О результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения Министерством здравоохранения Республики Бурятия законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия при реализации функций и полномочий учредителя за 2017 год с проведением выборочных проверок по подведомственным учреждениям». HTML

 20.12.2018


20 декабря 2018 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет Заместителя Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егорова о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения Министерством здравоохранения Республики Бурятия законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия при реализации функций и полномочий учредителя за 2017 год с проведением выборочных проверок по подведомственным учреждениям».

В ходе проверки было установлено:

В соответствии с распоряжением Правительства РБ от 15.03.2016 №130-р по состоянию на 01.01.2017 года число подведомственных Минздраву РБ учреждений составило 60, в том числе бюджетных учреждений – 38 и автономных учреждений – 22.

Проверка положений трудовых договоров, заключенных с руководителями подведомственных учреждений показала:

·                  Срок, на который заключался  Министерством трудовой договор  и дополнительные соглашения к нему с  руководителями учреждений, составлял от 3 месяцев  до более 9 лет.  В нарушение п.2 ч.1 ст.58 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и уставов учреждений, учредителем принималось  решение  о продлении  срока действия срочного трудового договора, причем общий срок такого договора  превысил пять лет, а  это максимальный срок для срочных трудовых договоров. В нарушение абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах не указывались  обстоятельства (причины), являющиеся основанием для заключения договора на определенный период. Минздравом  РБ не выработана единая политика по вопросу заключения трудовых договоров с руководителями учреждений и срока их действия, зачастую носит избирательный характер.

·                 Фактический предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы работников организаций не превышает 4 кратного размера, но в тоже время фактическая средняя заработная плата руководителей  превышает ежемесячную,  установленную им в трудовых  договорах. Средняя заработная плата руководителей увеличивалась  за счет ежеквартальных премий и оплаты труда за внутреннее совместительство.

·                 Ряду руководителей учреждений  трудовыми договорами  в нарушение постановления Правительства Республики Бурятия от 07.08.2008 N 387 установлена не  предусмотренная Перечнем  видов выплат компенсационного характера выплата «за особые условия и интенсивность труда».  Положения  об оплате труда №557  и   №462, утвержденные приказами Минздрава РБ,  в части  вида выплаты  компенсационного характера - «за особые условия и интенсивность труда» не содержат критерии для  определения размера компенсационной  выплаты для руководителей учреждений,  а также условия ее назначения учредителем.

Сумма неправомерно установленной и  начисленной  выплаты  компенсационного характера «за особые условия и интенсивность»  с учетом районного  коэффициента и  процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях руководителям учреждений составила  1233,709 тыс.рублей.

·                 В нарушение статей 56 и  282 ТК РФ отдельные трудовые  договоры  на внутреннее совместительство с главными  врачами по соответствующей специальности врача  не заключались.  Минздравом  РБ совместно с учреждениями не выработана единая позиция по вопросу оформления трудовых отношений по совместительству с главными врачами.

·                 В нарушение части 27 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ при заключении трудовых договоров с руководителями бюджетных учреждений не включено   в трудовой договор условие о его расторжении по дополнительному основанию по инициативе работодателя - при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Анализ предоставления субсидий подведомственным Министерству учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий и на иные цели показал:

·                 В 2017 году не выполнено в полном объеме государственное задание  ГАУЗ «Центр сертификации контроля и качества лекарственных средств», при этом  возврат средств по  субсидии учреждением не производился.

Имеют место факты утверждения государственного задания по услугам, которые не соответствуют уставной деятельности учреждения (ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия»).

·                 В рамках выполнения пункта 1.3 порядка распределения ассигнований  республиканского бюджета, полученных в виде экономии бюджетных средств по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.08.2009 №316, но в нарушение требований  пункта  3 статьи 9.2. Закона РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2.2. статьи 4 Закона РФ от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», пункта 3.28 порядка формирования  государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Бурятия и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РБ от  09.03.2016 №82,  Министерством в 2017 году организованы и проведены мероприятия по внесению изменений в Закон Республики Бурятия от 21.12.2016 №2212-V «О республиканском  бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в части  сокращения субсидий на выполнение государственных заданий подведомственным медицинским учреждениям на суммы экономии бюджетных средств по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд  без сокращения соответствующего объема услуг, работ, предусмотренных государственными заданиями для этих учреждений.

·                 Согласно отчету  о выполнении государственного задания на 2017 год  ГБУЗ «Республиканское  паталогоанатомическое  бюро МЗ РБ» исполнение по единственному показателю, характеризующему  объем государственной услуги составило 196,7% от плана. Министерство в течение финансового года  не  вносило изменения в государственное задание подведомственного учреждения по показателям, характеризующим объем государственных услуг.

