Проверка результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий национального проекта «Культура» за 2019 г. и истекший 2020 г. HTML

 31.05.2021


На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет аудитора Цыдыповой Т.П. по результатам контрольного мероприятия «Проверка результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий национального проекта «Культура» за 2019 г. и истекший 2020 г.». В докладе аудитор отметила, что всего в проверяемом периоде на реализацию мероприятий Национального проекта «Культура» выделено 157,8 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета 150,8 млн. руб., из республиканского 7 млн. руб., в т.ч. на реализацию региональных проектов «Культурная среда» 156,5 млн. руб. и «Цифровая культура» 1,3 млн. руб. На выделенные средства капитально отремонтировано 18 сельских домов культуры (СДК), создано модельных муниципальных библиотек в 6 муниципальных учреждениях культуры, приобретено музыкальных инструментов для 2 муниципальных учреждений образования и 1 госучреждения образования, приобретено автоклубов для 4 муниципальных учреждений культуры, приобретено оборудование для оснащения виртуальных концертных залов в 2 госучреждениях культуры. Выделенные бюджетные средства использованы в полном объеме, плановые показатели региональных проектов «Культурная среда» и «Цифровая культура» достигнуты. Фактов нецелевого использования бюджетных средств в ходе проведения контрольного мероприятия не установлено. В то же время выявлены недостатки и нарушения. Так, при заключении с муниципальными образованиями (МО) соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов Минкультуры РБ не соблюдались методика их распределения, утвержденная законом о республиканском бюджете и правила формирования, предоставления и распределения субсидий на господдержку отрасли культура, в т. ч. соглашениями не были предусмотрены обязательства муниципального района по целевому использованию субсидии, по возврату субсидии, использованных не по целевому назначению, ответственность за нецелевое использование субсидии и др. При приобретении автоклубов некоторыми МО не соблюдено требование минимальной комплектации оборудованием автоклуба, имеются случаи несоответствия поставленного оборудования техническому заданию на их поставку. В некоторых МО приобретенные для автоклубов комплектующие числятся на балансе в одних учреждениях, а автоклубы - в других, имеются факты непринятия поставленных основных средств к бухгалтерскому учету учреждения. Поставка автоклубов во все МО произведена с нарушением сроков, установленных контрактами. Просрочка составила от 26 до 60 дней, при этом заказчиками претензионная работа велась с нарушениями в расчетах, в результате чего общая сумма недополученных доходов МО и учреждений составила 93 тыс. рублей. При создании виртуальных концертных залов допущено избыточное приобретение оборудования общей стоимостью 211 тыс. рублей, используемого в помещении центра деловых встреч и переговоров вместо помещения библиотеки. При создании модельных библиотек имеются факты несоответствия размеров фактически поставленной мебели размерам, отраженным в актах приема-передачи, на приобретенной мебели имеются дефекты. Часть приобретенной мебели стоимостью 63 тыс. руб. не используется, и хранится на складе, часть используется не по назначению. Имеются случаи нарушения правил бухгалтерского учета, в т.ч не отражение в учете учреждения фактов хозяйственной жизни при использовании вендингового оборудования, что повлекло занижение доходов и расходов учреждения в отчетных данных. Имеются факты включения НДС в расчет стоимость договора на текущий ремонт библиотеки и капитальный ремонт СДК, заключенному с организацией, работающей на УСНО и в стоимость выполненных работ, произведенных такими организациями, что повлекло завышение цены договора и выполненных работ на 1,7 млн. руб. При выполнении работ по капитальному ремонту СДК отмечено, что по итогам 7 электронных аукционов на выполнение работ по капитальному ремонту СДК с учетом предложений победителей контракты заключены по ценам ниже НМЦК более чем на 25%, демпинг понижений НМЦК составил в диапазоне от 25,8% до 50,5%. На имеющуюся экономию от торгов проведены закупки на дополнительные работы у единственного поставщика, при этом состав и перечень дополнительных работ аналогичен работам по основным контрактам. Кроме того при заключении контрактов на дополнительные работы имеются признаки дробления, что не позволило обеспечить возможную экономию бюджетных средств. При составлении смет стоимость одних и те же материальных ресурсов заказчиками устанавливалась в разрезе СДК со значительным диапазоном цен, верхние приделы которых по некоторым объектам намного выше рыночных. Например, стоимость водоэмульсионных составов для окраски внутренних стен определена за 1 кг (л) в диапазоне от 23 руб. до 593 руб. Стоимость внутренних межкомнатных дверных блоков определена за 1 м2 в диапазоне от 2 тыс. руб. до 24 тыс. руб. Стоимость половой доски для замены дощатого пола определена в диапазоне за 1 м3 от 10 тыс. руб. до 78 тыс. руб. Стоимость оконных блоков определена за 1 м2 в диапазоне от 4 тыс. руб. до 35 тыс. руб. Установленные выше рыночных цены на материальные ресурсы повлекли завышение стоимости выполненных работ и, как следствие, неэффективное использование бюджетных средств. Имеются факты применения несоответствующего индекса перехода в текущий уровень цен – при финансировании из федерального бюджета применялись индексы, утвержденные приказами Минстроя РБ для использования при финансировании из республиканского бюджета, что повлекло завышение стоимости работ на 270 тыс. руб. Всего по результатам проверки неэффективное использование бюджетных средств установлено в сумме 4 млн. руб., завышение стоимости и объемов выполненных работ, а также приемка невыполненных работ имеется на сумму 3 млн. руб. Также установлены факты приемки некачественно выполненных работ, приемки работ после подписания актов ввода в эксплуатацию капитально отремонтированных СДК, дефекты в период гарантийной эксплуатации, последние были устранены подрядчиком в период проверки. Имеются факты проведения капитального ремонта в зданиях 2 СДК, на которые в одном случае согласно правоустанавливающим документам на месте СДК зарегистрирован детский сад, в другом - на здание СДК не зарегистрировано право собственности. При износе несущих конструкций здания СДК до 50% их замена производилась без комплексного обследования здания, а разработанная рабочая документация на такую замену не нашла отражения в условиях контракта на выполнение таких работ. Установлены факты подмены сметной документации, получившей положительное заключение Госэкспертизы достоверности сметной стоимости, при проведении торгов и заключении контракта. По результатам контрольного мероприятия Минкультуры РБ предложено принять меры по устранению выявленных недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем. Организовать работу по восстановлению в бюджет ущерба, допущенного в связи с приемкой невыполненных работ и завышением стоимости выполненных работ, допущенных по капитальным ремонтам СДК и текущим ремонтам библиотек. Обеспечить контроль за формированием (определением) муниципальными образованиями и учреждениями культуры объема финансовых затрат на проведение капитального ремонта и текущего ремонта зданий (помещений, сооружений). Инициировать создание единой службы технического заказчика по капитальным ремонтам зданий (помещений, сооружений) культуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Рассмотреть возможность проведения централизованных закупок при приобретении однородных товаров, в т.ч. через Республиканское агентство по государственным закупкам. Представления направлены МО СП «Клюевское» Кабанского района и МО СП «Иройское» Селенгинского района.