Отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных предоставленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2017-2020 годах» HTML

 02.04.2021


На коллегии Счетной палаты РБ под председательством Е.В. Пегасова был рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных предоставленных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2017-2020 годах». С докладом выступил аудитор Е.С. Убеев. В докладе отмечалось следующее.

Племенное животноводство является неотъемлемым элементом современного сельского хозяйства. Именно на него возлагаются задачи по обеспечению товарного (пользовательского) животноводства высокоценными породистыми животными. За счет этого должна увеличиваться эффективность производства всей отрасли животноводства.

В Республике Бурятия создана крепкая племенная база, прежде всего, мясного направления КРС. По состоянию на 01.01.2020г. действовало 4 племенных завода и 18 племенных репродукторов по разведению мясных пород КРС, 2 племенных репродуктора молочных пород КРС.

Предоставление субсидии на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных должно быть настроено на удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей республики для совершенствования и увеличения воспроизводящей группы стада в первую очередь в товарных хозяйствах.

Всего было предоставлено за период 2017-2020гг. 125,2 млн. руб. субсидий. Кассовое исполнение составило 100%. За проверяемый период Министерством систематически допускалось принятие бюджетных обязательств (заключение соглашений о предоставлении субсидий) при отсутствии лимитов финансирования. За три года превышение принятых бюджетных обязательств над доведенными лимитами финансирования составило 12,4 млн. руб. Указанные нарушения содержат коррупционные риски в виде «резервирования» субсидии для конкретных получателей до конца текущего года под произведенные или планируемые расходы по закупу скота.

Всего за период 2017-2020гг. получателями субсидий были предъявлены к субсидированию расходы на приобретение 3083 гол. племенного молодняка  мясной породы и 246 гол. молочной.

В проверяемый период отмечаются случаи субсидирования затрат на приобретение молодняка сельхозживотных по сделкам между племенными репродукторами как внутри региона, так и извне. При этом, основной их продукцией является молодняк сельскохозяйственных животных. Такая система предоставления субсидии на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных не в полной мере настроена на эффективное использование бюджетных средств. Отмечаются случаи субсидирования затрат племенных организаций на приобретение племенных телок, при этом, сами же хозяйства продавали молодняк той же породы и возраста преимущественно за рубеж.

Требований о сохранении приобретенного за счет субсидии молодняка порядок предоставления субсидии не содержал, что позволяло получателю субсидии отчуждать приобретенный племенной молодняк по завершении года. Также отсутствует требование о сохранности ЧИПов у приобретаемых сельхозживотных и не установлены меры ответственности за допущение выбытия скота. Недостатки нормативного регулирования приводили к нарушениям.

Например, часть приобретенного за счет субсидии молодняка (149 гол.) была продана в другой регион на следующий год от имени продавца, при этом ни один ЧИП у представленных получателем субсидии к осмотру животных не совпал с ЧИПами при продаже скота. Кроме того, установлено, что, 154 голов из этой же партии скота продолжают числиться на стоянке продавца, а не у получателя субсидии. Сделка носит признаки фиктивной сделки с целью получения субсидий. Сумма неэффективно предоставленных субсидий составила 8,6 млн. руб.

Одному из получателей предоставлена субсидия на приобретение племенных телок по «повышенной» ставке – 90% от затрат, для применения которой нужно было соблюсти условие – создать животноводческую ферму, являющуюся объектом капитального строительства. Министерство, приняло документы на дощатый трехстенный сарай-навес, выданные Администрацией муниципального образования, ущерб республиканскому бюджету составил 2,9 млн. руб. На одну приобретенную голову было выплачено 98,3 тыс. руб. субсидий.

Согласно действующему законодательству на любое перемещение сельскохозяйственных животных должен выдаваться ветеринарный сопроводительный документ (ВСД) с места отправления, с пребыванием скота на карантине, свидетельствующий о том, что вывозимые животные не больны, привиты. В период с 2017-2020г. у значительной части получателей субсидий не подтверждалось перемещение скота ВСД, что несет риски занесения заразных болезней на территорию республики.

Отмечается значительное увеличение поставок племенной продукции за пределы республики, в основном, в Казахстан. Так, в 2019г. за пределы республики было реализовано поголовье молодняка, составляющее 46,2% от маточного поголовья. В 2020г. 38% от маточного поголовья. В некоторых племенных хозяйствах продажи племенных телок превышали маточное поголовье в 1,3-1,5 раза. Сохранение такой интенсивности продаж племенного молодняка может создать угрозу собственной племенной воспроизводственной базе республики.

По результатам рассмотрения результатов проверки принято решение о направлении Минсельхозпроду РБ представления с рекомендациями о внесении изменений в порядок предоставления субсидии и о принятии мер по возврату неправомерно предоставленных субсидий. Материалы проверки будут направлены в правоохранительные органы.