30 октября 2018 года проведено заседание Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия, на котором был рассмотрен отчет Заместителя Председателя Счетной палаты Республики Бурятия М.М. Егорова о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия «Организация учета объемов розничной продажи алкогольной продукции, усиление контроля за качеством» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» в 2016-2017 годах».
В ходе проверки было установлено:
Правовые основы регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 №171- ФЗ).
Закон Республики Бурятия от 15.11.2011 №2361-IV «О некоторых вопросах правового регулирования в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Бурятия» регулирует отношения, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия (далее по тексту – Минпромторг РБ, Министерство), Министерство реализует полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и функции по нормативно-правовому регулированию в пределах установленной компетенции; осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере торговли. Одной из основных задач Министерства является обеспечение доступности населения в качественных и безопасных потребительских товарах и услугах.
1. Министерством в 2016-2017 гг. произведены расходы на оказание услуг по сопровождению и техническому обслуживанию программного комплекса «Республиканская Система Учета Оборота Алкогольной Продукции» (далее по тексту – РСУОАП, Программа, Программный комплекс) на общую сумму 1 111,9 тыс. руб., который не состоял на бюджетном учете в проверяемом периоде. В связи с этим были нарушены ст. 5, 9, 11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 23, 31, 56 Инструкции №157н, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. Программный комплекс оприходован в мае 2018 года. Требования к наличию представленной Программы нормативно на федеральном и (или) республиканском уровне не закреплены.
Министерством, как ответственным исполнителем Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» (далее по тексту – ГП, Государственная программа), на этапе согласования ее проекта должным образом не проведена работа по установлению данных о правообладателе РСУОАП и законности ее использования, факта принятия к бюджетному учету, обоснованию финансовых ресурсов на реализацию мероприятия «Организация учета объемов розничной продажи алкогольной продукции, усиление контроля за качеством».
В 2016 - 2017 гг. Минпромторгом РБ на основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключены государственные контракты с ООО «ПрофиС-софт». В 2016 г. отсутствуют документы, подтверждающие выполненный объем работ (затраченных человеко-часов), при этом Минпромторгом РБ подписан Акт оказания услуг, на основании которого произведена оплата в полном объеме. Акт подписан раньше установленного срока окончания оказания услуг.
В 2017 году при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Министерством использовано одно из двух ценовых предложений от одного поставщика с наибольшей стоимостью услуг. В документации об электронном аукционе не указан объем оказываемых услуг, что является нарушением п.1 ч.1 ст.64 и не соответствием ч.2 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Исходя из условий двух контрактов следует, что стоимость услуг не зависела от установленных сроков их выполнения. Так, срок оказания услуг по контракту от 06.06.2016г. при его цене 585,2 тыс. руб. - 179 календарных дней (около 6 мес.). По контракту от 13.11.2017 года ценой 526,7 тыс. руб. - 28 календарных дней (около 1 мес.), т.е. более чем в 6 раз меньше срока по предыдущему контракту при примерно одинаковой цене.
Фактически Акты оказания услуг подписаны сторонами: по контракту от 06.06.2016 года - через 31 календарный день, по контракту от 13.11.2017 года - через 26 календарных дней с момента заключения. Таким образом, сопровождение и техническое обслуживание комплекса РСУОАП осуществляется в течение месяца. Документы, подтверждающие оказание услуг, в контрактах не определены; порядок учета затраченного Исполнителем рабочего времени (график оказания услуг) контрактами не предусмотрен.
2. Оценка целевых индикаторов, установленных для мероприятия «Организация учета объемов розничной продажи алкогольной продукции, усиление контроля за качеством» Подпрограммой 3 «Торговля, общественное питание и бытовые услуги» - «Оборот розничной торговли», «Оборот общественного питания», «Объем реализации бытовых услуг» показала, что Министерством в проверяемом периоде плановые показатели, установленные для указанных индикаторов, выполнены.
