Результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на добровольный имущественный взнос учредителя некоммерческой организации «Фонд регионального развития Республики Бурятия» на ведение уставной деятельности по привлечению инвестиций при реализации подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за период 2015-2016 годы и за 9 месяцев 2017 года» HTML
28.12.2017
Результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на добровольный имущественный взнос учредителя некоммерческой организации «Фонд регионального развития Республики Бурятия» на ведение уставной деятельности по привлечению инвестиций при реализации подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за период 2015-2016 годы и за 9 месяцев 2017 года»
28 декабря 2017 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Цыдыповой Т.П. о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на добровольный имущественный взнос учредителя Некоммерческой организации «Фонд регионального развития Республики Бурятия» (ФРР РБ) на ведение уставной деятельности по привлечению инвестиций при реализации подпрограммы «Формирование благоприятной инвестиционной среды» Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» за период 2015-2016 годы и за 9 месяцев 2017 года».
На Коллегии отмечалось, что деятельность ФРР РБ осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды" Государственной программы Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика» и создан с целью обеспечения адресной работы с инвесторами, которая заключается в обеспечении инвесторам режима "одного окна", в содействии и сопровождении инвестиционных проектов, в поиске источников инвестиций и конкретных партнеров.
Финансирование деятельности по привлечению инвестиций ФРР РБ из республиканского бюджета осуществляется путем предоставления субсидий в качестве добровольного имущественного взноса учредителя. Объем субсидий определяется Госпрограммой и предоставляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год Минэкономики РБ, определенного главным распорядителем средств республиканского бюджета. Основанием для предоставления субсидии является Соглашение, заключаемое между Минэкономики РБ и ФРР РБ.
Всего в 2015, 2016 и 2017 годах из республиканского бюджета ФРР РБ было направлено субсидий в сумме 57 060,0 тыс. рублей, в том числе в 2015 году – 18 126,0 тыс. рублей, в 2016 – 18 126,0 тыс. рублей, в 2017 – 20 808,0 тыс. рублей.
Расходы за проверяемый период (2015-2016 годы и за 9 месяцев 2017 года) составили 47 793,26 тыс. рублей, в том числе: на ФОТ – 29 362,64 тыс. рублей (61,5%); на аренду, содержание помещений, транспорт, связь, налоги – 7 266,55 (15,2%); на командировки, участие в выставках, презентациях, ярмарках – 5 120,69 тыс. рублей (10,8%); обслуживание инвестиционной карты, интернет портала, выпуск буклетов, дисков, публикация статей – 4 126,78 тыс. рублей (8,7%); на подготовку инвестиционных площадок и проектов (землеустройство, аренда ЗУ, разработка, концепций, ТЭО и бизнес-планов) – 1 916,6 тыс. рублей (4,1%).
Основным показателем, характеризующим результаты уставной деятельности ФРР РБ в 2015-2016 годах, Соглашениями между Минэкономики РБ и ФРР РБ устанавливался показатель «сумма привлеченных частных инвестиций на 1 рубль бюджетного финансирования для осуществления уставной деятельности по привлечению инвестиций». В 2017 году в соответствии с «Целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ» дополнительно были установлены основные показатели «Объем привлеченных инвестиций в основной капитал на душу населения, в том числе прямых иностранных инвестиций» в размере 600 рублей и «Объем привлеченных инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения» в размере 600 рублей». Всего результаты уставной деятельности ФРР РБ в 2015-2016 годах оценивалась по 4 показателям, в 2017 – по 12 показателям.
Выполнение основных показателей в 2015 и 2016 годах ФРР РБ было обеспечено, за 9 месяцев 2017 года из 12 показателей не выполнено 4 показателя.
Установлено, что показатели, характеризующие результаты уставной деятельности ФРР РБ, предусмотренные Соглашениями между ФРР РБ и Минэкономики РБ на 2015-2017 годы в целом не соответствуют показателю ожидаемого результата реализации подпрограммы "Формирование благоприятной инвестиционной среды" – «Достижение к 2020 году объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека до 29,8 тыс. рублей».
Отмечено уменьшение на 17,8% объема инвестиций в основной капитал, произведенного по сопровождаемым в 2016 году ФРР РБ инвестиционным проектам в объеме 371 398,1 тыс. рублей по сравнению с 2015 годом (437 349 тыс. рублей), при этом, такое уменьшение при подведении итогов эффективности деятельности ФРР РБ за 2016 год не учитывалось.
В ходе проверки произведенных расходов отмечена устойчивая тенденция не использования ФРР РБ субсидии в текущем финансовом году в полном объеме. Всего в проверяемом периоде остаток денежных средств на счете ФРР РБ составлял: на 01.01.2015 - 3 234,491 тыс. рублей; на 01.01.2016 - 3 442,003 тыс. рублей; на 01.01.2017 - 3 295,177 тыс. рублей.
