На Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка хода реализации Закона Республики Бурятия «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия» в части полномочий, осуществляемых Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия за 2019 год и истекший период 2020 год».
Аудитор Цыдыпова Т.П. в докладе отметила, что в Республике Бурятия в 2019 году работало 520 детских оздоровительных организаций, из них загородные стационарные оздоровительные лагеря - 28, санаторно-оздоровительные организации круглогодичного действия - 5, оздоровительные лагеря с дневным пребыванием – 356, лагеря труда и отдыха - 69 и палаточные лагеря – 62. Из-за сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в 2020 году работали только 2 санаторно-оздоровительные организации круглогодичного действия.
Их услугами в 2019 году воспользовались 47786 детей, в 2020 году – 1543 ребенка.
Из республиканского бюджета на указанные цели в 2019 г. были направлены субвенции муниципальным образованиям в объеме 113 млн. руб., Минспорту РБ на обеспечение отдыха и оздоровления детей в санаторно-курортных организациях выделено 43,5 млн. руб. на приобретение 2788 путевок, в 2020 – 25,6 млн. руб. на приобретение 1543 путевок. Кроме того, в 2020 г. были выделены субсидии юридическим лицам в целях частичного финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с неполной загрузкой пропускной способности организаций в сумме 11,8 млн. руб.
По результатам проверки достаточности программных мероприятий, предусмотренных Госпрограммой «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики», установлено, что мероприятие «Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей» не взаимоувязано с целью - «Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия» и задачей - «Реализация молодежной политики».
Так, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет, отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, …... А согласно Основам государственной молодежной политики РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ №2403-р молодежь это группа, которая включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях - до 35 и более лет….
В разрез Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ разделы Госпрограммы не содержат информацию о характеристике текущего состояния, основные проблемы, приоритеты развития в части организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей.
Между тем, согласно паспортам организаций, включенным в 2019-2020 гг. в Реестр организаций отдыха и оздоровления детей в имеющихся 28 загородных оздоровительных лагерях (ЗОЛ) республики за 1 летний сезон могут отдохнуть только 12 тыс., или 9,5% детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Загородные оздоровительные лагеря имеются только в 13-ти МО, в 6-ти МО (в Курумканском, Мухоршибирском, Окинском, Хоринском, Муйском, Северо-Байкальском р-нах) ЗОЛ не имеются. В Бичурском и Тункинском р-нах ЗОЛ имеются, но не функционируют. В Прибайкальском р-не имеется ЗОЛ БРО профсоюза работников здравоохранения РФ, а в Тарбагатайском р-не - 2 лагеря, находящиеся в собственности МО ГО г. Улан-Удэ.
Из 28 загородных оздоровительных лагерей 27 построены в прошлом столетии, в т.ч. 4 построены в 30-е годы, 1 - в 40-е годы, 7 - в 50-е годы, 7 - в 60-е годы, 4 - в 70-е годы, 2 – в 80-е годы, 2 - в 90-е годы и лишь 1 - в 2012 г.
Фактический срок эксплуатации только спальных корпусов 19-ти ЗОЛ составляет более 50 лет, а именно в 4-х загородных оздоровительных лагерях здания эксплуатируются 51, 57 и 59 лет, в 10-ти - от 60 до 67 лет, в 1-м - 73 года, в 3-х - 83, 84 и 89 лет, в 1-м - 92 года.
Из 28 в 17-ти загородных оздоровительных лагерях капитальный ремонт спальных корпусов не проводился, либо проводился частично. Всего по данным паспортов организаций отдыха и оздоровления детей, включенных в Реестр, по состоянию на 01.01.2020 г. общая площадь зданий спальных корпусов, в которых капитальный ремонт не проводился, составляет порядка 9,2 тыс. м2, или 47% от общей площади спальных корпусов. Также отмечено, что в некоторых загородных оздоровительных лагерях спортивная инфраструктура имеет большой износ – от 70 до100%.
Не обеспечение мер по приведению инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в нормативное состояние может повлечь их выбытие из эксплуатации, и, как следствие, снижение доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления.
Установленный предельный возраст детей - от 7 до 15 лет включительно, для которых направляются бюджетные средства на частичную оплату стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей не соответствует возрасту детей, установленному приказом Министерства образования и науки РФ, согласно которому лагерь создается для детей в возрасте от 7 до 18 лет; школьный лагерь - для детей в возрасте от 6 лет и 6 месяцев до 17 лет включительно, обучающихся в образовательных организациях; трудовой лагерь - для лиц, достигших 14 лет; палаточный лагерь - для детей в возрасте от 10 до 18 лет, при этом, дети, регулярно занимающиеся в детских туристских объединениях и имеющие физическую подготовку, могут приниматься в палаточный лагерь с 8 лет.
