Аудит реализации мер, предпринимаемых государственными органами исполнительной власти и иными организациями, в сфере обращения с отходами потребления, а также ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в рамках федеральных проектов национального проекта «Экология» и региональных программ в области обращения с отходами, в 2019-2022 годах и истекшем периоде 2023 года HTML

 26.09.2023


На заседании Коллегии Счетной палаты рассмотрен отчет аудитора Счетной палаты Убеева Е.С. по результатам контрольного мероприятия «Аудит реализации мер, предпринимаемых государственными органами исполнительной власти и иными организациями, в сфере обращения с отходами потребления, а также ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в рамках федеральных проектов национального проекта «Экология» и региональных программ в области обращения с отходами, в 2019-2022 годах и истекшем периоде 2023 года»

В докладе отмечалось следующее.

С апреля 2019 года в Республике Бурятия начата реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными. Заложенная в региональном проекте «Комплексная система обращения с ТКО» (далее – КСОТ) динамика плановых показателей свидетельствует об отсутствии направленности системы обращения с ТКО в республике на сокращение доли ТКО, направленных на захоронение, что идет вразрез с основной идеей «мусорной» реформы. Так, показатель «Сокращение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения ТКО» запланирован к 2024 г. на уровне 99,9%, а «доля направленных на обработку (сортировку) ТКО» к 2024 г. на уровне 0,5% от объема образуемых ТКО. То есть, региональным проектом запланировано практически весь объем образующихся ТКО направлять на захоронение, несмотря на наличие мусоросортировочной станции в г. Улан-Удэ, использование мощностей которой (40 тыс. т/год) позволило бы обрабатывать (сортировать) до 14% образуемых ТКО в республике. При этом, плановые показатели доли сортировки ТКО в региональном проекте «КСОТ» были снижены с 17% в 2021 г. до 0,5% в 2022-2024 гг. При этом, в целом по Российской Федерации к 2024 г. половину ТКО планируется направлять на сортировку.

Основной проблемой достижения цели эффективной системы обращения с ТКО является крайне низкая обеспеченность республики объектами обработки, утилизации и захоронения ТКО. Инфраструктура в области обращения с отходами в республике представлена 4 полигонами ТКО, 2 мусороперегрузочными станциями и 1 мусоросортировочной станцией. Официального полигона ТКО нет даже в столице республики г. Улан-Удэ.

Финансирование строительства объектов обращения с отходами на период до 2026 года подпрограмма не предусматривает. Финансовое обеспечение предусматривалось только на проектирование 3 мусоросортировочных комплексов и 7 полигонов ТКО. При этом отмечается затягивание сроков разработки проектов полигонов до 3 и более лет.

Низкая обеспеченность объектами обработки и захоронения отходов обусловлена главных образом отсутствием инструментов прямого софинансирования их строительства из федерального бюджета.

С 2022 на федеральном уровне предусмотрена возможность предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на создание объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в рамках концессионных соглашений. Планируется подача заявки от республики на 2024 год на строительство мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО в п. Селенгинск Кабанского района. Заключено концессионное соглашение.

Данная субсидия позволяет обеспечить финансирование 95% совокупной стоимости строительства объекта и является действенным инструментом создания объектов обращения ТКО. Несмотря на это, меры по привлечению субсидии принимаются только в отношении одного объекта при наличии готовых проектных документаций на 4 объекта в условиях ограниченности сроков предоставления такой субсидии – до 2024 года.

Проверкой установлены грубые ошибки и недочеты в Территориальной схеме обращения с отходами Республики Бурятия (территориальная схема). Так, в территориальной схеме неверно определено количество ТКО, образуемых в жилом фонде с применением усредненного норматива накопления ТКО без учета распределения населения, проживающего в МКД и в ИЖС. При этом, при утверждении Территориальной схемы 29.04.2020 г. не учтено изменение норматива для жилого сектора. То есть одновременно в двух основных документах, необходимых для реализации системы обращения с ТКО (территориальной схеме и нормативах накопления ТКО), утверждаемых в одно и то же время, применялись разные нормативы накопления ТКО для населения, что привело к искажению (завышению) показателя количества образуемых отходов в Территориальной схеме.