При этом целевые индикаторы не позволяют в полной мере отразить ожидаемые результаты, указанные в Подпрограмме 3 ГП и цели государственной политики в области регулирования алкогольного рынка, определенные Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
В связи с тем, что по мероприятию «Организация учета объемов розничной продажи алкогольной продукции, усиление контроля за качеством» не установлен конкретный целевой индикатор, характеризующий достижение ожидаемого результата реализации данного мероприятия и не определены его значения, произвести оценку эффективности использования средств в размере 1 111,9 тыс.руб. проверяющим не представляется возможным.
3. В целях автоматизации полномочий Минпромторга РБ в части лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерством используется Программный комплекс РСУОАП.
В связи с отсутствием в РСУОАП общей функции по учету бланков лицензий, при ведении Министерством учета на бумажных носителях, в ходе проверки установлен ряд нарушений, связанных с их оформлением, с неполным отражением в них информации.
Имеются разногласия в представленных Министерством аналитических документах и данными РСУОАП в части количества действующих объектов в 2016 году, количества выданных и прекращенных лицензий за 2016-2017 годы. Установлено, что в РСУОАП и данных Минпромторга РБ содержится недостоверная информация об аннулированных в 2016 году лицензиях.
В связи с тем, что в нарушение частей 1 и 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Республики Бурятия от 11.03.2008 N98, Минпромторгом РБ, как главным администратором бюджетных средств, не разработан и не принят порядок, устанавливающий правила организации работы в Министерстве за начислением, учетом и контролем платежей (в том числе госпошлины), перечисляемых в республиканский бюджет не представилось возможным установить правильность отражения в РСУОАП сумм начисленной и уплаченной лицензиатами госпошлины, а также сумм административных штрафов, подлежащих уплате физическими и юридическими лицами.
За 2016 год поступило государственной пошлины 50714,300 тыс.руб.,
в 2017 год отмечается снижение на 30,12% (35437,550 тыс.руб.).
За 2016 год поступило административных штрафов в сумме 1326,300 тыс.руб., в 2017 году - 2709,200 тыс.руб. или больше на 204,3 %.
4. Доля розничных торговых точек продажи алкогольной продукции у 24 лицензиатов составляет 45,0 % (1097 ед.) от общего количества таких точек в Республике Бурятия. Основную долю закупок алкогольной продукции указанные лицензиаты производят у оптовых продавцов алкогольной продукции ООО «Феникс плюс» и ООО «Море пива», учредителем которых является учредитель ООО «Сервико плюс».
Количество лицензий за 2017 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 23%. Это связано с высокими затратами предпринимателей в связи с внедрением с 1 июля 2016 года ЕГАИС, онлайн–касс. Количество же торговых объектов, осуществляющих продажу алкогольной продукции по данным Минпромторга РБ, наоборот увеличилось на 13%, т.е. наблюдается укрупнение лицензиатов. В связи с уменьшением количества действующих лицензиатов наблюдается и снижение сумм поступившей в республиканский бюджет государственной пошлины.
5. Функция Минпромторга РБ, как лицензирующего органа, в части выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата на соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, осуществляется ненадлежащим образом, в нарушение п.2 ст.23.2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ и Административного регламента Министерства по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Бурятия. Установлены случаи превышения сроков проведения внеплановой выездной проверки, не подписания акта обследования соискателя лицензии уполномоченным представителем заявителя, не отражения в заявлении на продление лицензии места нахождения всех обособленных подразделений.
6. В нарушение Налогового кодекса Российской Федерации к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в случаях, когда государственная пошлина возвращалась плательщику в полном размере, вместо подлинников платежных документов Министерством принимались копии платежных документов. Всего произведен возврат на общую сумму 133,500 тыс.руб., в т.ч.: в 2016 году - 68,500 тыс.руб., в 2017 году - 65,000 тыс.руб.
7. В ходе проверки фактов нецелевого расходования бюджетных средств не выявлено.
По результатам рассмотрения настоящего Отчета о проведенном контрольном мероприятии в адрес Правительства Республики Бурятия, Минпромторга РБ направлены представления с предложением о принятии мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков.
В адрес Главы Республики Бурятия и Народного Хурала Республики Бурятия направлены отчеты о проведенном контрольном мероприятии.