Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2013-2014 годах на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Бурятия в зоне Байкало-Амурской магистрали HTML

 23.01.2015


Заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия

18.08.2015 года под председательством Пегасова Е.В. состоялось заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был заслушан результат проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2013-2014 годах на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Бурятия в зоне Байкало-Амурской магистрали


С докладом по указанным вопросам выступил аудитор Чимитдоржиева О.Ю.

К территории, прилегающей к БАМ, в Республике Бурятия относятся муниципальные образования «Северо-Байкальский район», «Муйский район», «Город Северобайкальск».

Республике Бурятия ФЦП «Жилище» предусмотрены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда в зоне БАМ на период с 2011-2015 гг. в сумме 1335,82 млн.руб., в том числе в 2011 году – 270,8 млн.руб., в 2012 году – 290,35 млн.руб., в 2013 году – 268,47 млн.руб., в 2014 году - 253,1 млн.руб., в 2015 году – 253,1 млн.руб.

Постановлением Правительства РБ от 25.04.2011 № 185 утверждена республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 годы». В структуру РЦП «Жилище» входит подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия».

Общий объем финансирования в рамках реализации Подпрограммы «Переселение БАМ» РЦП «Жилище» 3117,81 млн.руб., из них средства федерального бюджета - 1535,8 млн. руб., средства республиканского бюджета - 1580,33 млн. руб., средства местных бюджетов (справочно) – 1,676 млн.руб.

Постановлением Правительства РБ от 02.08.2013 № 424 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».

Подпрограммой 1 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» ГП «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» предусмотрено мероприятие 5.1 «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Бурятия в зоне Байкало-Амурской магистрали».

На период реализации мероприятии 5.1. «Переселение БАМ» Подпрограммы 1 с 2014 по 2020 годы установлены объемы финансирования мероприятий 824319,2 тыс.руб., в том числе за счет средств ФБ - 619150,0 тыс.руб., РБ - 205108,3 тыс.руб., МБ - 60,9 тыс.руб., в том числе на предоставление :

- субсидии на реализацию мероприятий по строительству (приобретению) жилых помещений и предоставлению социальных выплат 816007,2 тыс.руб., в том числе за счет средств ФБ - 619150,0 тыс.руб., РБ - 196857,2 тыс.руб.

- субсидии на реализацию мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда 8312,0 тыс.руб., в том числе за счет РБ - 8251,1 тыс.руб., МБ – 60,9 тыс.руб.

На 2014 год на реализацию мероприятия 5.1. «Переселение БАМ» Подпрограммы 1 предусмотрено финансирование в объеме 355024,3 тыс.руб., в том числе за счет средств ФБ - 253100,0 тыс.руб., РБ - 101863,4 тыс.руб., МБ - 60,9 тыс.руб., в том числе на предоставление :

- субсидии на реализацию мероприятий по строительству (приобретению) жилых помещений и предоставлению социальных выплат 346712,3 тыс.руб., в том числе за счет средств ФБ - 253100,0 тыс.руб., РБ - 93612,3 тыс.руб.

- субсидии на реализацию мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда 8312,0 тыс.руб., в том числе за счет РБ - 8251,1 тыс.руб., МБ – 60,9 тыс.руб.

2. В 2013 году общий объем финансирования муниципальных образований по заключенным соглашениям составил 568 027,67000 тыс.руб., в том числе:

- 539 977,67000 тыс.руб. субсидии для предоставления социальных выплат гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, за счет средств федерального бюджета 269 988,835000 тыс.руб., средств республиканского бюджета 269 988,83500 тыс.руб.;

- 28 050,00000 тыс.руб. субсидии из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда.

