Результаты контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья» за 2016-2017 годы и первое полугодие 2018 года»
HTML
02.11.2018
Результаты контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья» за 2016-2017 годы и первое полугодие 2018 года»
30 октября 2018 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Цыдыповой Т.П. о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, выделенных государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья» за 2016-2017 годы и первое полугодие 2018 года».
На Коллегии отмечалось, что ГАУК РБ «ЭМНЗ» создано в целях осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранения, выявления, собирания, изучения и публикации музейных предметов и музейных коллекций; организации мероприятий художественно-творческого характера и осуществления культурно-просветительной деятельности среди населения, Финансируется путем предоставления субсидий из республиканского бюджета и иных не запрещенных законодательством источников. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Учреждению придан статус объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В проверяемом периоде из республиканского бюджета Учреждению было предоставлено субсидий в сумме 52 млн. рублей, в том числе на выполнение государственного задания 45 млн. рублей, на иные цели 7 млн. рублей. Собственные доходы за проверяемый период составили 33 млн. рублей. Общий объем доходов составил 85,0 млн. рублей.
Фактов нецелевого использования бюджетных средств за проверяемый период не выявлено, средства субсидии были освоены в объеме плановых назначений. В то же время были выявлены следующие недостатки и нарушения:
Установлено, что из-за недостаточности экспозиционных площадей ГАУК РБ «ЭМНЗ» экспонируется только 23% экспонатов, в том числе музейные предметы и музейные коллекции федеральной собственности, переданных Минкультуры РФ в безвозмездное бессрочное пользование.
Государственная работа «Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций» в части обеспечение безопасности музейных предметов Учреждением не проводилась. Было установлено, что пожарно-охранная сигнализация, обеспечивающая охрану объектов культурного наследия, в том числе основного фондового хранилища введена в эксплуатацию еще в 2002 году на сегодняшний день имеет износ 100%, морально и технически устарела. Здание основного фондового хранилища подвержено попаданию во внутрь атмосферных осадков в следствие, проведенного в 2018 году инженерного обследования здания, в ходе которого было произведено вскрытие участка перекрытия, а восстановительные работы не произведены.
Отмечено, что за счет средств субсидии за наличный расчет производился закуп мяса, субпродуктов, кормовых смесей, сена на сумму у физических лиц без проведения закупочных процедур 1 млн. рублей, проверкой поставлено под сомнение эффективность их использования.
Установлены факты оплаты работ до приемки выполненных работ, работы по ремонту объектов культурного наследия поручались подрядной организации, не имеющей соответствующей лицензии, стоимости таких работ рассчитывались с нарушением норм сметного ценообразования.
Выявлены факты не эффективного использования 9 торговых ларьков, использование которых осуществлялось без заключения договоров аренды, без утвержденных тарифов. Средства за пользование ларьками собирались наличными деньгами без оформления первичных документов. Всего выручка от использования торговых ларьков за 2016-2018 гг. составила 133 тыс. рублей, при балансовой стоимости 360,0 тыс. рублей, проверкой поставлена под сомнение достоверность объема выручки от использования ларьков.
Отмечено, что Минкультуры РБ в т.г. выделена субсидия на приобретение тигра амурского, при этом средства на создание условий для нового питомца не планировались, установлено, что помещение (клетка, вольер) для нового питомца отсутствует.
Установлено, что при наличии в Уголке живой природы крупных и хищных животных у ЭМНЗ отсутствуют средства обеспечения безопасности посетителей и животных на случай внезапного выхода животного из клетки.
Установлено, что на создание выставочного комплекса «Юрта» для демонстрации традиционных убранств 6-ти бурятских родов было затрачено 3,5 млн. рублей, в том числе на 12 комплектов мужских и женских украшений из мельхиора с искусственными камнями на сумму 1 млн. рублей. При визуальном осмотре комплекса проверкой установлено, что части экспозиции – манекены женские и мужские различны между собой внешне, обличия мужских манекенов не точно отражают национальную идентичность и различны с обличиями женских манекенов, манекены различны по цвету покрытия и материалу изготовления, манекены стоят на приспособленных деревянных или металлических подпорках, сапоги на ноги манекенов не одеваются и стоят рядом с манекенами, прикрытые подолами костюмов. Проверяющими сделан вывод, что некачественные манекены в целом искажает тематическую структуру экспозиции затраченные средства в сумме 600 тыс. рублей как не неэффективные.