·                 В 2017 году сокращен размер субсидии на выполнение государственных заданий медицинским учреждениям без сокращения соответствующего объема услуг в сумме  32656,563 тыс. рублей. При этом стоимость единицы государственной медицинской услуги (работы) была уменьшена. Факт сокращения стоимости единицы государственной медицинской услуги (работы) ставит под сомнение качество оказываемых медицинских услуг.  Так, количество  жалоб в Министерство  на качество оказания медицинской помощи выросло  с 497 жалоб  в 2016 году до 506 жалоб в 2017 году.

·                 Имеет место факты наличия потребности  в финансировании расходов в рамках выполнения государственных заданий, необходимость которых определена требованиями санитарного законодательства к оказанию медицинских услуг, утвержденных порядков оказания  медицинской помощи, а именно:

-  оказания  услуг населению медицинскими организациями с использованием площадей в зданиях,  размер которых не соответствует требованиям СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Так,  в 43 медицинских организациях в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3.2630-10  определен дефицит площадей зданий в размере 88138,41 м2;

- оказания услуг населению медицинскими организациями в кабинетах, оборудование которых не соответствует требованиям порядков оказания медицинской помощи. Так, согласно перечню Министерства здравоохранения РБ 53 организации оказывали  в 2017 году медицинские услуги в недоукомплектованных кабинетах, которые не соответствовали требованиям порядков оказания медицинских услуг. Потребность в приобретении  медицинского оборудования в 2017 году  определено в размере 8678 единиц на общую сумму  5714939,72тыс.рублей;

- оказания медицинских услуг при наличии потребности во врачебных кадрах  в медицинских организациях. Необходимо отметить, что  действовавшая в Республике Бурятия программа «Земский доктор» не решила проблемы дефицита медицинских кадров на селе. Из 124  медицинских специалистов, выехавших на работу в районы республики в 2017 году по вышеуказанной программе, остались работать на селе 103 человека. Не доработав положенный срок (5лет), уволились 21 врач. Министерством направлено к частичному взысканию  в районные суды материалы на 21 врача на сумму  9035,7 тыс. рублей, получившего единовременные компенсационные выплаты по вышеуказанной программе, но не выполнивших обязательств по заключенным договорам.

·                 В период проведения проверки установлены факты нарушения сроков перечисления Министерством субсидий на выполнение государственного задания ГБУЗ «Республиканский  медицинский  информационно-аналитический  центр» (далее - ГБУЗ «РМИАЦ»).

·                  Отсутствует единый подход при определении требований к данным, отраженным в отчетах о выполнении государственного задания за 2017 год. Так, некоторые отчеты не содержат сведений о фактическом объеме финансовых средств на оказание  государственной услуги.

·                 Имеются случаи утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности учреждениями  на 2017 год в следующем 2018 году, что говорит о формальном подходе при их утверждении.

Встречные проверки в подведомственных учреждениях показали:

Ø ГБУЗ «РМИАЦ»:

·                 На территории Республики Бурятия на 01.01.2018  внедрены медицинские информационные системы (далее - МИС) по 49 медицинским организациям, в том числе: по 18 медицинским организациям МИС «РМИС» (ПАО «Ростелеком), по 19 медицинским организациям – МИС «Витакор», по 6 медицинским организациям – МИС «Промед», по 2 – МИС «Ариадна», по 1 медицинской организации - МИС «Эталон», МИС ФК ЦЗ, МИС «АИСТ», МИС «РЦПБС».

МИС используются медицинскими организациями локально  без возможности объединения данных и создания единой информационной сети, что не позволяет  сделать эти сети более удобными  при оказании медицинских услуг населению республики в разных медицинских организациях. Наличие данного факта говорит об отсутствии в 2017 году единой политики и среднесрочной  стратегии ГБУЗ «РМИАЦ» в области информатизации здравоохранения Республики Бурятия, что противоречит концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и ставит под сомнение  эффективность использования в 2017 году средств республиканского бюджета в сумме 57554,9 тыс. рублей, направленных на развитие и сопровождение МИС.

·                 На момент проведения проверки ГБУЗ «РМИАЦ» не имеет лицензии на оказание медицинских услуг врачом-методистом в помещении кабинета №1, расположенного в г.Улан-Удэ, по ул. Цивилева, дом 2.

·                 ГБУЗ «РМИАЦ» за счет средств субсидии на выполнение государственного задания необоснованно профинансированы расходы на содержание в 2017 году своих подразделений, функционал которых не предусмотрен уставной деятельностью, а также государственной услугой, утвержденной государственным заданием, в сумме 5592,599 тыс. рублей.

·                 Установлен факт поломки оборудования Вычислительного Центра Министерства здравоохранения Республики Бурятия, сопровождение которого осуществлял ГБУЗ «РМИАЦ». Данное оборудование размещалось в кабинете №100 «Центр обработки данных» Комитета  информационных технологий и документальной связи Администрации Главы РБ и Правительства РБ, документы, определяющие ответственность сторон за поломку оборудования, находящегося в вышеуказанном кабинете, доступ к которому имеют также работники  другого юридического лица, не оформлялись.

