Результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2015 году HTML

 15.01.2016


29 июля 2016 года на Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия под председательством Евгения Пегасова рассмотрены результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2015 году

С докладом выступила аудитор Ольга Чимитдоржиева.

В ходе контрольного мероприятия установлено следующее.

В проверяемый период 2015 год реализации РАП по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по 185-ФЗ попали три этапа.

- в 1 этапе в 2013-2014 годах - 14 муниципальных образований;

- во 2 этапе в 2014-2015 годах - 5 муниципальных образований;

- в 3 этапе в 2015-2016 годах и в 4 этапе в 2016-2017 годах - 2 муниципальных образования (МО «Северо-Байкальский район», ГО «Город Северобайкальск»).

В реализации РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» участвуют 16 муниципальных образований, которые соответствуют требованиям Фонда ЖКХ по выполнению показателей по условиям, определенным статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, и вправе претендовать на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ.

При реализации РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» подлежат отселению в период с 2013 по 2017 год аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2012, с общей отселяемой площадью жилых помещений 253729,08 кв.м. по Перечню аварийных многоквартирных домов.

РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» (в ред. от 01.03.2016) утвержден общий объем финансирования в 2013 - 2017 годах – 8 427 949,84612 тыс.руб. (финансовая поддержка Фонда ЖКХ – 4 878 616,13393 тыс.руб., долевое финансирование из республиканского бюджета – 3 203 453,00093 тыс.руб., долевое финансирование из местных бюджетов – 138 714,66290 тыс.руб., дополнительные средства местного бюджета на приобретение дополнительных кв.м. жилых помещений – 207 166,04836 тыс.руб.), в том числе на реализацию:

- 1 этапа 2013 - 2014 годов – 2 262 440,33026 тыс.руб. (средства Фонда ЖКХ – 1 290 023,42676 тыс.руб., средства республиканского бюджета – 688 715,07849 тыс.руб., средства местных бюджетов – 76 535,77665 тыс.руб., дополнительные средства местного бюджета на приобретение дополнительных кв.м. жилых помещений - 207 166,04836 тыс.руб.);

- 2 этапа 2014 - 2015 годов – 1 694 026,71343 тыс.руб. (средства Фонда ЖКХ – 974 513,32836 тыс.руб., средства республиканского бюджета -700 471,04463 тыс.руб., средства местных бюджетов – 19 042,34044 тыс.руб.);

- 3 этапа 2015 - 2016 годов – 1 917 535,66825 тыс.руб. (средства Фонда ЖКХ – 957 277,53508 тыс.руб. средства республиканского бюджета – 937 512,62921 тыс.руб., средства местных бюджетов – 22 745,50396 тыс.руб.);

- 4 этапа 2016 - 2017 годов – 2 553 947,13418 тыс.руб. (средства Фонда ЖКХ – 1 656 801,84373 тыс.руб., средства республиканского бюджета -876 754,24860 тыс.руб., средства местных бюджетов – 20 391,04185 тыс.руб.).

В РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» 10 раз вносились изменения и дополнения.

Вследствие внесения многочисленных изменений в РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» планируемые объемы финансирования, число жителей к расселению, а также количество и площадь расселяемых жилых помещений на момент подачи Заявок в Фонд ЖКХ имеют существенные отклонения от указанных показателей в действующей редакции РАП. Согласно пояснению Минстроя РБ (исх. № 06-04-13-1478/16 от 15.07.2016, вх. № 624 от 19.07.2016) основными причинами уменьшения расселяемой площади и количества граждан, подлежащих расселению, являются уточнение количества граждан, расселяемых их аварийного жилья, инвентаризация жилищного фонда, а также в связи со смертью граждан, проживавших в аварийном жилье (выморочное имущество).

В рамках контрольного мероприятия был рассмотрен вопрос соблюдения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». При проведении проверки соблюдения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» нарушений не установлено, за исключением представления в Фонд ЖКХ с Заявкой 2014 недостоверной РАП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2014 - 2015 годах».

