Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования субсидий республиканского бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленных на объект «Строительство автомобильной дороги Дутулур - Утата - Далахай, км 83 - км 94 (строительство подъезда к у. Далахай) в Закаменском районе Республики Бурятия TEXT

 07.07.2021


На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования субсидий республиканского бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленных на объект «Строительство автомобильной дороги Дутулур - Утата - Далахай, км 83 - км 94 (строительство подъезда к у. Далахай) в Закаменском районе Республики Бурятия».

В докладе аудитор отметила, что участок строящейся автодороги расположен в 90 км от районного центра – г. Закаменск, является конечной точкой автомобильной дороги общего пользования местного значения «Дутулур - Утата – Далахай» и единственной дорогой, ведущей к у. Далахай. Проектом предусмотрено строительство 11,14 км автомобильной дороги IV категории двухполосной с переходным покрытием из ЩПС.

Объем финансирования на строительство объекта выделен в размере 133,32 млн. руб., в т.ч. в 2020 году – 125,5 млн. руб., в 2021 г. – 7,84 млн. руб., из них средства федерального бюджета – 75,88 млн. руб., средства республиканского бюджета – 52,6 млн. руб., средства местного бюджета – 4,85 млн. руб.

По состоянию на 01.01.2021 оплата произведена в сумме 125,5 млн. рублей, в т.ч.:

- по муниципальному контракту на строительство Объекта в сумме 124,32 млн. руб., в т.ч. авансовые платежи 55,55 млн. руб., аванс отработан на сумму 27,14 млн. руб., неотработанная сумма аванса составила 28,41 млн. руб.

- по муниципальному контракту на оказание услуг по строительному контролю в сумме 1,17 млн. рублей.

В 2020г. произведена приемка работ и услуг всего на сумму 97,08 млн. руб. В 2021 году по состоянию на момент проверки оплата по Объекту не производилась, по информации заказчика производство работ на объекте в 2021 г. начаты только в июне.

По результатам проверки выявлены следующие недостатки и нарушения.

В нарушение Порядка предоставления субсидий бюджетам МО из Дорожного фонда РБ в Соглашениях о предоставлении субсидии, заключенных между Минтрансом РБ и Администрацией МО «Закаменский район», не содержатся порядок возврата субсидий, использованных не по целевому назначению, условия о необходимости обоснования сумм субсидий в разрезе объектов, обязанность МО представления документов в Минтранс РБ и др.

В решении о бюджете МО «Закаменский район» в нарушение БК РФ применены коды непрограммной статьи без обеспечения привязки бюджетных ассигнований к муниципальной программе, в рамках которой реализуется строящийся объект.

Заказчиком строительства Объекта определено муниципальное автономное учреждение «ЗакамДор», тогда как согласно действующему законодательству для исполнения государственных (муниципальных) функций в сфере транспорта и дорожного хозяйства может создаваться только казенное учреждение, автономные учреждения не могут быть созданы, а бюджетные учреждения создаются при наличии экономического и управленческого потенциала такого учреждения.

В объем незавершенного строительства объекта в нарушение инструкции Минфин России не включены затраты на разработку проектной документации в сумме 9,2 млн. рублей, произведенные еще в 2017 г. Изменение кадастровой стоимости двух земельных участков, предоставленных МАУ под строительство Объекта, была изменена в январе 2021 года, при этом такое изменение не отражено в бухгалтерском учете учреждения.

В нарушение федерального закона 44-фз информация об изменении контрактов не размещалась на портале государственных закупок в полном объеме.

При действующих контрактах и фактическом производстве работ на Объекте в октябре 2020 г. МАУ возвратило в бюджет часть средств по причине их возможного неосвоения, при этом условия контрактов не менялись, что могло повлечь риски неуплаты принятых работ, возникновения у учреждения кредиторской задолженности и нарушения сроков оплаты работ по контракту.

При нормативном (проектном) сроке строительства 6 месяцев срок выполнения работ по Контракту на строительство определен - 18 месяцев. По информации МАУ изменение сроков выполнения работ связано с невозможностью исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и необходимостью внесения изменений в ПСД в части увеличения длины водопропускных труб.

Между тем, в отчетах о проведении строительного контроля на объекте неоднократно было указано на значительное отставание от графика производства работ и слабую организацию работ подрядчиком, а МАУ были направлены подрядчику претензии об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по контракту и подано исковое заявление о взыскании неустойки в размере 891 тыс. рублей в Арбитражный суд РБ, а также решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с вероятностью срыва работ (впоследствии отменено). Таким образом, сделаны выводы, что увеличение сроков выполнения работ по контракту и, соответственно, достижение планируемого показателя (ввод в эксплуатацию 11,140 км автодороги) частично произведено в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту.

Произведена приемка невыполненных работ по разборке подъездных дорог к строительным площадкам на сумму 510 тыс. руб., причем приемка работ по разборке подъездных дорог произведена одновременно с их устройством. Фактически на момент проверки указанные дороги на объекте имеются.

В июне 2020 г. были приняты работы по устройству объездных дорог в объеме 100%, устройство которых в указанный период невозможно по причине необходимости их устройства в соответствии с технологической последовательностью, установленной проектной документацией – по мере укладки водопропускных труб (15 шт на протяжении всего участка дороги). Также, в июне 2020 г. к выполнению приняты подготовительные работы в объеме 95%, тогда как согласно отчету по строительному контролю по состоянию на 30 июля готовность подготовительных работ составляла лишь 10%. Аналогичная ситуация по приемке работ по устройству основания дорожной одежды из ЩПС, приемка которых в декабре 2020 г. произведена в объеме 72%, тогда как согласно отчету по строительному контролю за декабрь 2020 г. готовность основания составляла только 40%. Выполнение таких работ также не отражено и в отчете ГКУ «Бурятрегионавтодор», проводившего контроль хода строительства объекта по поручению Минтранса РБ. Выполнение вышеназванных работ всего на сумму 11 млн. руб. по состоянию на дату их приемки ввиду разночтения в отчетности проверкой поставлено под сомнение.

Произведена приемка и оплата за строительные материалы, не уложенные в объект капитального строительства, тогда как по условиям контракта на строительство объекта подрядчик обязуется выполнить работы с использованием своих материалов. Оплата за строительные материалы, неуложенные в проектное положение, повлекло завышение стоимости выполненных работ на сумму 12,5 млн. руб. и нарушение порядка оплаты по контракту, за которое в соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Стоимость выполненных работ определялась без учета понижающего коэффициента по торгам в размере 0,9925, что повлекло завышение их стоимости на сумму 268 тыс. руб.

По контракту на оказание услуг по строительному контролю в объем работ, подлежащих строительному контролю, включены подготовительные работы, приемка которых была произведена до подписания указанного контракта. При невыполненных в полном объеме работах, подлежащих строительному контролю, приемка и оплата услуг по строительному контролю по состоянию на 01.01.2021 г. произведены в полном объеме. Тем самым приемка и оплата за неоказанные услуги по строительному контролю были произведены на сумму 257 тыс. руб.