Выявлены многочисленные нарушения законодательства о закупка, всего было заключено 321 договор на сумму 23 млн. рублей, все договоры заключены не конкурентным способом, установлена тенденция дробления одной закупки. Шелковая ткань для пошива традиционных национальных костюмов приобреталась за наличный расчет у начальника отдела Учреждения (супруга бывшего директора Учреждения) и передавалась подрядчику, с которым заключался договор на пошив таких костюмов.
Оплата труда производилась также с допущением многочисленных нарушений трудового законодательства. Так, в штатном расписании на 2016 не были предусмотрены выплаты районного коэффициента, приказы директора Учреждения о стимулирующих выплатах издавались в отсутствии протоколов постоянно действующей комиссии, в 1 квартале 2018 премирование осуществлялось ежемесячно, тогда как, по Положению премирование производится по итогам работы за год, выплаты стимулирующего характера за счет собственных доходов производились в отсутствие в Положении таких видов показателей премирования. Направленные Минкультуры РБ средства на повышение оплаты труда основному персоналу, были частично направлены на повышение окладов 4-х руководителей. При требуемом стаже работы 5 лет на должность принимались работники со стажем работы от 2,2 до 2,7 года, имеются факты принятия на должность лиц, не имеющих стажа работы. В нарушение Коллективного договора производились выплаты заработной платы 5-7 раз в месяц, вместо 2 раз, предусмотренных нормой выплаты.
Установлены факты превышения продолжительности рабочего времени по 9-ти работникам, с которыми были заключены и трудовые договоры продолжительность рабочего времени 8 часов, и договоры внешнего совместительства так же продолжительностью рабочего времени 8 часов. Всего с нарушением Положения об оплате труда учреждением было выплачено 13,7 млн. рублей.
Отмечено не выполнение в полной мере должностной инструкции заведующим Уголком живой природы. Так согласно отчетам за 2016-2017 им выполнены задачи по запуску программ «Юный следопыт», «Лесные тайны», «Курсы выживания в лесу», при этом, в Уголке живой природы в проверяемом периоде отсутствовал ветеринар, в помещении для подготовки кормов очень грязно, закупленное сено низкого качества, клетки, вольеры и загоны имеют не эстетичный вид, средства безопасности отсутствуют. В результате сделаны выводы о недостаточной эффективности его работы.
Установлено 32 факта, когда в платежной ведомости на получение денежных средств и расходных кассовых ордерах по одним и тем же получателям стоят различные подписи, имеются факты отсутствия в платежных ведомостях подписи получателей.
Установлено отсутствие ежедневной сдачи наличных денежных средств от реализации билетов, днями сдачи выручки отслеживаются периоды, длящиеся на протяжении 5-6 дней. Без оформления договора о полной материальной ответственности производилась выдача бланков строгой отчетности.
Основные средства как центры материальной ответственности, закреплены за материально-ответственным лицом (МОЛ), который не работает в Учреждении (уволен еще в 2017), 5 объектов основных средств числятся за МОЛ, который в Учреждении никогда не работал, а оказывал услуги повара в кафе быстрого питания «Буузы» по договору возмездного оказания услуг, не закреплены МОЛ за объектами основных средств в количестве 18 объектов. Объект недвижимости (общественный туалет) построенный еще в 2012 году, Учреждением был поставлен на баланс только в 2016 году.
Поливочная система числящаяся на балансе с 2012 года балансовой стоимостью 316 тыс. рублей не используется. Установлено, что указанная поливочная система приобреталась для полива газона, устройство которого было произведено в 2012 году за 7 млн. рублей. На момент проверки газона в наличии нет, на месте газона растет бурьян. А поливочная система не может использоваться по причине не соответствия технических характеристик с водозаборной скважиной.
