Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидии, предоставленной Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия Гарантийному фонду содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия в 2017 году для дальнейшего предоставления целевых займов организациям молочной промышленности». HTML

 30.11.2018


Результат контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидии, предоставленной Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия Гарантийному фонду содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия в 2017 году для дальнейшего предоставления целевых займов организациям молочной промышленности».

30.11.2018г. на коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Пегасова Евгения Владимировича был рассмотрен отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидии, предоставленной Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия Гарантийному фонду содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия в 2017 году для дальнейшего предоставления целевых займов организациям молочной промышленности». С докладом выступил аудитор Е.С. Убеев.

На коллегии было отмечено следующее.

Законом Республики Бурятия от 08.12.2017 N 2794-V в республиканском бюджете на 2017 год Министерству промышленности и торговли РБ были предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления субсидий некоммерческим организациям  в размере 250000,0 тыс. руб., получатель субсидии в законе о бюджете не был конкретизирован.

Постановлением Правительства РБ от 27.12.2017г. №621 утвержден Порядок предоставления субсидии из республиканского бюджета Гарантийному фонду содействия кредитованию СМП РБ на предоставление финансовой поддержки СМП молочной промышленности.

Минпромторгом РБ нарушен пп. г) п.3 Требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (Постановление Правительства РФ №541 от 07.05.2017г.), а именно, не установлены категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий. Получателем субсидии определен Гарантийный фонд Бурятии.

Предоставленная Минпромторгом РБ субсидия использована Фондом по целевому назначению и в полном объеме – Фондом предоставлен займ ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» в размере 250000,0 тыс. руб., осуществляющему деятельность по производству питьевого молока и питьевых сливок. Последним приобретено оборудование Тетра Пак для переработки молока мощностью свыше 50 тонн в сутки. Оборудование поставлено заемщику, осуществляется производственный процесс.

Заемщиком предоставлено обеспечение исполнения обязательств по договору займа в форме залога 100% доли в уставном капитале ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии», залога приобретенного имущества (линии переработки Тетра Пак), поручительств трех физических лиц, поручительства ООО «Агротопводстрой». Рыночная стоимость оборудования скорректирована с применением понижающего коэффициента 0,65. Договором займа предусмотрен внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Фондом ежеквартально осуществляется осмотр залогового имущества на предмет его наличия и целостности. Залоговое имущество застраховано от рисков утраты, недостачи или повреждения имущества на весь объем обязательств. Залог движимого имущества зарегистрирован нотариусом 05.03.2018г. Обеспечены механизмы списания денежных средств с банковских счетов заемщика и поручителя по запросу Фонда в случае нарушения условий договора займа.

Таким образом, займ в размере 250000,0 тыс. руб., предоставленный ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии», обеспечен в полном объеме. Возникновение необходимости обращения взыскания на заложенную 100% долю в уставном капитале повлечет переход права собственности на предприятие Фонду.

Одним из этапов оценки заявления являлась экспертиза проекта и определение платежеспособности Заемщика.

ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» имело низкие показатели финансового состояния  на момент предоставления займа.

По итогам 9 месяцев 2018г. наблюдается улучшение текущей ликвидности предприятия и рентабельности продаж, обусловленные, в основном, осуществленным возвратом НДС от приобретенного оборудования и «входного» НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, что позволило предприятию увеличить оборотные активы. Наблюдается снижение коэффициента наличия собственных средств, что вызвано принятием долговой нагрузки по предоставленному Фондом займу. ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» выполняет запланированные значения, предусмотренные бизнес-планом. Просроченной задолженности по предоставленному займу к моменту проверки не допускалось.

Истекший период времени – 7 месяцев с момента предоставления займа не позволяет произвести анализ качественного изменения показателей в динамике, а также сравнить их к аналогичному периоду предыдущего года ввиду несопоставимости характера осуществляемой деятельности – в 2017г. предприятие осуществляло деятельность только по продаже продукции, производимой АО «Молоко Бурятии».

Следует отметить, что бизнес-планом предприятия предусматривается незначительное увеличение объемов производства – в пределах 2-3% в стоимостном выражении ежегодно. Данные темпы не позволяют достичь заметного улучшения показателей финансово-экономического состояния предприятия в ускоренные сроки. Загрузка производственных мощностей остается на низком уровне – не более 10%. Основная причина – нехватка оборотных средств и источников их пополнения. По сути, предоставленный займ позволил избежать изъятия производственного оборудования лизингодателем.

Дальнейшее финансовое состояние и платежеспособность предприятия и, соответственно, перспектива возврата займа, будут в значительной степени зависеть от способности предприятия обеспечить увеличение объемов производства и реализации молока и молочной продукции и, как следствие, объемов прибыли.

Следует отметить, что предприятием недостаточно используется потенциал рынка закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений (образование, здравоохранение, социальная защита).

Так, согласно сведениям из ЕИС в сфере закупок в 2018 году предприятие заключило договоров с 4 детскими дошкольными учреждениями и 1 учреждением социального обеспечения всего на сумму 1696,4 тыс. руб., что составляет около 1,85% от объема поставок молока и молочной продукции для нужд учреждений бюджетной сферы, расположенных в г.Улан-Удэ.

Одной из причин, создающей препятствие для участия предприятия в таких поставках является то, что, во многих случаях, учреждениями молоко и молочная продукция не выделяются в отдельный предмет договора.

По итогам контрольного мероприятия Минпромторгу РБ и Гарантийному фонду Бурятии даны рекомендации.