актов проводит этот независимый орган, могут ли обычные граждане обратиться в это ведомство? Об этом и другом наше интервью с председателем Счетной палаты Республики Бурятия Е.В.Пегасовым.
- Евгений Владимирович, Счетная палата – независимый орган, между тем, он подотчетен Народному Хуралу. Почему?
- Под независимостью контрольно-счетного органа понимается, прежде всего, его организационная, финансовая и правовая самостоятельность по отношению к системе органов исполнительной власти соответствующего публично- правового образования. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации система государственного (муниципального) финансового контроля подразделяется на два вида: внешний и внутренний.
Если субъектами осуществления внутреннего финансового контроля являются уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, то внешний финансовый контроль относится к исключительной компетенции специальных органов, образованных законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления.
На федеральном уровне такой орган - это Счетная палата РФ, на региональном – контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (и Счетная палата Республики Бурятия, в их числе), на местном – контрольно-счетные органы муниципальных образований.
Логика законодателя исходила из следующего постулата: если организация исполнения и непосредственное исполнение бюджета любого уровня бюджетной системы Российской федерации является исключительной прерогативой органов исполнительной власти, то представительные (законодательные) органы должны осуществлять контрольные функции посредством утверждения проекта бюджета на очередной финансовый год, законов (решений) о внесении изменений в бюджет текущего года и утверждения отчета об исполнении бюджета за прошедший финансовый период.
Для получения объективной информации, или, если хотите, для подтверждения достоверности полноты и объективности представляемой органами исполнительной власти информации в процессе законопроектной деятельности представительному органу требуется мнение независимого эксперта в области финансовых отношений.
Таким экспертом как раз и призваны выступать государственные и муниципальные контрольно-счетные органы, и в этом смысле термин «внешний» предполагает независимость от органов исполнительной власти.
Иными словами – Счетная палата – это «глаза и уши» Народного Хурала Республики Бурятия в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Счетная палата Республики Бурятия образована Народным Хуралом, объем ее компетенции, правовой статус и характер взаимоотношений с представительным органом определяется республиканским Законом «О Счетной палате Республики Бурятия» от 5 мая 2011 года.
- Основная деятельность вашего органа – это контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность. Насколько взаимосвязаны эти главные направления вашей работы? Что следует из чего? Сначала ревизия и контроль, а затем экспертиза и аналитика? Или наоборот?
- Сразу оговорюсь, что в соответствии с федеральным законодательством вся деятельность Счетной палаты осуществляется либо в форме контрольных, либо в форме экспертно-аналитических мероприятий. Хотя различие между вышеуказанными формами финансового контроля достаточно условное, можно сказать, что экспертная деятельность осуществляется на различных стадиях бюджетного процесса в республике и в силу этого носит превалирующий характер. Я бы даже отметил, что финансовая экспертиза законопроектов является необходимым элементом нормативного сопровождения бюджетного процесса.
Помимо собственно бюджетных законопроектов, Счетная палата обязана проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов, так или иначе влияющих на формирование собственной доходной базы и объема расходных обязательств Республики Бурятия. Кроме того, предметом экспертизы, уже в соответствии с нашими, региональными законами, выступают проекты инвестиционных соглашений, планируемые к заключению от имени Республики Бурятия.
Что касается взаимосвязи указанных форм финансового контроля, то носит она непосредственный характер.
Цель экспертизы – это предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства на стадии планирования расходов, цель же проверки или ревизии заключается в выявлении уже совершенных правонарушений.
По результатам экспертизы Счетная палата выносит рекомендации относительно законности, эффективности и целесообразности предложенных изменений в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса, и контрольное мероприятие в этом контексте следует рассматривать как один из возможных вариантов реагирования, когда наши рекомендации не были учтены.
С другой стороны, достаточно часто по результатам проведения контрольного мероприятия Коллегия Счетной палаты формирует предложения, направленные на совершенствование бюджетного процесса в республике. Данные предложения могут оформляться как в виде представления по результатам контрольного мероприятия, так и учитываться при составлении заключения по результатам проведенной экспертизы какого- либо правового акта.
- Как обстоят дела в районах, как работают созданные там контрольно- счетные органы и насколько они независимы, в том числе от местной власти?
- В целях повышения эффективности системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля, координации деятельности контрольно-счетных органов республики, укрепления сотрудничества между ними в апреле 2007 года образован и достаточно эффективно функционирует Совет контрольно-счетных органов Республики Бурятия, состоящий из представителей КСО 24 муниципальных образований, 7 из которых обладают статусом юридического лица. На данный момент деятельность ревизионных комиссий в составе районных советов депутатов осуществляется в 17 муниципальных образованиях.
