Результат контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий РЦП «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 годы» за период 2012-2013 годы и на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» за период 2014 - 2016 годы».
16.11.2018г. на коллегии Счетной палаты Республики Бурятия был рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий РЦП «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 годы» за период 2012-2013 годы и на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» за период 2014 - 2016 годы». С докладом выступил аудитор Е.С. Убеев.
В ходе проверки было установлено:
Мероприятия по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и по созданию и развитию семейных животноводческих ферм в 2012-2013гг. осуществлялись в рамках реализации Республиканской целевой программы «Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы», в 2014-2016гг. в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы Республики Бурятия "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия". В целях реализации мероприятий по поддержке фермерства утверждены порядки предоставления гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и гранта на создание и развитие молочной семейной животноводческой фермы.
Ответственным исполнителем государственной программы являлось министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия
Всего за период 2012-2016 годы выделено бюджетных средств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров и создание семейных животноводческих ферм в сумме 448582,0 тыс.рублей, в том числе на поддержку начинающих фермеров – 270142,0 тыс.рублей, на создание и развитие семейных животноводческих ферм - 178440,0 тыс.рублей. Среднее соотношение софинансирования из федерального бюджета составило по начинающим фермерам 78,7%, по семейным животноводческим фермам – 67,3%.
В целом за проверяемый период государственная поддержка в форме грантов по итогам конкурсного отбора предоставлена 236 главам крестьянских (фермерских) хозяйств, из них по направлению «Поддержка начинающих фермеров» 212 получателям, «Развитие семейных животноводческих ферм» 24 получателям. Максимальный размер гранта за счет средств республиканского бюджета в расчете на одного начинающего фермера, составлял не более 1 500 тыс. рублей на одного получателя, максимальный размер гранта на создание семейной животноводческой фермы, не должен был превышать 10 000 тыс. рублей. При этом доля собственных средств получателя в общем объеме расходов должна составлять по начинающим фермерам не менее 10%, по семейным животноводческим фермам - не менее 10% собственных средств, и не менее 40% собственных и заемных средств получателя.
В ходе контрольного мероприятия проведены встречные проверки 101 крестьянских (фермерских) хозяйств, получателей государственной поддержки за период 2014-2016 годы, в том числе 89 КФХ по направлению поддержки начинающих фермеров и 12 КФХ по направлению семейных животноводческих ферм. Охват встречными проверками по начинающим фермерам составил 73%, по семейным животноводческим фермам - 70,6%. Всего проверено 219050,5 тыс. руб. бюджетных средств, в том числе по начинающим фермерам 130478,5 тыс. руб., по семейным животноводческим фермам 88572,0 тыс. руб.
Проверкой установлены факты нарушения получателями сроков представления отчетов о целевом использовании грантов и сроков их использования. Превышение сроков использования грантов и представления отчетов о целевом использовании грантов в некоторых случаях достигало более года. За указанные нарушения соглашениями и порядками предоставления грантов предусматривалась ответственность в виде возврата неиспользованной суммы гранта.
Должностными лицами Министерства в некоторых случаях не должным образом исполнялись должностные полномочия по приему, проверке отчетов о целевом использовании грантов.
При встречной проверке одного из получателей установлено фактическое отсутствие предусмотренного планом расходов прицепа тракторного. Средства гранта в размере 100,0 тыс. руб. подлежат возврату в бюджет. Общая сумма расходов принята Министерством на 195,1 тыс. руб. меньше, чем установлено планом расходов. Кроме того, этим получателем не соблюдено установленное соглашением соотношение софинансирования расходов за счет собственных средств в размере 22%.
Установлена недостаточность нормативно-правового регулирования в сфере оказания господдержки фермерам - действующая нормативно-правовая база, регламентирующая предоставление грантов допускает возможность предоставления грантов получателям, не соответствующим условиям их предоставления. При этом, определить лицо, не усмотревшее несоответсвия условиям предоставления грантов, не представляется возможным. Пакет документов и конкурсная заявка не содержат подписи члена комиссии, исследовавшего документы.
Установлен случай предоставления гранта получателю, не соответствующему условиям предоставления гранта, а именно, имеющему неисполненную обязанность по уплате налогов, взносов, процентов, пеней, штрафов, процентов. В подтверждение соответствия данному условию представлена справка налогового органа, имеющая признаки подлога. Субсидия в размере 3336,000 тыс. руб. предоставлена получателю неправомерно и подлежит возврату.
Кроме того, установлены случаи неправомерного предоставления грантов без соблюдения соотношений софинансирования за счет собственных средств.