Размер предельной стоимости 1 кв.м. общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам для переселения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ, составляет:

- на 1 этап 2013-2014 гг. - 29350 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения на основании приказа Минрегиона России от 27.12.2012 № 554;

- на 2 этап 2014-2015 г. - 31110 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2014 № 67/пр;

- третий этап 2015 - 2016 гг. - 34955 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения (справочно);

- четвертый этап 2016 - 2017 гг. - 37297 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения (справочно).

В рамках рассмотренных вопросов проверки выявлены следующие основные нарушения.

При рассмотрении актов обследования помещений и заключений о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, приложенных к Заявке 2014, и данных в Приложении № 1 к РАП, установлены (по остальным заявкам их не было в связи с имениями) несоответствия. Например:

- в нарушение пункта 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение о признании МКД аварийным), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, к заключениям о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания не приложены заключения специализированных организаций, проводящих обследование, по результатам которых комиссии признают МКД аварийными и подлежащими сносу;

- в нарушение раздела IV «Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Положения о признании МКД аварийным межведомственная комиссия МО «Город Северобайкальск» производила обследование жилых помещений с нарушением установленного срока (30 дней). Акты обследования помещений составлены в 2006 году, заключения комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания составлялись через год в 2007 году. По дому, расположенному по адресу г. Северобайкальск, ул. Мира, 27, акт обследования помещения составлен 27.10.2006, заключение о признании жилых помещений пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 27.10.2008 (составлен через 2 года);

- в Приложении № 1 к РАП неправильно указано количество квартир в расселяемых домах по адресам: пгт. Новый Уоян, ул. Байкальская, д.7 согласно акту обследования помещений от 25.12.2009 – двухквартирный дом, в Приложении № 1 к РАП – расселяют 4 квартиры; в пгт. Нижнеангарск, пятиквартирные дома по ул. Рабочая д. 119 и д. 133, в Приложении № 1 к РАП – расселяют соответственно 7 и 6 квартир, восьмиквартирные дома по ул. Ленина, д. 137 и д. 139, в Приложении № 1 к РАП – расселяют соответственно 9 и 10 квартир. Выявленные несоответствия ведут к искажению количества расселяемых жилых помещений и возможной недостоверности данных РАП;

- общая площадь жилых помещений, отраженная в актах обследования жилых домов, включенных во 2 этап РАП по МО «Закаменский район», не соответствует данным в Приложении № 1 к РАП, за исключением дома по адресу г. Закаменск, ул. Крупской, д. 24а. Выявленные несоответствия ведут к искажению общей площади жилых помещений и возможной недостоверности данных РАП.

Установлено, что из РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» (в ред. на 01.03.2016) исключены признанные аварийными и включенные в Заявку 2014 дома по адресам г. Северобайкальск, пер. Солнечный, д.1, и д. 5. Пояснения по данному факту не представлены.

Отмечается перенос расселения ряда аварийных домов из одного этапа в другой.

Приложение № 4 «Перечень многоквартирных аварийных домов» к РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» содержит сводные показатели в разрезе этапов, но не содержит адресов аварийных МКД. Наименования графы 1 «№» и графы 2 «Адрес аварийного МКД» не соответствуют содержанию.

В ходе проверки долей софинансирования стоимости переселения граждан, отраженной в Приложения № 1 к РАП (в ред. от 01.03.2016), установлено:

- доля финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, установленная для всех муниципальных образований в Республике Бурятия на 2014 год - 57,52 %, на 2015 год - 49,92 %, не одинакова. По 2 этапу она варьируется от 55,70 % до 66,37 % вместо установленных 57,52 %. По МО «Закаменский район» составляет 66,37%, что превышает установленный объем финансирования за счет средств Фонда ЖКХ на 19 676,55907 тыс.руб., по МО «Хоринский район» составляет 65,51%, что превышает установленный объем финансирования за счет средств Фонда ЖКХ на 5 362,57881 тыс.руб. По 3 этапу доля финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ составляет для ГО «город Северобайкальск» - 49,36 % (меньше на 7652,98242 тыс.руб.) и для МО «Северо-Байкальский район» - 51,3 % (превышает на 7696,71191 тыс.руб.) вместо установленных 49,92 %;

