Информация о о заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия HTML
19.12.2016
ИНФОРМАЦИЯ
о заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия
25 ноября 2016 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Республики Бурятия Морозова В.М. о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного расходования средств республиканского бюджета, выделенных муниципальным фондам поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году и 1 полугодии 2016 года»
В ходе проверки был выявлен ряд нарушений и недостатков в работе Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (далее – Минпромторг РБ), администраций муниципальных районов, фондов поддержки малого и среднего предпринимательства муниципальных образований (далее – Фонды), в частности:
1.По состоянию на 20.01.2016 года не все показатели, установленные Соглашением №118-МБ-15 о предоставлении субсидии, заключенного Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия в лице министра промышленности и торговли Республики Бурятия, в 2015 году были исполнены: количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку составило 7 ед. при задании 60 ед., количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку составило 5 ед. при задании 60 ед. Выполнение показателя «охват муниципальных образований, получивших государственную поддержку» в отчете указано неверно.
2.Сумма субсидии, количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, и количество вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, не обосновываются конкретными мероприятиями, намеченными к исполнению Фондами муниципальных образований.
3.Минпромторгом РБ были доведены до муниципальных фондов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства значения целевых показателей эффективности использования субсидии в меньшем объеме, чем установлено Соглашением с Министерством экономического развития Российской Федерации.
4.Анализ Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (муниципальным фондам поддержки малого и среднего предпринимательства) для финансирования реализуемых ими мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 №249, выявил ряд недоработок:
-в Порядке отсутствует методика распределения сумм субсидий между муниципальными Фондами;
-Порядок не предусматривает отчетность получателя о расходовании средств субсидий;
-не учитываются финансовые показатели результативности государственной поддержки (оборот малых и средних предприятий, объем налоговых поступлений и др.) без чего невозможно дать оценку эффективности использования средств, направляемых на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;
-Порядком контроль за целевым направлением и использованием бюджетных средств, выделенных Фондам, возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований, что в части контроля за средствами субсидий, выделенных из республиканского бюджета противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ.
Трехсторонние соглашения, заключенные Минпромторг РБ с администрациями муниципального образования и муниципальными Фондами о реализации мероприятий муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства и договора о предоставлении субсидии с муниципальным Фондом имеют ряд недоработок:
-в соответствии с заключенными Соглашениями Администрации муниципальных образований обязуются обеспечить достижение значений целевых показателей эффективности использования субсидии, но каких-либо санкций за невыполнение показателей эффективности в отношении администраций муниципальных образований и муниципальных Фондов Соглашениями и Договорами не предусмотрено;
-в нарушение статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ контроль за целевым, эффективным и своевременным направлением и расходованием средств, предоставленных Минпромторгом РБ Фонду на поддержку малого и среднего предпринимательства, согласно Соглашениям должны осуществлять администрации муниципальных образований, а не главный распорядителем бюджетных средств, то есть Минпромторг РБ;
-Соглашениями на администрации муниципальных образований неправомерно возлагаются обязанности по обеспечению возврата использованных не по целевому назначению и остатков неиспользованных финансовых средств республиканского и федерального бюджета;
-Договорами с Фондами не предусмотрена форма отчета об исполнении значений целевых показателей эффективности использования субсидии и сроки его представления в Минпромторг РБ;
-в нарушение пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Соглашениях и Договорах не отражено обязательное при предоставлении субсидии условие - согласие их получателей на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, фактически такие проверки Минпромторгом РБ в Фондах не проводились.
Не всеми администрациями муниципальных образований выполнены обязательства по софинансированию расходов на поддержку малого предпринимательства из средств местных бюджетов.
Анализ уставов Фондов показал, что Фонды муниципальных образований имеют недостаточную управляемость со стороны районных администраций для обеспечения целевого и эффективного расходования средств субсидий, выделяемых из федерального, республиканского и муниципального бюджетов:
-так как Уставами Фондов не предусматривается контроль за эффективностью деятельности Фондов со стороны Учредителя – администрации муниципального образования, Учредитель может осуществлять такой контроль только в силу наличия работников Администрации в составе высшего органа управления Фондов;
-в ряде Фондов исполнительный орган (директор) фонда назначается Правлением или Советом, а не Учредителем Фонда (Администрацией МО);
-Фонды, в которых высшим органом управления является Общее собрание Учредителей и Участников Фонда, имеют опасность потерять управляемость со стороны Учредителей (Администраций МО) в случае появления в Фондах других Участников, которые независимо от размера вклада будут обладать равным правом одного голоса;
Фондами допускаются нарушения условий Договоров и Соглашений, заключенных с Минпромторгом РБ:
-не всеми Фондами обеспечено размещение целевых бюджетных средств, полученных по целевой субсидии на реализацию мероприятий Муниципальной программы, на отдельном банковском счете;
-Фондами в отчетах о целевом использовании бюджетных средств, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства, отражаются не фактические, а плановые (в соответствии с разработанными бизнес-планами и ТЭО) данные по показателям эффективности, что не позволяет определить эффективность расходования средств субсидий;
-Фондами не ведется мониторинг результатов работы субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в виде компенсаций по возмещению части затрат по уплате первого взноса при заключении договоров лизинга в период всего срока действия договора лизинга, вследствие чего определить эффективность данного вида поддержки не представляется возможным;
-в договорах о предоставлении поддержки, заключенных Фондами с субъектами малого предпринимательства, отсутствует пункт о праве проведения Фондами проверок на предмет целевого использования средств господдержки непосредственно у получателей, несмотря на установление такого права в Соглашениях;
-при составлении отчетов о целевом использовании бюджетных средств, выделенных на поддержку малого и среднего предпринимательства, у ряда Фондов имеются нарушения в заполнении форм и указание недостоверных данных, что не позволяет достоверно определить выполнение условий Договоров и Соглашений.
Финансовая деятельность Фондов находится на невысоком уровне:
-формирование финансовых активов Фондов, предназначенных для оказания государственной поддержки, проходит только за счет субсидий из федерального, республиканского и местного бюджетов, за счет собственных средств Фондов их пополнение не осуществляется;
-у подавляющего большинства Фондов в проверяемом периоде имелись просроченные задолженности заемщиков по возврату микрозаймов (до 43 % от активной суммы микрозаймов);
-не во всех муниципальных районах высшими органами управления Фондами рассматривается исполнение сметы в составе годовых отчетов Фондов, что является фактором, способствующим направлению целевых средств на расходы, не связанные с оказанием господдержки (расходы на содержание Фондов).
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков в адрес Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия направлено представление с предложением принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, в частности:
-внесении изменения в Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (муниципальным фондам поддержки малого и среднего предпринимательства) для финансирования реализуемых ими мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2014 №249, предусматривающие устранение недостатков, выявленных проверкой Счетной палатой Республики Бурятия;
-утвердить Методику распределения субсидий между Фондами в виде нормативного акта;
-принять меры по выполнению администрациями муниципальных образований обязательств по софинансированию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства;
-рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, по вине которых были допущены выявленные в ходе проверки нарушения.