Интервью Председателя Счетной палаты Республики Бурятия Е.В. Пегасова «Обеспечивая контроль», 10 августа 2012 г

Обеспечивая контроль


Бурятию сегодня невозможно представить без Счетной палаты, настолько востребована ее деятельность. Став серьезным и бескомпромиссным контрольным органом, она способствует эффективному использованию бюджетных средств. И не зря Президентом Республики Бурятия В.В. Наговицыным было отмечено, что потенциал коллектива Счетной палаты укрепляет и во многом обеспечивает стабильность межбюджетных отношений, прозрачность и результативность госрасходов, профилактику коррупции, злоупотреблений и хищений материальных ценностей и денежных средств. 
 Как коллективу удается оставаться верным закону, независимым и объективным при решении поставленных задач? Достаточен ли накопленный опыт сотрудников для ежедневной контрольно-аналитической работы? Что является главнейшей задачей Счетной палаты на ближайшую и дальнюю перспективу?
Эти и другие вопросы мы адресовали Председателю Счетной палаты республики Е.В. Пегасову.


- Евгений Владимирович, планируется ли дальнейшее совершенствование форм и методов контроля?
- Эта работа проводится буквально со дня основания Счетной палаты республики. И сегодняшние результаты во многом связаны с вкладом наших ветеранов, предыдущих руководителей палаты, участвовавшим в становлении и развитии внешнего финансового контроля. Понятно, что контроль за эффективным и экономным расходованием государственных средств невозможен без надлежащего профессионализма, поэтому  и по сей день нами уделяется особое внимание повышению квалификации сотрудников.
Для жителей республики хочу уточнить, что Счетная палата республики проводит контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную работу. Мы обеспечиваем единую систему контроля исполнения республиканского бюджета и бюджета республиканского внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. Нами проводится целостный и взаимосвязанный комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Предварительный, оперативный и последующий контроль – это своего рода единая система контроля Счетной палаты за формированием и исполнением республиканского бюджета и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. Основа нашей деятельности обеспечивается пятью направлениями, возглавляемыми аудиторами, а планируемая работа проводится по поручениям Народного Хурала и его комитетов, запросам Главы Республики Бурятия и Правительства, а также по инициативе Коллегии Счетной палаты.

- Пожалуйста, расскажите вкратце о сделанном в прошлом году.
- Отмечу, что план работы Счетной палаты на 2011 год выполнен в полном объеме. Так, например, в отчетный период проведено 41 контрольное мероприятие, в т.ч.  семь по поручениям Народного Хурала Республики Бурятия, одно - по запросу Счетной палаты Российской Федерации, одно - по обращению Управления по налоговым преступлениям МВД Республики Бурятия в рамках которых было проверено 211 объектов. В соответствии с положениями бюджетного кодекса проведено 57 внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований, в том числе, пяти муниципальных районов и 52 городских и сельских поселений, 37 внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении бюджета. Было, подготовлено 344 экспертных заключения на проекты нормативных правовых актов, в том числе, 258 по проектам законов Республики Бурятия,.
Итогом контрольных мероприятий стали следующие результаты. В финансово-бюджетной сфере выявлено нарушений законодательства на 614 млн. руб., из них 7,5 млн. рублей нецелевого использования бюджетных средств, а 23,5 млн. рублей израсходовано неэффективно. В отчетном периоде устранено финансовых нарушений на 24 млн. руб., в том числе возмещено в республиканский бюджет средств 2,3 млн. руб., из них использованных не по целевому назначению в сумме 1,75 млн. рублей. Нецелевое использование 4 млн. 976 тыс.рублей будут возвращены в бюджет республики по решению суда в течение трех лет.