- не выдержана минимальная доля софинансирования за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов от общего объема для всех муниципальных образований в Республике Бурятия на 2014 год - 42,47 % вместо установленных 42,48 %;

- несоответствие доли софинансирования из бюджетов муниципальных образований по 2 этапу и по 3 этапу РАП: по ГО «г.Северобайкальск» по 2 этапу составляет 1,91% и 3 этапу – 1,99 % вместо установленных 2%, по МО «Закаменский район» по 2 этапу составляет 2,95% вместо 3%, по МО «Кабанский район» по 2 этапу составляет 2,90% вместо 3%.

В 1 этапе РАП в 2013-2014 годах участвовало 14 муниципальных образований - ГО «Город Улан Удэ», ГО «Город Северобайкальск», МО «Бичурский район», МО «Джидинский район», МО «Заиграевский район», МО «Закаменский район», МО «Иволгинский район», МО «Кабанский район», МО «Курумканский район», МО «Кяхтинский район», МО «Мухоршибирский район», МО «Прибайкальский район», МО «Селенгинский район», МО «Тарбагатайский район»;

В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ Республика Бурятия не закончила реализацию 1 этапа РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» до 31.12.2014. В четырех муниципальных образованиях ГО «город Улан-Удэ», МО «Закаменский район», МО «Кабанский район», МО «Кяхтинский район» программа не завершена. В МО «Мухоршибирский район» программа завершена, акты ввода подписаны 29.12.2014, средства за выполненные работы подрядным организациям будут перечислены в феврале 2015 года.

На 01.01.2016 на лицевых счетах муниципальных образований образовался остаток бюджетных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 19362,06161 тыс.руб., в том числе за счет средств Фонда ЖКХ в сумме 13005,63892 тыс.руб., средств республиканского бюджета в сумме 6356,42269 тыс.руб.

При рассмотрении исполнения соглашений о долевом финансировании по первому этапу установлено, что на 01.01.2016:

- ГО «город Улан-Удэ» излишне профинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 288,12418 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета на 153,82230 тыс.руб. При этом остаток средств на 01.01.2016 на лицевом счете муниципального образования превышает объем избыточного финансирования. В 2016 году Минстроем РБ избыточное финансирование учтено при подтверждении потребности ГО «город Улан-Удэ» неиспользованного остатка прошлых лет субсидии на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. По данным отчетов ГО «город Улан-Удэ» исполнены обязательства по финансированию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета в объеме 11492,989007 тыс.руб., что превышает на 374,28805 тыс.руб. установленный соглашением объем 11 118,70102 тыс.руб.;

- МО «Закаменский район» излишне профинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 225,93283 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета на 13532,49710 тыс.руб. При этом остаток средств за счет средств Фонда ЖКХ на 01.01.2016 на лицевом счете муниципального образования превышает объем избыточного финансирования. В 2016 году Минстроем РБ избыточное финансирование учтено при подтверждении потребности неиспользованного остатка прошлых лет субсидии на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В части избыточного финансирования за счет средств республиканского бюджета представлено мировое соглашение от 27.11.2015 заключенное между Минстроем РБ и МО «Закаменский район» и утвержденное Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.11.2015 по делу № А10-5132/2015. Согласно мировому соглашению от 27.11.2015 МО «Закаменский район» выплачивает долг в сумме 13411,87721 тыс.руб. Минстрою РБ равными частями по 1341,18772 тыс.руб. в срок с 15.12.2015 по 01.10.2024. Согласно годовому отчету Минстроя РБ за 2015 год в доходы республиканского бюджета по мировому соглашению от 27.11.2015 поступило от МО «Закаменский район» 1341,18772 тыс.руб. Остаток задолженности МО «Закаменский район» перед республиканским бюджетом с учетом суммы долга по мировому соглашению от 27.11.2015 составляет 120,61989 тыс.руб. (13532,49710 - 13411,87721). Данная задолженность возникла в результате уменьшения объема финансирования за счет средств республиканского бюджета со 145 328,16409 тыс.руб. (на момент подачи искового заявления) до 145207,54420 тыс.руб. дополнительным соглашением от 28.12.2015 № 4 к соглашению о долевом финансировании от 13.08.2013 № ПМ-2013-6. По данным отчетов МО «Закаменский район» исполнены обязательства по финансированию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета в объеме 43039,35607 тыс.руб., что превышает на 26908,79556 тыс.руб. установленный соглашением объем 16130,56051 тыс.руб.;

