В работе Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия приняли участие депутаты Народного Хурала Республики Бурятия Мантатова Т.Е., Лыгденов В.Н., министр финансов Мадаев Г.Э., Руководитель Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия Цыренов Б.Д. В целом, нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия по направлению расходов республиканского бюджета на средства массовой информации приняты.
При выборочной проверке расходов на СМИ установлено, что отсутствует единый подход как на стадии организации работы государственного органа по проверяемому направлению, так и на стадии приемки выполненных услуг и отражении их в бухгалтерском учете. Количество заключаемых договоров и срок их действия у министерств различен.
По отдельным министерствам услуги исполнены только во второй половине года и, соответственно, оплачены расходы в конце года, а освещение деятельности министерства в первую половину года не осуществлялось; по другим - контракты исполнены практически сразу после их подписания и оплачены, даже, несмотря на тот факт, что договор (контракт) заключен со сроком исполнения до конца года. Проверкой установлены факты некачественного составления технического задания на оказание услуг, в результате которого услуга оказывалась ненадлежащего качества, либо не та услуга (в договоре и техническом задании не содержится детализация оказываемых услуг по количеству, объему, графику размещения информации, ссылки на размещение в социальных сетях, количество просмотров и т.д.), что не позволяет оценить объем оказанных услуг и целевую направленность оказанных услуг, у некоторых министерств техническое задание к контракту (договору) вообще отсутствовало. Отдельными министерствами допущены приемка первичных документов исполнителей с исправлениями, с нарушением сроков оказания услуг, сроков представления документов, а также документов, отражающих полноту и качество оказанных услуг. Экспертизы оказанных услуг в ряде случаев проведены формально, отсутствовали эфирные справки, либо детализация в разрезе передач в них. Установлены факты несвоевременной оплаты за оказанные услуги, что создает риски предъявления поставщиком услуги штрафных санкций за просрочку платежа и, соответственно, дополнительную нагрузку на республиканский бюджет. Также установлены случаи оплаты за услуги, оказанные ранее даты заключения контракта (договора), подписание акта о выполненных услугах до их завершения, оплата не выполненных на дату оплаты услуг, оказание услуг в день подписания договоров, невыполнение условий договора по объему услуг. Не во всех отчетах (эфирных справках) имеются активные ссылки о размещенной информации, что не позволяет быстро найти и проверить полноту и качество оказанной услуги. Кроме того, при одномоментном заключении большого количества договоров, не налажена была работа по всестороннему освещению деятельности отдельных министерств в течение года и отдельные договоры были исполнены в очень короткие сроки без достижения результата, имело место повторение информации у разных исполнителей.
На коллегии Счетной палаты Республики Бурятия принято решение о направлении предложений Правительству Республики Бурятия:
• рассмотреть целесообразность принятия нормативного акта или рекомендаций по организации освещения деятельности Правительства Республики Бурятия и министерств в СМИ. • определить общие требования к тематике публикуемых материалов, исключив оплату за обычные новостные сюжеты, статьи и посты, поздравления с праздниками без отраслевой принадлежности и некрологи.
С целью равномерного освещения деятельности в СМИ в течение года рассмотреть целесообразность утверждения медиа-плана органа государственной власти на год, отдав предпочтение средствам массовой информации с бόльшим охватом.