- Известно, что экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты в 2011 году осуществлялась по всем направлениям. Каковы результаты?
- Экспертные заключения Счетной палаты готовились по проектам республиканских законодательных актов и проектам иных республиканских нормативных правовых актов по расходованию средств республиканского бюджета, средств территориальных государственных внебюджетных фондов, а также использования республиканской собственности. В прошлом году проведено 344 экспертно-аналитических мероприятий, что в 1,5 раза больше предыдущего года. Много внимания уделено финансовым экспертизам и подготовке заключений на проекты республиканских законов. Так, на проект закона республики Бурятия «Об исполнении республиканского бюджета за 2010 год» Счетной палатой подготовлено одно заключение, два - к проекту закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». На проект закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» аудиторами, рабочими группами аудиторов и инспекторов Счетной палаты подготовлено шесть экспертно-аналитических заключений. По результатам экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой сделано 258 заключений на проекты республиканских законов, 86 - иных нормативных правовых актов.
Так, на поправки депутатов Народного Хурала к проекту закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2011 год» аудиторами Счетной палаты Республики Бурятия подготовлено 16 Заключений. По результатам рассмотрения поправок депутатов Народного Хурала республики к проекту закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2012 год» 22 Заключения Счетной палаты направлено в Народный Хурал Республики Бурятия.
Была продолжена подготовка и проведение Экспертной оценки проектов инвестиционных соглашений Правительства Республики Бурятия с инвесторами – получателями государственной поддержки. Надо отметить, что депутаты Народного Хурала и руководители республиканских исполнительных органов власти, реализуя рекомендации Счетной палаты предотвратили финансовые нарушения, незаконное или неэффективное использование средств республиканского бюджета на 857 млн. рублей. и  увеличили доходы республиканского бюджета на 581 млн.рублей.


- Достаточен ли оперативный контроль за исполнением республиканского бюджета?
- Эта работа - отдельное направление деятельности Счетной палаты. Достаточно сказать, что в рамках оперативного контроля ежеквартально осуществляется сбор информации по исполнению республиканского бюджета за отчетный период главными распорядителями средств республиканского бюджета, главными администраторами поступлений в республиканский бюджет. На основе этой информации проводится проверка исполнения республиканского бюджета за тот или иной период, а затем - контроль и анализ по выявленным расхождениям.
В 2011 году подготовлено и направлено в органы государственной власти 484 информационных материалов и предложений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, реализовано 167 предложений.
Какая работа проводится по исполнению закона о контрольно-счетных органах, принятого в феврале прошлого года?
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 7.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», мы провели достаточно большую организационно-методологическую и информационную работу.
Реализуя Федеральный закон № 6-ФЗ на региональном уровне, проведена организационная и законотворческая работа. Тогда же определен порядок формирования работы контрольного органа муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами Республики Бурятия, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Научную, методологическую и нормотворческую работу во взаимодействии со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации, региональными и муниципальными контрольно-счетными органами я бы признал плодотворной. Проблемы и перспективы реализации Федерального закона № 6-ФЗ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях обсуждались на семинаре-совещании представителей Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов Сибирского федерального округа, проведенном Счетной палатой в Бурятии.

- На Ваш взгляд, доступна ли информация о Счетной палате жителям республики?  
- В этом вопросе мы опираемся на опыт российских контрольных органов. Поэтому Счетная палата Бурятии вполне открыта в информационном плане. Кстати, о правовых основах деятельности Счетной палаты, о планах работы и результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий все желающие могут узнать в Интернете, на официальном сайте Счетной палаты республики.
Хотел бы добавить, что Счетная палата республики в контрольной деятельности уделяет большое внимание инновационной и инвестиционной деятельности, развитию малого и среднего предпринимательства, модернизации агропромышленного комплекса, а также реализации крупных инвестиционных проектов. Ведь никто не будет оспаривать их особую значимость для развития экономики всей республики. При этом особое внимание уделяется контролю за результатами вложения государственных средств, т.е. за их эффективным расходованием.

- Спасибо за интервью.                                                                                                          

Сергей ЯКОВЛЕВ



Газета Бурятия Таймс №4(61) от 10 августа 2012 года стр. 6