- МО «Кабанский район» излишне профинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 15454,42868 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета на 8250,54869 тыс.руб. МО «Кабанский район» произведен возврат средств Фонда ЖКХ в объеме 15454,42868 тыс.руб. заявками на возврат от 20.02.2016 № 31 на сумму 10000,00000 тыс.руб. и от 02.03.2016 № 32 на сумму 5454,42868 тыс.руб. В части избыточного финансирования за счет средств республиканского бюджета представлено исковое заявление (исх. № 06-02-01-10-и1917 от 05.04.2016) Минстроя РБ в Арбитражный суд РБ к МО «Кабанский район» на сумму 8250,54869 тыс.руб. Судебное заседание по делу А10-1910/2016 отложено до 09.08.2016. Следует отметить, что на 01.01.2016 на лицевом счете МО «Кабанский район» имелся неиспользованный остаток средств республиканского бюджета в сумме 1283,26991 тыс.руб., в феврале 2016 года Минстроем РБ подтверждена потребность в данных средствах МО «Кабанский район». В случае не подтверждения данной потребности сумма долга МО «Кабанский район» была бы уменьшена до 6 967,27878 тыс.руб. (8250,54869 – 1283,26991). По данным отчетов МО «Кабанский район» исполнены обязательства по финансированию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета в объеме 21036,54006 тыс.руб., что превышает на 916,72763 тыс.руб. установленный соглашением объем 20119,81243 тыс.руб.;

- МО «Кяхтинский район» излишне профинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 255,46372 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета на 136,38165 тыс.руб. В 2016 году МО «Кяхтинский район» произведен возврат неиспользованных остатков за средств Фонда ЖКХ в объеме 662,31306 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета в объеме 136,38165. МО «Кяхтинский район» с 2013 по 2015 годы произвело финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета в объеме 3546,78206 тыс.руб., что больше на 226,50417 тыс.руб. установленного соглашением объем 3320,27789 тыс.руб.;

- МО «Мухоршибирский район» исполнены обязательства по соглашению о долевом финансировании полном объеме.

В отчете о расходовании средств за август 2015 года МО «Мухоршибирский район» по 1 этапу РАП исключены платежи за счет средств местного бюджета в сумме 4955,84902 тыс.руб., произведенные в 2014 году. В 2014 году данные средства были показаны как платежи за счет средств местного бюджета, в 2015 году исключены как дополнительные средства, не предусмотренные РАП. При этом, согласно годовому отчету Республики Бурятия за 2014 год, МО «Мухоршибирский район» значился, как своевременно окончивший реализацию мероприятий 1 этап РАП. В указанном отчете о расходовании средств отражена сумма перечисления за счет средств местного бюджета 408,68044 тыс.руб., а также представлены дополнительные реестры за июль 2015 года на сумму 409,61487 тыс.руб. и за август 2015 года на сумму 4954,91459 тыс.руб. (409,61487+4954,91459-4955,84902=408,68044).

При реализации 1 этапа РАП наибольшая доля заключенных муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений приходится на контракты на строительство многоквартирных домов, контракты участия в долевом строительстве и контракты на приобретение жилых помещений у застройщика.

