Результат контрольного мероприятия «Проверка правильности формирования и использования фонда оплаты труда в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Усть-Алтачейская средняя общеобразовательная школа-интернат» за 2016-2017 годы» HTML

 24.10.2018


24 октября  2018 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Михаила Егорова с участием заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия Доржиева Ц.-Д.Э., председателя комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия Марковца И.В., заместителя министра образования и науки Республики Бурятия Ангархаева Д.М. рассмотрен результат контрольного мероприятия «Проверка правильности формирования и использования фонда оплаты труда в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Усть-Алтачейская средняя общеобразовательная школа-интернат» за 2016-2017 годы».

 С докладом выступила аудитор Валентина Федосова.  

На коллегии отмечалось, что основной целью деятельности государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Алтачейская средняя общеобразовательная школа-интернат» является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования.

Проектная мощность учреждения составляет 100 человек, вместимость интерната 50 человек.

Численность учеников на 01.09.2015 составила 64 чел., 01.09.2017 - 71 чел., из них 30% - жители улуса Усть-Алташа, остальные - дети, прибывшие из населенных пунктов Мухоршибирского, Иволгинского, Заиграевского районов и г. Улан-Удэ.  

Количество учеников в классе оставалось стабильно низким: в 2015-2016 учебном году в среднем 7 учеников, в 2016-2017 учебном году от 6 до 15 учеников, в 2017-2018 учебном году от 5 до 14 учеников в классе. Количество классов-комплектов по годам соответственно: 5; 6; 9 классов-комплектов. Количество ставок учителей по годам: 2015-2016 учебный год составило 9,25 ставок, 2016-2017 учебный год – 12 ставок и 2017-2018 учебный год - 15,08 ставок. Уровень совмещения должностей учителей соответственно по годам составил 0,93; 1,2; 1,51.

Локальные нормативные акты, определяющие порядок и условия оплаты труда работников учреждения приняты, но имеют недостатки, требующие устранения. Кроме того, принятые локальные нормативные акты по отдельным вопросам оплаты труда дублируют друг друга, имеют позиции, несоответствующие действующей системе оплаты труда, что  позволяет сделать вывод о том, что со стороны учредителя отсутствует контроль за принятием нормативных актов учреждения, а централизованная бухгалтерия при начислении заработной платы не использует их в своей работе.

Не урегулированы коллективным договором выплаты компенсационного характера, установление заработной платы обслуживающего персонала, за классное руководство.

Имеющиеся нормативные акты по вопросам оплаты труда не содержат исчерпывающий перечень компенсационных и стимулирующих выплат. Так, не оговорен порядок оплаты за нерабочие праздничные дни, в то время как данные выплаты в проверяемый период осуществлены в сумме 95 тыс.руб.

Отдельные нормы Положения об оплате труда не соответствуют нормам постановления Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 №289 (ред. от 04.09.2017) «О системе оплаты труда работников общеобразовательных организаций в Республике Бурятия».

Положение о премировании работников содержит перечень выплат стимулирующего характера, выплачиваемых работникам учреждения из экономии фонда оплаты труда. Фактически большинство видов выплат по сути являются прямыми должностными обязанностями работников (обеспечение исправного технического состояния автотранспорта, качественное исполнение должностных обязанностей, качественное ведение документации и др.), формулировки отдельных выплат не содержат конкретной оценки показателей и не определяют порядок такой оценки (личный вклад в качественное обеспечение системной организации и эффективности образовательного процесса, степень сотрудничества и взаимодействия для достижения общих целей и задач образовательного процесса, степень участия по созданию и поддержанию благоприятного морально психологического климата в коллективе и др.).

Отдельным документом утверждены критерии для начисления выплат стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическим работникам учреждения, которые включают 18 показателей эффективности материального стимулирования учителя, 21 показатель эффективности материального стимулирования воспитателей и классных руководителей, 19 показателей эффективности материального стимулирования социального педагога, педагога – организатора, педагога дополнительного образования.

Стоимость ученико-часа за 2015-2016 учебный год составила 5,31, 2016-2017 учебный год - 6,97, 2017-2018 учебный год - 7,52, что в результате повлияло на размер базовой заработной платы в сторону увеличения, даже при снижении количества ученико-часов (2212 - в 2015-2016 учебном году, 2081 - в 2017-2018 учебном году).

По тарификации 2015-2016 учебного года только 1 педагогический работник имел квалификационную категорию, в 2016-2017 учебном году - 5 учителей, в 2017-2018 учебном году - 6 учителей. Прирост месячного фонда из-за присвоения квалификационной категории в 2017-2018 учебном году по сравнению с 2015-2016 учебным годом составил более, чем в 4,7 раза. Этот фактор также повлиял на размер фонда и рост заработной платы учителей.

Изменилась стоимость часа неаудиторной занятости, что дало прирост месячного фонда, в целом месячный фонд заработной платы учителей по тарификации увеличился за 3 учебных года на 39,6%.

По данным бухгалтерского учета начисление по фонду оплаты труда за 2016 год составляло 7207,098 тыс.рублей, что меньше на 5,754 тыс.рублей утвержденного годового фонда оплаты труда и больше на 13,05 тыс.рублей от утвержденного фонда в штатном расписании.

Фонд оплаты труда в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год предусмотрен сверх установленных штатным расписанием и тарификационным списком на 69,208 тыс.рублей. По данным бухгалтерского учета начисление по фонду оплаты труда за 2017 год составляло 7469,759 тыс.рублей, больше на 14,551 тыс.рублей от утвержденного годового фонда оплаты труда, и выше на 83,759 тыс.рублей от утвержденного штатным расписанием.

По данным статистической формы «ЗП – образование» за 2016 год и за 2017 год среднемесячная заработная плата работников в 2016 году составляла 19,715 тыс.рублей, в 2017 году - 22,862 тыс.рублей с учетом выплаты за коммунальные услуги. Кратность средней заработной платы руководителя к средней заработной плате работников учреждения в 2016 году составила 2,5, в 2017 году – 1,9, что не превысило кратность, установленную Положением об оплате труда работников.

Проведена выборочная проверка соответствия уровня образования, квалификационной категории педагогических работников и документов о присвоении званий, соответствия личных дел работников данным тарификаций и штатных расписаний. Нарушение статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» составило по 11 случаям на 7 чел. Общая сумма неправомерно начисленных выплат составила 384,6 тыс.рублей.

Проверкой установлены факты как переплаты, так и недоплаты заработной платы работникам учреждения.

Коллегия предложила Министерству образования и науки Республики Бурятия провести анализ деятельности учреждения по замечаниям, выявленным в ходе проверки, и принять меры по загрузке учреждения, либо принятию решения  о передаче содержания учреждения местному бюджету.