На основании заключенных соглашений Минстрой РБ в 2013 году произвело:

- перечисление субсидии в бюджеты муниципальных образований в сумме 566 498,06250 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 269 978,06250 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета 296 520,00000 тыс.руб. (из них на снос 28 050,000 тыс. руб.);

- возврат в бюджет МО «Муйский район» в объеме подтвержденной потребности неиспользованного остатка прошлых лет субсидии на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМ в сумме 1 529,60750 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 10,77250 тыс.руб., средств республиканского бюджета 1 518,83500 тыс.руб.

В 2013 году муниципальными образованиями произведены социальные выплаты 302 гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, в сумме 537 838,27973 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета 268 919,13986 тыс.руб., средств республиканского бюджета 268 919,13987 тыс.руб. Расходы на мероприятия по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» в 2013 году не произведены.

В 2013 году не использованные за 9 месяцев денежные средства (социальные выплаты) с блокированных счетов граждан были возвращены на лицевой счет МО «Муйский район» в сумме 8468,93513 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 4234,46757 тыс.руб., республиканского бюджета 4234,46756 тыс.руб.

На 01.01.2014 на лицевых счетах муниципальных образований образовался остаток в сумме 38658,32540 тыс.руб., в том числе:

- 10608,32540 тыс.руб. для предоставления социальных выплат гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, за счет средств федерального бюджета 5304,16271 тыс.руб., средств республиканского бюджета 5304,16269 тыс.руб.;

- 28 050,00000 тыс.руб. на реализацию мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда.

Муниципальными образованиями произведен возврат неиспользованных остатков в полном объеме в республиканский бюджет.

3. В нарушение требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н, расходы на предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, для приобретения жилых помещений, профинансированы по коду подраздела 0501 «Жилищное хозяйство», вместо кода подраздела 1003 «Социальное обеспечение населения», по которому данные расходы подлежат отражению.

4. В 2014 году общий объем финансирования муниципальных образований по заключенным соглашениям составил 385370,65542 тыс.руб., в том числе:

- 357320,65542 тыс.руб. субсидии для предоставления социальных выплат гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, за счет средств федерального бюджета 258404,16271 тыс.руб., средств республиканского бюджета 98916,49271 тыс.руб.;

- 28 050,00000 тыс.руб. субсидии из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда.

На основании заключенных соглашений Минстрой РБ в 2014 году произвело:

- перечисление субсидии в бюджеты муниципальных образований в сумме 354963,42564 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 253100,00000 тыс.руб., за счет средств республиканского бюджета 101863,42564 тыс.руб. (из них на предоставление социальных выплат – 93612,330000 тыс.руб., на снос 8251,09564 тыс. руб.);

- возврат в бюджет МО «Муйский район» в объеме подтвержденной потребности неиспользованного остатка прошлых лет субсидии на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМ в сумме 30407,22978 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 5304,16271 тыс.руб., средств республиканского бюджета 25103,06707 тыс.руб. (из них на предоставление социальных выплат – 5304,16271 тыс.руб., на снос 19798,90436 тыс. руб.).

В 2014 году муниципальными образованиями произведены социальные выплаты 199 гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, в сумме 357076,76410 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета 258227,74711 тыс.руб., средств республиканского бюджета 98849,01699 тыс.руб. Расходы на мероприятия по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда в 2014 году составили 10727,38479 тыс.руб.

В 2014 году возвращены на лицевой счет МО «Муйский район» денежные средства в сумме 1517,15622 тыс.руб. (произведен возврат в республиканский бюджет в октябре 0,085600 тыс.руб. и в декабре 1517,07062 тыс.руб.), в том числе:

- не использованные за 9 месяцев денежные средства (социальные выплаты) с блокированного счета гр. Трещенковой Г.И. в сумме 1515,057 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 757,52850 тыс.руб., республиканского бюджета 757,52850 тыс.руб.

- восстановленные остатки прошлых лет, образовавшиеся в результате вступления в законную силу решения Муйского районного суда Республики Бурятия о признании недействительным свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и частичном взыскании социальной выплаты с гр. Сорокиной Е.Г. в сумме 2,09922 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 1,04961 тыс.руб., республиканского бюджета 1,04961 тыс.руб.