Участниками 2 этапа 2014-2015 годов РАП являлись ГО «Город Северобайкальск», МО «Северо-Байкальский район», МО «Закаменский район», МО «Кабанский район», МО «Хоринский район».

В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ Республика Бурятия не закончила реализацию 2 этапа РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» до 31.12.2015. В трех муниципальных образованиях ГО «Северобайкальск», МО «Закаменский район», МО «Северо-Байкальский район» программа не завершена.

На 01.01.2016 на лицевых счетах муниципальных образований образовался остаток бюджетных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 341 107,35028 тыс.руб., в том числе за счет средств Фонда ЖКХ в сумме 180 350,53630 тыс.руб., средств республиканского бюджета в сумме 160 756,81398 тыс.руб.

При рассмотрении исполнения соглашений о долевом финансировании по второму этапу установлено, что на 01.01.2016:

- ГО «город Северобайкальск» недофинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 24140,86593 тыс.руб. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 31.12.2015 не выполнены;

- МО «Закаменский район» в 2016 году Минстроем РБ подтверждена потребность в неиспользованном остатке прошлых лет субсидии на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. По данным отчетов МО «Закаменский район» исполнены обязательства по финансированию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета в объеме 2196,70334 тыс.руб., что меньше на 8,93652 тыс.руб. установленный соглашением объем 8,93652 тыс.руб.;

- МО «Кабанский район» в части финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по 2 этапу РАП на 31.12.2015 обязательства выполнены;

- МО «Северо-Байкальский район» излишне профинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 1077,33007 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета на 829,81750 тыс.руб. В 2016 году Минстроем РБ избыточное финансирование учтено при подтверждении потребности МО «Северо-Байкальский район» неиспользованного остатка прошлых лет субсидии на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 31.12.2015 не выполнены;

- МО «Хоринский район» недофинансировано за счет средств Фонда ЖКХ на 475,51718 тыс.руб., излишне профинансировано за счет средств республиканского бюджета на 3417,16517 тыс.руб., что равно остатку средств за счет средств республиканского бюджета на 01.01.2016 на лицевом счете муниципального образования. По данным отчетов МО «Хоринский район» исполнены обязательства по финансированию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета в объеме 2791,36128 тыс.руб., что превышает на 475,51718 тыс.руб. установленный соглашением объем 2315,84410 тыс.руб. Избыточные кассовые расходы 475,51718 тыс.руб. за счет средств местного бюджета равны недофинансированной сумме за счет средств Фонда ЖКХ. МО «Хоринский район» в части финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по 2 этапу РАП на 31.12.2015 обязательства выполнены.

Согласно представленным уведомлениям по расчетам между бюджетами в 2016 году Минстроем РБ произведено подтверждение потребности в неиспользованном остатке субсидии прошлых лет ГО «город Северобайкальск», МО «Закаменский район» и МО «Северо-Байкальский район».

Финансирование мероприятий 2 этапа РАП 2014-2015 годов произведено полностью с финансовой поддержкой Фонда ЖКХ.

При реализации 2 этапа РАП наибольшая доля заключенных муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений приходится на контракты на строительство многоквартирных домов, на выкуп жилых помещений у собственников.

В рамках второго этапа выявлено:

По МО «Кабанский район» заключено контрактов на приобретение жилых помещений у застройщиков меньше на 245,8 кв.м. стоимостью 7646,83800 тыс.руб. При этом финансирование мероприятий было произведено в полном объеме на 95818,800 тыс.руб., средства на реализацию мероприятий МО «Кабанский район» использованы в полном объеме. Данный факт указывает на предоставление недостоверной отчетности МО «Кабанский район» в части неполного отражения заключенных контрактов, в противном случае может квалифицироваться, как на нецелевое использование средств в сумме 7646,83800 тыс.руб.