Отмечено неэффективное использование зоны рекреации, на создание которой в 2016 году было израсходовано 1,6 млн. рублей, при этом зона рекреации использовалась только в летний период 2017 года.
Установлено, что на территории музея имеются самовольные постройки. Так к жилому многоквартирному дому самовольно пристроен деревянный пристрой капитального характера размерами в плане 11 м*3,5 м, на земельном участке, находящегося в республиканской собственности, расположены самовольно возведенные здания гаража на 2 автомобиля и бани.
В нарушение норм Гражданского и Жилищного кодексов РФ жилые помещения социального использования в жилых домах Учреждением предоставлены гражданам по договорам специализированного помещения с работником. Установлены так же многочисленные нарушение в части управления специализированным жилищным фондом РБ.
Расчет по оплате за проживание в жилом массиве музея осуществлялся по нормативам, утвержденным на основании решения Улан-Удэнского городского совета депутатов от 2012 года, в том числе, собиралась плата за текущий и капитальный ремонт жилой площади, такие средства поступали в доход учреждения, при этом затраты на капитальный и текущий ремонт жилых домов не производились, при этом, договорами найма текущий ремонт отнесен к обязанности нанимателя.
Установлены многочисленные нарушения по управлению объектами культурного наследия, охранные обязательства на такие объекты просрочены, их срок действия истек 2 года назад. В разрез охранных обязательств в объектах культурного наследия размещен аппарат Учреждения. При выполнении инженерного обследования объектов культурного наследия подрядчиком были вырыты и не восстановлены контрольные шурфы, меры, предотвращающие попадание в шурфы поверхностных вод не приняты, что повлекло за собой попадание большого количества осадков под фундаменты объектов культурного наследия.
В ходе проверки при визуальном осмотре недвижимого имущества, находящегося на территории музея выявлены объекты недвижимости, не находящиеся на балансе Учреждения. Так на земельном участке (собственность РБ), расположена водозаборная скважина, которая используется для водоснабжения кафе «Нютаг», расположенное на соседнем земельном участке, музей скважиной не пользуется. Электрические сети (ВЛ-04 кВ, ТП, кабельные сети), созданные в конце 70 – начале 80-х годов прошлого столетия не обслуживались, так как документально не принадлежали ни музею, ни сетевой организации, их принадлежность установлена только в т.г. с приходом нового директора. 3 металлические мачты высотой 16 м построенные в тот же период, что и электросети, на балансе музея не числятся, по назначению не используются, не эксплуатируются, не обслуживаются, обследование их технического состояния не проводилось, по мнению проверяющих такие конструкции не безопасны и создают угрозу для посетителей музея.
Установлены факты не надлежащего учета животных, размещенных в Уголке живой природы. По состоянию на 01.07.2018 года на балансе Учреждения на основных средствах числится 52 единицы животных, на материальных запасах числится 25 единицы животных, всего на учете имеется 77 животных, а фактически в уголке живой природы находятся 114 единиц животных.
Выявлены факты обмена животными в отсутствие утвержденных порядков, положений, обмен производился по договорам обмена животными, подписанные директором, имеются факты не равноценного обмена.
В нарушение действующего законодательства, осуществлялись продажа животных Уголка живой природы. Установлено, что за проверяемый период было продано 58 ед. животных (яки, олени, овцы, волки, енотовидные собаки), продажа животных производилась по приказам директора, животные продавались в отсутствие обоснованности цены, всего неправомерно от продажи животных получено доходов 435 тыс.рублей.
Так же установлены многочисленные нарушения ведения бухгалтерского учета.
На Коллегии принято решение о направлении представления Государственному автономному учреждению культуры Республики Бурятия «Этнографический музей народов Забайкалья», Министерству культуры Республики Бурятия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, о направлении материалов проверки в Прокуратуру Республики Бурятия, в Бурятское УФАС, МРИ ФНС по Республике Бурятия №2.