В 2014 муниципальными образованиями произведен возврат неиспользованных остатков в объеме 40239,20864 тыс.руб.

4. В 2014 году в нарушение требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, расходы на предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, для приобретения жилых помещений, профинансированы по коду подраздела 0501 «Жилищное хозяйство», вместо кода подраздела 1003 «Социальное обеспечение населения», по которому данные расходы подлежат отражению.

5. На 01.01.2015 на лицевых счетах муниципальных образований образовался остаток в сумме 17502,77951 тыс.руб., в том числе:

- 180,16430 тыс.руб. для предоставления социальных выплат гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда на приобретение жилья на территории Республики Бурятия, за счет средств федерального бюджета 144,55209 тыс.руб., средств республиканского бюджета 35,61221 тыс.руб.;

- 17322,61521 тыс.руб. на реализацию мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда.

Муниципальными образованиями произведен возврат неиспользованных остатков в полном объеме в республиканский бюджет в январе 2015 года.

В 2015 году Минстрой РБ произвело возврат в Минстрой РФ неиспользованного остатка субсидии прошлых лет, выделенных на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМ в сумме 903,08739 тыс.руб. (758,5353 (перечисленных в декабре 2014) + 72,80132 + 48,2595 + 23,49127) п/п № 126295 от 26.01.2015.

В феврале 2015 года Минстроем РБ произведен возврат в бюджеты МО «Муйский район» и МО «Северо-Байкальский район» в объеме подтвержденной потребности неиспользованного остатка субсидии на снос аварийного и ветхого жилищного фонда в сумме 17322,61521 тыс. руб.

6. При проведении проверки реализации мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда в 2014 году и рекультивации земельных участков после сноса в МО «Муйский район» установлено, что:

- АМО «Поселок Таксимо» оплачены фактически невыполненные работы по сносу хозяйственных построек площадью 160,1 кв.м, расположенных по адресу п.Таксимо, ул. Интернациональная, д.3 по муниципальному контракту № 02 от 10.02.2014 за счет республиканского бюджета;

- согласно информации с сайта Прокуратуры Республики Бурятия http://prokuratura-rb.ru/ прокурорской проверкой установлено, что работы по муниципальному контракту с ООО «Байкал-Транс» на выполнение работ по сносу объектов ветхого и аварийного жилищного фонда и рекультивации земель после сноса в полном объеме не выполнены. Не проведена рекультивация 30 земельных участков под снесенными объектами, на которых имеется строительный мусор. Не выполнены работы по сносу 6 домов. В результате незаконных действий Добханова А.Н. муниципальному бюджету причинен ущерб в размере 385,275 тыс.руб. – стоимость незавершенных работ по муниципальному контракту. В отношении руководителя Администрации МО ГП «Поселок Таксимо» Добханова возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Уголовное дело находится в производстве;

- рекультивация земельных участков после сноса ветхого и аварийного жилищного фонда в п.Витим и п. Северомуйск не произведена.

Всего в 2014 году в МО «Северо-Байкальский района» МКУ «КУМХ» оплачены фактически невыполненные работы по сносу жилого помещения в п. Кичера ул. Мелиораторов дом № 5, кв. 1, площадью 73,2 кв.м. за счет республиканского бюджета.

7. В акте проверки Счетной палаты РФ от 28.09.2013 указано на недопустимость применения Свода правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» при предоставлении социальных выплатах гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда для приобретения жилых помещений при утверждении Порядка РЦП «Жилище», Порядка ГП (в ред. от 02.08.2013, действовавший до 11.06.2014).

Минстрой РБ являясь основным разработчиком и государственным заказчиком РЦП «Жилище», и ответственным исполнителем Подпрограммы 1 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» ГП «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» после получения акта проверки Счетной палаты РФ от 28.09.2013 не предпринял меры для внесения изменений в Порядок РЦП «Жилище» и Порядок ГП до 11.06.2014 с целью пресечения дальнейшего предоставления завышенного объема субсидии в 2013 и 2014 годах.