По мнению проверяющих, не использованная в текущем году субсидия оставалась на расчетном счете ФРР РБ для использования в очередном финансовом году без наличия такой потребности. Средства, выделенные ФРР РБ из республиканского бюджета в 2015-2017 годах, значительно превышали его реальные потребности и могли быть предоставлены в меньшем объеме.
В нарушение ФЗ "О некоммерческих организациях" и Устава деятельность ФРР РБ обеспечивалась без Попечительского Совета, что свидетельствует об отсутствии органа, осуществляющего надзор за деятельностью ФРР РБ, принятии другими органами ФРР РБ решений об обеспечении их исполнения, использовании средств ФРР РБ, соблюдении ФРР РБ законодательства.
В ходе проверки установлено, что ФРР РБ были не эффективно израсходованы субсидии в сумме 477,057 тыс. рублей на разработку 6 бизнес-планов, которые инвесторам не переданы и находятся на хранении у ФРР РБ и в сумме 46,478 тыс. рублей за аренду автомобиля в рамках участия во Втором Российско-китайском ЭКСПО в г. Харбин (КНР). Всего, неэффективные расходы, не повлиявшие на достижения заданных показателей эффективности использования субсидии, составили 523,535 тыс. рублей.
Установлены факты безрезультативности проведенных работ и расходов. Так, в 2015 году были произведены расходы в сумме 300 тыс. рублей за разработку концепции создания и развития портовой особой экономической зоны на базе международного аэропорта «Байкал» и в сумме 140 тыс. рублей за разработку ТЭО схемы организации транспортных потоков для инвестиционных участков (вблизи поселка Исток, портовой экономической зоны на базе международного аэропорта «Байкал» и развития прилегающих территорий). Данные работы были произведены в целях подготовки заявки Минэкономики РБ в Минэкономразвития РФ на создание портовой особой экономической зоны на территории аэропорта «Байкал». В связи с отклонением Минэкономразвития РФ заявки ФРР РБ была проведена работа по поиску инвесторов, в ходе которой были заключены соглашения о намерениях с Правительством РБ и о сотрудничестве с ФРР РБ, но были в дальнейшем расторгнуты. Инвестиционные площадки не были сформированы. Документы инвесторам не переданы и находятся на хранении у ФРР РБ.
За проверяемый период ФРР РБ на проведение землеустроительных и кадастровых работ земельных участков было израсходовано средств субсидий в сумме 965,26 тыс. рублей на формирование 8 земельных участков, из которых в реестр инвестиционных площадок включено только 4. Данные работы проводились в целях формирования инвестиционных площадок, при этом, согласно Постановлению Правительства Республики Бурятия «О формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия» проведение кадастровых работ земельных участков для внесения в Реестр инвестиционных площадок не обязательно.
Проверкой отмечено, что из предусмотренных Уставом 20-ти видов уставной деятельности, за счет субсидий республиканского бюджета ФРР проводились мероприятия по 8 видам уставной деятельности в 2015 году, по 6 видам - в 2016 году, по 8 видам - в 2017 году. В основном за счет субсидий проводились такие мероприятия, как участие ФРР в выставках, форумах; проведение землеустроительных и кадастровых работ; разработка ТЭО, бизнес-планов; обслуживание инвестиционной карты и интернет портала; публикация статей, интервью; выпуск буклетов, брошюр, дисков.
При рассмотрении отчетов о деятельности ФРР РБ проверкой установлено, что расходы в сумме 3 443,667 тыс. рублей ФРР РБ отнесены на вид уставной деятельности «организация ярмарок, выставок, форумов, конференций, иных публичных событий и мероприятий, направленных на реализацию уставных целей». Согласно же авансовым отчетам, фактические расходы ФРР РБ были произведены за участие в семинарах, форумах, выставках, презентациях. При этом участие в таких мероприятиях Уставом выделены в отдельный вид уставной деятельности. В рамках произведенных расходов ФРР РБ принято участие в 53 таких мероприятиях, в том числе 17 зарубежных.
Установлены факты взятия в аренду помещения подземного гаража с арендной ставкой выше рыночной.
Проверкой отмечено неэффективное использование 14 земельных участков государственной и муниципальной собственности, принадлежащих ФРР РБ на праве аренды, которые не использовались ФРР РБ от 2 до 4 лет и более.
В целом, по мнению проверяющих, деятельность ФРР РБ за проверяемый период, оценивается как не достаточно эффективная.
Выявленный в результате проверки ряд нарушений и недостатков в деятельности ФРР РБ, позволил сделать вывод о низкой эффективности функционирования системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ФРР РБ.
На Коллегии принято решение о направлении представлений ФРР РБ, Министерству экономики РБ.