Проверкой установлены случаи занижения получателями сведений о поголовье сельскохозяйственных животных. Действующий механизм предоставления грантов не позволяет исключить вероятность предоставления недостоверных данных о численности поголовья у получателя гранта и у продавца сельскохозяйственных животных при направлении гранта на приобретение сельскохозяйственных животных, что в свою очередь, не позволяет исключить риски заключения мнимых сделок при освоении субсидий. Условие подтверждения наличия у контрагента приобретаемого количества сельскохозяйственных животных, так же, как и наличие поголовья о получателя субсидий до и после их приобретения, порядками не установлено.
В нарушение Соглашений об оказании мер государственной поддержки Министерством не доводились до Получателей показатели результативности и их значений. Приложения к Соглашениям, в которых закреплены показатели, заполнялись и подписывались получателями грантов самостоятельно, отметок Министерства в приложениях не имеется.
У 32 или 31,7% из 101 охваченных встречными проверками получателей субсидий 2014-2016 годов выявлено частичное неисполнение плановых значений индикаторов, установленных в Соглашениях о предоставлении грантов (за исключением индикатора «Создание новых рабочих мест».
Претензионная работа с получателями грантов фактически начала проводиться только с 2018 года.
Следует отметить низкую эффективность предоставленной господдержки получателям 2012 года, которыми планировалось в течение 5 лет выйти на предусмотренные бизнес-планами показатели. Из 35 получателей 2012 года показатель «Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции» достигнут только 5 получателями. Показатель «Объем уплаченных налогов и сборов, тыс. рублей» достигнут 11 получателями из 35. Показатель «Чистая прибыль» достигнут только 2 получателями из 35. Из 113 предусмотренных бизнес-планами рабочих мест создано 51, что составило 45,13% плановых значений. По объему произведенной сельскохозяйственной продукции достигли плановых значений только 14 получателей из 35.
Ни одним из 35 получателей гранта 2012 года не достигнуты в совокупности все индикаторы, установленные соглашениями.
При этом следует учесть, что 2012 год был единственным годом, в котором были относительно благоприятные климатические условия. Получатели 2012г. осуществляли производственную деятельность в течение 5 лет в условиях ежегодной засухи, что оказало негативное влияние на производственные показатели. В то же время, Министерством не принимались достаточные меры по контролю за исполнением показателей результативности, показатели не корректировались исходя из сложившихся реалий.
По данным официального сайта федеральной налоговой службы установлено, что из 46 получателей гранта начинающим фермерам 2012 года 22 хозяйства или 48% прекратили свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
За период 2012-2017гг. в Республике Бурятия наблюдается опережающий рост производства продукции сельского хозяйства по категории крестьянские (фермерские хозяйства и ИП – 165,5% в сравнении с хозяйствами населения – снижение на 5,1% и сельскохозяйственными организациями – 149,7%). В результате в структуре производства доля КФХ и ИП возросла с 4,5% в 2012г. до 6,9% в 2017г. на фоне снижения доли производства в хозяйствах населения на 13,6% к 2012 году.
Прирост продукции сельского хозяйства в катгории КФХ и ИП к 2011 году, то есть году, предшествующему началу реализации мероприятий по поддержке фермерства, составил в сопоставимых ценах за 6 лет 20,6% на фоне снижения в хозяйствах населения на 15,5%.
По всем категориям хозяйств наблюдается снижение производства молока, в том числе по К(Ф)Х и ИП на 19,3%.
За период с 2012 по 2017гг. в категории КФХ и ИП произошло снижение поголовья КРС на 5,3%, свиней на 49,2%, лошадей на 12,2%. Однако более существенный спад наблюдается по категории сельскохозяйственные организации по КРС, лошадям. Отмечается значительный прирост поголовья по овцам – в 1,58 раза, птицам – в 1,3 раза.
Таким образом, можно констатировать, что реализация мероприятий по развитию фермерства с 2012 по 2017 годы оказала положительное влияние на развитие сельского хозяйства в категории КФХ и ИП в Республике Бурятия. Наблюдается как опережающий рост производства в сравнении с другими категориями хозяйств, так и увеличение их доли в общей валовой продукции сельского хозяйства республики.
Всего в ходе контрольного мероприятия выявлено финансовых нарушений на сумму 14 906,123 тыс.рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств – 60,0 тыс.рублей. Подлежат возврату в бюджет 9964,783 тыс. руб.
Коллегией Счетной палаты РБ принято решение утвердить отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия и направить представление Министерству сельского хозяйства и продовольствия РБ.