По МО «Хоринский район» заключено контрактов на приобретение жилых помещений у застройщиков меньше на 39,8 кв.м. стоимостью 1238,17800 тыс.руб. При этом оплата (кассовый расход) произведен МО «Хоринский район» в полном объеме на сумму 67 139,87720 тыс.руб. Данный факт указывает на предоставление недостоверной отчетности МО «Хоринский район» в части неполного отражения заключенных контрактов, в противном случае может квалифицироваться, как нецелевое использование средств в сумме 1238,17800 тыс.руб.

Участниками 3 этапа 2015-2016 годов РАП являлись ГО «Город Северобайкальск» и МО «Северо-Байкальский район».

На 01.01.2016 на лицевых счетах муниципальных образований образовался остаток бюджетных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 954108,05610 тыс.руб., в том числе за счет средств Фонда ЖКХ в сумме 470430,24870 тыс.руб., средств республиканского бюджета в сумме 478969,28735 тыс.руб., средств местного бюджета 4708,52005 тыс.руб.

Согласно представленным уведомлениям по расчетам между бюджетами в 2016 году Минстроем РБ произведено подтверждение потребности в неиспользованном остатке субсидии прошлых лет, выделенных на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

При рассмотрении показателей установлено, что в 2015 году финансирование мероприятий 3 этапа РАП 2015-2016 годов произведено полностью с финансовой поддержкой Фонда ЖКХ.

В ходе проверки выполнения Республикой Бурятия в 2015 году целевых показателей рассмотрен годовой отчет Фонда ЖКХ за 2015 год, размещенный на официальном сайте Фонда ЖКХ http://fondgkh.ru.

Согласно годовому отчету Фонда ЖКХ за 2015 год:

- в отчетном году Республикой Бурятия завершено переселение 4,83 тыс.человек из 89,81 тыс. кв.м. аварийного жилья;

- в соответствии с порядком, установленным распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1743-р, невыполнение целевых показателей, сложившееся по итогам 2014 года в объеме, соответственно, 1,21 тыс.человек и 14,02 тыс. кв.м., учитывается в выполнении целевых показателей, установленных на 2015 год. Таким образом, в целом достижение целевого показателя по численности граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, по итогам 2015 года составляет 102,3 процента (целевое значение – 3,54 тыс.человек) и по общей площади жилых помещений, из которых переселены граждане, - 115,5 процента (целевое значение – 65,65 тыс.кв.м.);

- по итогам 2015 года Республикой Бурятия обеспечено перевыполнение целевых показателей, установленных распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1743-р;

По данным мониторинга, опубликованного на сайте www.reformagkh.ru, на 11.04.2016 переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия отстает от графика более 3-х месяцев по 122 домам площадью 22,13 тыс. кв.м., в том числе:

- в ГО «г.Северобайкальск» по 46 домам площадью 15,41054 тыс.кв.м.;

- в МО «Кабанский район» по 2 домам площадью 0,7983 тыс. кв.м.;

- в МО «Муйский район» по 2 домам площадью 0,1372 тыс.кв.м.;

- в МО «Северо-Байкальский район» по 71 дому площадью 16,31735 тыс. кв.м.;

В нарушение п. 2.3.7.1 договора от 18.07.2008 № 43-3С приемка законченных строительством домов, построенных в целях реализации РАП, комиссиями, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности, не проводилась.

В соответствии с разделом III РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» Минстрой РБ производит сбор и обобщение информации о сносе жилых домов, не подлежащих капитальному ремонту или реконструкции, и использовании освобожденных земельных участков. В ходе проверки Минстроем РБ представлена информация о сносе аварийного жилищного фонда, расселение из которого включено в 1 и 2 этапы РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» по состоянию на 01.07.2016:

- по 1 этапу снесено 115 аварийных домов из 208 расселенных домов;

- по 2 этапу снесено 7 аварийных домов из 42 расселенных домов.

По 1 этапу РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» из 228 домов на 01.07.2016 расселено 208 домов. При этом заключенными соглашениями о долевом финансировании с муниципальными образованиями - участниками предусмотрено выполнение всех мероприятий адресной программы, включая снос, до 31.12.2014.