По данным Бурятстата на территории республики по состоянию на 01.01.2019 проживали 153,6 тыс. детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно, из них в возрасте от 7 до 15 лет включительно – 131 тыс., в возрасте от 16 до 17 лет включительно – 22,5 тыс. Таким образом, установленные возрастные пределы от 7 до 15 лет, ограничивают доступность отдыха и оздоровления с использованием финансирования из республиканского бюджета 22,5 тыс. детям.
Установлено ненадлежащее исполнение Минспортом РБ полномочий по осуществлению регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления и полномочий по формированию и ведению Реестра организаций отдыха детей и их оздоровления.
Например, в документах некоторых организаций, включенных в 2019-2020 гг. в Реестр, отсутствует заявление о включении в Реестр, не предоставлены справки о наличии (отсутствии) судимости на всех работников, не представлены лицензия на право осуществления деятельности и заключение о соответствии нормам пожарной безопасности.
Здания спальных корпусов и нежилые здания общей площадью 1043,5 м2, расположенных на территории МАУ "Оздоровительный центр "Черемушки" в с. Петропавловка Джидинского района, не числятся на балансе учреждения, при этом организация включена в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления 2019-2020гг.
При проверке соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению контрактов установлено, что по 13 госконтрактам, заключенным Минспорта РБ в 2019-2020 гг., часть услуг общей стоимостью 7,7 млн. руб. исполнителями была оказана за пределами установленного срока, просрочка составила от 2 до 61 дней, при этом Минспорта РБ направило требования об уплате неустойки за нарушение сроков оказания услуг лишь частично, в полном объеме такие требования были направлены в ходе проверки.
Установлены случаи нарушения порядка и сроков оплаты услуг, предусмотренных контрактами, заключенными Минспорта РБ, всего установлено 44 таких нарушений.
Минспорта РБ средства республиканского бюджета в сумме 421,3 тыс. рублей были направлены на приобретение путевок для детей в возрасте, не соответствующем установленным возрастным ограничениям. В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ вышеуказанное нарушение имеет признаки нецелевого использования бюджетных средств.
В нарушение Порядка приобретения, распределения и выдачи путевок в санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, Минспортом РБ необоснованно произведено приобретение 186 путевок в детский оздоровительный лагерь «Березка» вместо предоставления субвенций бюджетам МО на исполнение переданных полномочий.
Минспорта РБ были выданы путевки в количестве 125 шт при отсутствии полного пакета документов (отсутствуют справки на ребенка по форме № 070/у, справки с места учебы, справки с места работы родителей и др.), всего на сумму порядка 2 млн. руб.
В нарушение вышеназванного Порядка дважды в летний период предоставлялись путевки одним и тем же детям (сумма переплаты 31,2 тыс. руб.). Установлены случаи выдачи путевок (40 ед.) в санаторно-оздоровительные организации при отсутствии медицинских показаний, всего выдано таких путевок на сумму 768,4 тыс. руб.
Имеются случаи двойной оплаты за путевки, в связи с чем установлены признаки переплаты родителями (70,6 тыс. руб.). Принимались заявления после включения в очередь на получение путевки (37 заявлений). Регистрация заявлений производилась с нарушением установленных сроков (просрочка от 1 до 7 месяцев). Не качественно проводилось уведомление родителей о включении ребенка в очередь на получение путевки (из 1264 уведомлений отправлено 89). В большинстве случаев не соблюдены сроки выдачи путевок (просрочка от 4 до 15 календарных дней).
По результатам контрольного мероприятия Минспорта РБ предложено принять меры по устранению выявленных недостатков, нарушений и недопущению их в дальнейшем;
организовать работу по внесению изменений в соответствующие НПА Республики Бурятия, а также рассмотреть возможность в составе Государственной программы Республики Бурятия "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" утверждения подпрограммы по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Принять меры по проведению собственниками капитальных ремонтов объектов инфраструктуры отдыха и оздоровления детей и постановке на баланс недвижимого имущества, расположенного на территории МАУ "Оздоровительный центр "Черемушки" в с. Петропавловка.
В связи с трудоемкостью процесса приобретения, распределения и выдачи путевок, по результатам проведенного аудита Счетная палата также рекомендовала рассмотреть возможность передачи функций Минспорта РБ по приобретению, распределению и выдаче путевок в организации отдыха детей и их оздоровления подведомственному учреждению.