По мнению проверяющих, в результате бездействия Минстроя РБ жилищными комиссиями применялись утвержденные Порядок РЦП «Жилище» и Порядок ГП до 11.06.2014 при начислении в 2013 и 2014 годах социальной выплаты гражданам за сданные в муниципальную собственность собственниками аварийные жилые помещения, что привело к неэффективному использованию муниципальными образованиями предоставленной субсидии в сумме 20692,489 тыс.руб., в том числе:

- МО «Муйский район» на сумму 12638,110 тыс.руб., в том числе в 2013 году – 12213,33000 тыс.руб., в 2014 году – 424,78000 тыс.руб. (из них средства федерального бюджета 6319,05500 тыс.руб., средства республиканского бюджета 6319,05500 тыс.руб.). Завышена площадь по сравнению с имеющейся в собственности граждан на 407 кв.м. (приложение 2);

- МО «Город Северобайкальск» в 2013 году на сумму 1711,050 тыс.руб., из них средства федерального бюджета 855,525 тыс.руб., средства республиканского бюджета 855,525 тыс.руб. Завышена площадь по сравнению с имеющейся в собственности граждан на 55 кв.м. (приложение 3);

- МО «Северо-Байкальский район» на сумму 6 343,329 тыс.руб., из них средства федерального бюджета 3171,66450 тыс.руб., средства республиканского бюджета 3171,66450 тыс.руб. Завышена площадь по сравнению с имеющейся в собственности граждан на 203,9 кв.м. (приложение 4).

В нарушение пунктов 3 и 4 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1.7. Порядка РЦП «Жилище» и пункта 1.6. Порядка ГП распределение субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета не установлено законами Республики Бурятия и (или) нормативными правовыми актами Правительства РБ.

В нарушение требований п. 2.1 Порядка РЦП и п. 2.1. Порядка ГП до 11.06.2014 Минстрой РБ не сформировал единые сводные списки собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа, на предоставление социальных выплат.

8. В ходе проверки муниципальных образований выявлены факты приватизации жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу в нарушение статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Аналогичные факты ранее были установлены Минстроем РБ.

9. В ходе проверки установлено нарушение сроков предоставления ежемесячной отчетности в Минстрой РБ:

- МО «Муйский район» несвоевременно представлены отчеты по состоянию на 01.08.2013, на 01.01.2014, на 01.08.2014, на 01.09.2014;

- МО «Город Северобайкальск» несвоевременно представлены отчеты на 01.11.2013, на 01.02.2014 и конъюнктурные обзоры по состоянию на 01.11.2013, на 01.12.2013, на 01.01.2014.

10. МО «Муйский район» за период 2011-2012 годов плановые показатели выполнены в полном объеме. В 2013 и 2014 годах основные индикаторы МО «Муйский район», МО «Город Северобайкальск» МО «Северо-Байкальский район» не выполнены.

Кроме того, в муниципальных программах разнятся плановые и фактические показатели в части площадей жилищных помещений, а также не являются едиными для соответствующих муниципальных образований.

11. Минстрой РБ направлял годовые отчеты в Минстрой РФ с нарушением установленных п.18 Правил предоставления субсидий ФЦП и Соглашением от 24.07.2013 № Д02-64/ЕС/ГС/с и п.3.1.8 Соглашением от 05.11.2014 № 05-338/с сроков.

12. В 2013 году Показатели результативности предоставления субсидии, установленные Соглашением от 24.07.2013 № Д02-64/ЕС/ГС/с Республикой Бурятия не выполнены.