По 2 этапу РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» из 193 домов на 01.07.2016 расселено 42 дома, произведен снос только 7 домов.

По мнению проверяющих, основная причина в сложившейся ситуации со сносом аварийных домов, в исключении обязательств по сносу аварийных многоквартирных домов в соглашениях о долевом финансировании с МО «Закаменский район», «Хоринский район», МО «Северо-Байкальский район». При этом снос аварийного жилищного фонда является одним мероприятий по реализации программ по переселению из аварийного жилищного фонда, по которому Фонд ЖКХ выявляет нарушения у Республики Бурятия.

Несвоевременное завершение 1 и 2 этапов РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» указывает на ненадлежащий контроль со стороны Минстроя РБ за органами местного самоуправления по реализации мероприятий РАП.

В ходе проверки установлено, что отчеты о расходовании средств представлялись в Минстрой РБ органами местного самоуправления с нарушением установленного срока.

При проведении встречной проверки МО «Закаменский район» было установлено, что выполнение РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» рассчитано на 2013-2015 годы, в 2 этапа.

Причем оба этапа не выполнены в сроки.

По результатам проверки подлежат возврату средства в размере 1418,1 тыс.руб.

Проверяющими поставлена под сомнение достоверность ряда представленных документов.

В ходе проверки выполнения мероприятий по строительству МКД установлено, что в нарушение части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ после получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию продолжалась документальная приемка и оплата работ:

- 15 970,44011 тыс.руб. по муниципальному контракту № 01.001.13.014 от 09.12.2013, заключенному с ООО «Строитель» на сумму 65 416,37933 тыс. руб.;

- 364,22811 тыс.руб. по муниципальному контракту № 01.001.13.006 от 09.12.2013, заключенному с ООО «Корона» на сумму 58 408,62138 тыс. руб.;

- 893,25184 тыс.руб. по муниципальному контракту № 01.001.13.010 от 19.11.2013, заключенному с ООО «Байкал Капитал Строй» на сумму 20 681,21929 тыс. руб.;

- 94,33839 тыс.руб. по муниципальному контракту от 19.11.2013 № 01.001.13.012, заключенному с ООО «Восточно-Сибирское монтажное управление» на сумму 24 156,59926 тыс. руб., договор б/н от 20.10.2015 на сумму 94,33839 тыс.руб. с субподрядчиком ИП «Баиров М.Ю.»;

- 1 869,50723 тыс.руб. по муниципальному контракту от 19.11.2013 № 01.001.13.011, заключенному с ООО «Восточно-Сибирское монтажное управление» на сумму 50 542,68755 тыс. руб., договор субподряда б/н от 16.02.2015 на сумму 2 336,88414 тыс.руб. с КФХ Дашинимаев Б.Н.

Объемы работ, принятые после завершения работ и приемки законченного строительством объекта, являются избыточными.

Согласно муниципальным контрактам, окончательный расчет за выполненные работы производится Заказчиком после полного завершения работ, включая устранение выявленных дефектов. Оплата осуществляется на основании актов ф. КС-2, справок ф. КС-3, счетов-фактур, счетов и других документов, подтверждающих фактическое выполнение работ. Приемка результата выполненных работ осуществляется после выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.

Соответственно, приемка результата работ осуществляется после полного завершения работ, включая устранение выявленных дефектов (выполнение обязательств подрядчиком) и после оплаты выполненных и принятых по актам ф. КС-2 и др. документам, работ (выполнение обязательств заказчиком).

Таким образом, акт приемки заказчиком законченного строительством объекта капитального строительства от подрядчика подписан Администрацией МО «Закаменский район» преждевременно, в нарушение муниципальных контрактов – до выполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных контрактом.

Разрешения на ввод объектов в эксплуатацию выданы на основании преждевременно подписанных актов приемки.