Периодически (не реже двух раз в год) проводятся заседания указанной организации, на которых рассматриваются наиболее актуальные (по мнению членов Совета) вопросы государственного и муниципального финансового контроля.
Во всех муниципальных районах и городских округах республики образованы контрольно-счетные органы, уставы и положения которых приведены в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии с этим законом представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района (в республике 273 городских и сельских поселений), вправе заключать соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. По состоянию на 1 июля 2014 года заключено 215 соглашений представительных органов поселений с районными советами муниципальных образований республики о передаче полномочий.
Хотелось бы отметить немаловажное значение в области методологического обеспечения деятельности муниципальных контрольно-счетных органов Контрольно-счетной палаты города Улан-Удэ и ее председателя – О.Н.Генераловой, занимающей пост ответственного секретаря Союза муниципальных контрольно- счетных органов Российской Федерации.
В целом, работники муниципальных контрольно-счетных органов Республики Бурятия демонстрируют достаточно высокий уровень квалификации. Как показывает практика, деятельность органов муниципального финансового контроля в большей степени носит конструктивный характер и способствует повышению качества работы финансовых органов муниципальных образований.
- Евгений Владимирович, рядовые граждане обращаются к вам с просьбой о проверках?
- В Бюджетном кодексе РФ содержится закрытый перечень объектов внешнего государственного финансового контроля. К сожалению, защита прав и законных интересов рядовых граждан, если это не связано с предоставлением субсидий из республиканского бюджета в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством, к нашей компетенции не отнесена. Однако сказанное не означает, что информация, содержащаяся в обращениях граждан, не может быть использована нами при формировании годовых или текущих планов работы Счетной палаты.
- Каковы приоритеты работы Счетной палаты на 2015 год?
- Исполнение республиканского бюджета в очередном финансовом году прогнозируется в условиях достаточно сложной экономической ситуации, что возлагает на нас дополнительные требования к анализу и оценке использования доходного потенциала Бурятии, а также законности, обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств. В условиях дефицита вопрос эффективности государственных расходов, достижения заданных при планировании результатов должен быть поставлен, по нашему мнению, во главу угла. Особое внимание будет уделено анализу расходов на исполнение социальных обязательств, в том числе обусловленных необходимостью неукоснительной реализации «майских» Указов Президента Российской Федерации В.В.Путина.
Надо отметить, что федеральным законодательством периодически корректируется вектор направления деятельности региональных контрольно- счетных органов. В крайний раз нормы БК РФ, касающиеся методологии осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, подверглись кардинальной переоценке при принятии Федерального закона № 252-ФЗ от 23.07.2013 года «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Достаточно сказать, что указанным законом была полностью изменена концепция финансового контроля, определены роль и место контролирующих органов в бюджетной системе Российской Федерации, разграничены понятия бюджетного нарушения и иных нарушений законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, и т.п.
Еще одним новшеством явилось распространение на должностных лиц государственных контрольно-счетных органов полномочий по составлению протоколов о совершении административных правонарушений в финансово- бюджетной сфере.
Очевидно, что поставленная задача требует от наших специалистов максимума усилий, осмотрительности, адекватности реагирования на постоянно изменяющиеся условия работы и, элементарно, определенного объема знаний в области юриспруденции. Тем более что практика применения указанных норм КоАП РФ в настоящее время еще не сформировалась.
К слову сказать, инспекторами Счетной палаты в текущем году уже возбуждено более 70 административных производств в отношении должностных лиц органов исполнительной власти Республики Бурятия и местного самоуправления, практически все они были привлечены к ответственности на основании постановлений мировых судей и соответствующих должностных лиц Министерства финансов Республики Бурятия.
Наконец, нельзя обойти вниманием и те изменения, которые коснулись взаимоотношений контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и Счетной палаты России после назначения на должность ее председателя Т.А. Голиковой.
Была упразднена АКСОР, вместо нее образован новый координирующий орган при председателе Счетной палаты РФ – Совет КСО. Большинство руководителей региональных контрольно-счетных органов назначены в различные комиссии и комитеты, осуществляющие нормативно-методологическое обеспечение функционирования системы внешнего финансового контроля. В частности, я являюсь членом информационно-аналитической комиссии, и Счетная палата республики рассматривает работу в рамках данной формации как одно из приоритетных направлений своей деятельности.
19.11.2014 г.