13. В нарушение п. 3.1.8 Соглашения от 24.07.2013 № Д02-64/ЕС/ГС/с и п.3.1.8 Соглашения от 05.11.2014 № 05-338/с Правительство РБ в лице Минстроя РБ не обеспечило соотносимость наименований / значений показателей, установленных муниципальными программами, наименованиям / значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленных указанными соглашениями и республиканскими программами.

14. Минстроем РБ проводились проверки соблюдения законодательства и целевого и эффективного использования средств межбюджетных субсидий при реализации мероприятий подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в МО «Муйский район», МО Северо-Байкальский район», МО «Город Северобайкальск» в октябре 2013 года и в феврале 2014 года, составлено 6 актов проверок.

Муниципальные образования проинформировали Минстрой РБ об устранении установленных проверками нарушений и замечаний с нарушением установленного срока.

Между тем, проведенная проверка Счетной палаты Республики Бурятия выявила нарушения в работе муниципальных образований:

- при ведении списков собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа, на предоставление социальных выплат, и реестров аварийного жилищного фонда;

- по формированию учетных дел граждан-участников подпрограммы;

- с гражданами – участниками подпрограммы, реализовавшими свое право на приобретение жилья с использованием социальной выплаты, по своевременной передаче жилых помещений в собственность муниципальных образований.

Выявленные нарушения указывают на формальный подход к устранению муниципальными образованиями, установленных проверками Минстроя РБ, нарушений и замечаний.


Предложения:

1. Направить Представление Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия с нижеследующими рекомендациями:

1) Подготовить изменения в Закон Республики «О республиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», касающиеся:

- отражения расходов на предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, для приобретения жилых помещений, согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России, по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения»;

- распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета между муниципальными образованиями согласно пунктам 3 и 4 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ;

2) Установить в соглашениях, заключаемых с соответствующими муниципальными образованиями:

- показатели результативности предоставления субсидии, соотносимые с показателями, установленными соглашениями с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

- доли софинанисрования расходов из местных бюджетов на реализацию установленных мероприятий;

3) Принять меры по выявленным и отраженным:

- контрольно-счетными органами муниципальных образований фактам нарушений, допущенных при сносе ветхого и аварийного жилищного фонда, рекультивации земель;

- фактам несвоевременного выполнения получателями социальных выплат обязательств по передаче жилых помещений в собственность муниципальных образований;

4) По результатам настоящего контрольного мероприятия применить меры дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим выявленные нарушения, в т.ч. в части несвоевременности внесения изменений по результатам проверки Счетной палаты РФ в Порядок предоставления и методики расчета межбюджетных субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, предназначенных для реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия;

5) Уведомить в письменной форме Счетную палату Республики Бурятия о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах в течение одного месяца со дня получения представления.

2. Направить Представления Администрации МО «Муйский район», Администрации МО «Северо-Байкальский район», Администрации ГО «г. Северобайкальск» с нижеследующими рекомендациями:

1) принять меры по передаче получателями социальных выплат жилых помещений в собственность муниципальных образований в соответствии с установленными сроками;

2) устранить выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения, в т.ч. в части:

- ведения списков собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа, на предоставление социальных выплат, и реестров аварийного жилищного фонда;

- по формированию учетных дел граждан-участников подпрограммы;

- очередности предоставления жилых помещений;

3) не допускать приватизацию жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу (с нарушением действующего законодательства);

4) предусматривать софинанисрование расходов из бюджетов поселений установленных мероприятий; КТО

5) в муниципальных программах:

- установить показатели результативности (индикаторы), соотносящиеся с показателями Подпрограммы 1 «Развитие жилищного строительства в Республике Бурятия» ГП «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» Государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия»;

- обеспечить актуализацию показателей результативности (индикаторов) и их фактических значений с учетом статистических данных.

6) По результатам настоящего контрольного мероприятия применить меры дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим выявленные нарушения;

7) Уведомить в письменной форме Счетную палату Республики Бурятия о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах в течение одного месяца со дня получения представления.