·                 ГБУЗ «РМИАЦ» за счет бюджетных средств перечислил 200 тыс.рублей и получил серверное программное обеспечение приема и обработки вызовов, обмена информацией и управления выездными бригадами скорой и неотложной помощи с использованием  системы ГЛОНАСС «Координационно-информационная система скорой медицинской помощи». На момент проведения проверки вышеуказанное серверное программное обеспечение не используется по прямому назначению медицинскими организациями  более 9 месяцев. Сумма 200,000 тыс. рублей относится к неэффективному использованию бюджетных средств (нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса РФ). Приобретенное программное обеспечение не включено в перечень 98 информационных ресурсов и баз данных в рамках выполнения государственного задания, при этом оплата произведена за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.

·                 ГБУЗ «РМИАЦ» производилось отвлечение бюджетных средств на  цели, не предусмотренные соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое  обеспечение выполнения государственного задания.  Неправомерно производилась   оплата услуг связи телефонов, не закрепленных за ГБУЗ «РМИАЦ» (телефоны  Министерства здравоохранения Республики Бурятия), на общую сумму 43,445 тыс. рублей. Также, ГБУЗ «РМИАЦ» допустило отвлечение бюджетных средств на финансирование  с января по апрель 2017 года расходов на оплату услуг связи телефонов, не закрепленных за ГБУЗ «РМИАЦ» (частные номера работников ГБУЗ «РМИАЦ») на общую сумму 2,8 тыс. рублей. В соответствии со статьей 306.4  Бюджетного кодекса РФ сумма 46,245 тыс. рублей отнесена к нецелевому использованию  бюджетных средств.  Составлен административный протокол в отношении юридического лица - ГБУЗ «РМИАЦ» по статье 15.14. КоАП РФ.

Ø    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э.Р.Раднаева» (далее - ГАПОУ «РБМК», Колледж):

·                 ГАПОУ «РБМК»  заключен договор на поставку:

- 17 компьютеров NORD в сборе комплектация 2 производства Россия, стоимостью 26,799 тыс.рублей за единицу;

- 3  компьютера NORD в сборе комплектация 1производства Россия, стоимостью 39,09 тыс.рублей за единицу.

Однако, в ходе визуального осмотра к проверке представлены 20 компьютеров NORD имеющих мониторы производства Китай, что противоречит требованиям договора, согласно которому страна происхождения компьютеров (включая мониторы) определена Россия.

·                 Колледжем  неправомерно оплачены 16,448 тыс.рублей расходы по работам и поставкам, которые фактически не были выполнены:

 - устройство напольного покрытия 5,9 м2 на общую сумму 6,101 тыс. рублей (144,2269рубля на 1м2*5,9*7,17индекс перевода цен в текущие цены);

- приобретение 5,9 м2 напольного покрытия на общую сумму 10,347 тыс. рублей (244,6 рубля за 1 м2*5,9*7,17индекс перевода цен в текущие цены).

Осуществление внутреннего финансового контроля, внутреннего финансового аудита и контроля за деятельностью подведомственных учреждений показало на следующее:

·                 Одним из мероприятий внутреннего финансового контроля является проведение инвентаризации имущества, в отношении которой в Министерстве не уделено должного внимания. В ходе проверки установлено, что на балансе Министерства числится объект недвижимости (квартира), расположенный по адресу: г.Оренбург, ул. Терешковой, д.257, кв.311, площадью 65,7 кв. м. При отсутствии правоустанавливающих документов Минздравом РБ уплачивается налог на имущество. Данный объект Министерством при осуществлении возложенных на него функций и полномочий не используется. Неэффективное использование средств за 2017 год составило 2,482 тыс. рублей.

·                 В нарушение п.1.2 Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства РБ от 18.07.2011 №371, в проверяемом периоде контроль за деятельностью подведомственных учреждений проводился Министерством с привлечением работников данных учреждений. Всего работниками подведомственных учреждений проведено 14 проверок или 52% от их общего количества.

 В ходе проверки установлено финансовых нарушений:

·                 По Министерству:

- неэффективное использование бюджетных средств в сумме  2,482 тыс. рублей;

- неправомерно установленная трудовыми договорами с руководителями подведомственных учреждений  выплата  компенсационного характера «за особые условия и интенсивность»  в сумме 1233,709 тыс. рублей;

·                 По подведомственным учреждениям:

- нецелевое  использование  бюджетных средств в  сумме 46,244 тыс. рублей (ГБУЗ «РМИАЦ»);

 - неэффективное  использование бюджетных средств в сумме 200,0  тыс. рублей (ГБУЗ «РМИАЦ»);

-  неправомерная оплата  фактически не выполненных  работ в сумме 16,448 тыс. рублей (ГАПОУ «РБМК»).

По результатам рассмотрения настоящего Отчета о проведенном контрольном мероприятии в адрес Правительства Республики Бурятия, Минздрава РБ направлены представления с предложением о принятии мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков.

В адрес Главы Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия направлены отчеты о проведенном контрольном мероприятии.



Заместитель Председателя - Аудитор