В связи с этим, проверяющими поставлена под сомнение законность разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того, необходимо отметить, что разрешение на ввод в эксплуатацию выдано по объекту с дефектами.

В ходе проверки осуществлен осмотр построенных жилых домов. По результатам осмотра выявлен ряд замечаний и жалоб жителей домов и составлен акт, который направлен в целях их устранения в МО «Закаменский район».

На 01.01.2016 не исполнены мероприятия по переселению граждан из жилых помещений на сумму 696,60000 тыс.руб. (38,7 кв.м.), в т.ч.:

- из-за рассмотрения наследственного дела в суде не выполнено переселение из жилого помещения по адресу г. Закаменск, ул. Титова, д. 20, кв. 8 на сумму 505,80000 тыс.руб. (28,1 кв.м.), из которых потребность составляет 518,40000 тыс.руб. (28,8 кв.м.), перерасход по адресу г. Закаменск, ул. Титова, д. 20, кв. 1 в размере 12,60000 тыс.руб. (0,7 кв.м.);

- в РАП «Переселение из аварийного жилфонда в 2013-2017 годах» излишне включено переселение на сумму 190,80000 тыс.руб. (10,6 кв.м.) по адресу г. Закаменск, ул. Совхоз, 43-2.

При проверке учетных дел установлено, что МО «Закаменский район» предоставляло недостоверные данные о завершении расселения по аварийным домам, фактически на 31.12.2015 собственниками аварийных жилых помещений оставались граждане, которым принадлежало аварийное имущество.

В ходе проверки не представлены правоустанавливающие документы на аварийные жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности МО ГП «город Закаменск», МО СП «Баянгольское», МО СП «Холтосонское».

Согласно пояснениям администрациями поселений данные жилые помещения не были зарегистрированы ввиду отсутствия технической документации и дефицитом финансовых средств в бюджете.

Совет депутатов МО «Закаменский район» Решением от 24.07.2013 № 467 решил принять полномочия муниципальных образований ГП «г. Закаменск», СП «Баянгольское», СП «Холтосонское» в части работы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и заключить соглашения о передаче полномочий органа местного самоуправления поселения в части работы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда органу местного самоуправления муниципального района.

Соглашения о передаче полномочий МО СП «Баянгольское» и МО СП «Холтосонское» не представлены. Между Администрацией МО «Закаменский район» и Администрацией МО ГП «город Закаменск» заключено соглашение от 24.07.2013 «О передаче части полномочий органа местного самоуправления поселения органу местного самоуправления муниципального района».

Согласно п. 2.2 вышеназванного соглашения для решения вопроса местного значения поселения Администрации МО «Закаменский район» передаются следующие полномочия:

- подготовка заявки на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании ГП «город Закаменск»;

- подготовка земельных участков для строительства, проведение межевания земельных участков и постановка их на кадастровый учет;

- осуществление строительства малоэтажных домов в соответствии с проектно-сметной документацией, обеспечение ввода объектов в эксплуатацию;

- проведение строительного контроля за строительством домов.

В ходе проверки установлено, что из представленных к проверке договоров социального найма на предоставленные жилых помещений взамен аварийных жилых помещений заключены с гражданами от лица Администрации МО «Закаменский район»:

- все договоры в г. Закаменск;

- все договоры в с. Баянгол;

- 8 из 17 договоров в с. Холтосон.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что Администрацией МО «Закаменский район» осуществлено финансирование строительства МКД, а также следующие мероприятия и их финансирование:

- приобретение жилых помещений у застройщиков;

- приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком;

- выкуп жилых помещений у собственников.

Полномочия по подписанию договоров социального найма на новые жилые помещения, по финансированию строительства МКД, по осуществлению и финансированию мероприятий по приобретению и выкупу жилых помещений Администрации МО «Закаменский район» не передавались.

Таким образом, Администрация МО «Закаменский район» допустила превышение полномочий при:

- подписании договоров социального найма с гражданами;

- финансировании строительства МКД;

- осуществлении и финансировании приобретения жилых помещений