Также выявлены факты несоответствия фактически применяемой схемы потоков со схемой потоков, утвержденной Территориальной схемой в Еравнинском и Прибайкальском районах, где ТКО из некоторых населенных пунктов фактически вывозились на места размещения отходов, не предусмотренные территориальной схемой.

Указанные недочеты в территориальной схеме носят длящийся характер, меры по их устранению не принимаются, что указывают на слабый уровень государственного управления в сфере обращения с ТКО. При этом в целях эффективной работы по исполнению законодательства в области обращения с ТКО штатная численность Минприроды РБ с 2018 г. была увеличена на 7 штатных единиц.

Проверкой выявлены случаи значительного отклонения объемов ТКО, принятых на захоронение на полигонах от объемов отходов, образуемых в соответствии с Территориальной схемой. Например, по данным полигона ТКО в с. Нижний Саянтуй, в котором захораниваются отходы с территории г. Улан-Удэ и двух прилегающих районов в период 2019-2022 гг. фактически принималось отходов в 1,7 – 2,1 раза меньше, чем по данным Территориальной схемы. Аналогично по полигону с. Эгита Еравнинского района отклонения составили от 3,7 до 5 раз, по полигону в с. Заиграево от 1,7 до 1,9 раз.

Наличие существенных расхождений принятых на захоронение объемов ТКО с данными по объемам образуемых отходов по Территориальной схеме и с данными регионального оператора может свидетельствовать о признаках завышенности нормативов образования ТКО, о признаках завышения объемов оказанных региональным оператором услуг по вывозу ТКО по сравнению с реальным вывозом, либо о некорректном определении в Территориальной схеме количества отходообразователей, либо о наличии «серых» схем вывоза ТКО на полигоны, например, под видом «иных или промышленных отходов», либо о вывозе части ТКО на несанкционированные места размещения отходов либо о совокупности всех перечисленных факторов. В свою очередь, такие отклонения влекут ухудшение финансово-экономического состояния операторов по захоронению ТКО (полигонов).

По результатам проверки установлено, что в связи с недостаточным уровнем нормативно-правового регулирования региональным оператором в области обращения с ТКО применялись недействующие нормативы накопления ТКО. Первоначально нормативы накопления ТКО были утверждены в 2017 г. и в нарушение норм не содержали 5 крупных категорий потребителей. Нормативы по этим категориям были добавлены в 2020 г. спустя год после начала реализации реформы в сфере обращения с ТКО.

Решением Верховного суда РБ нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы по недостающим 5 категориям признаны недействующими по причине нарушения Правил определения нормативов. Временные нормативы накопления были утверждены только 23.08.2023 г.

Для утверждения постоянных нормативов Минприроды РБ был заключен государственный контракт на выполнение работ по проведению замеров накопления ТКО на сумму 8,2 млн. руб. Несмотря на его исполнение 16.09.2022 г., новые постоянные нормативы накопления на сегодняшний день не утверждены, что свидетельствует о неэффективном (безрезультативном) расходовании бюджетных средств.

В свою очередь, нарушение Правил определения нормативов накопления ТКО при их утверждении в 2020 г. могло стать причиной их некорректности. Так, проведенный сравнительный анализ нормативов накопления ТКО с 6 субъектами Российской Федерации СФО и ДФО показал, что по категориям предприятий общественного питания, торговли, бытовых услуг нормативы, установленные в Республике Бурятия, кратно превышали нормативы сравниваемых регионов. Утверждение временных нормативов накопления ТКО 23.08.2023 г. в Республике Бурятия позволило нивелировать данные отклонения, значения нормативов стали средними по сравнению со сравниваемыми регионами.

В целях решения задач по созданию условий для вторичной переработки запрещенных к захоронению отходов и снижению объема отходов, направляемых на полигоны, Правительством РФ были предусмотрены мероприятия по предоставлению субсидий регионам на осуществление закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО в 2021, 2022 гг. Заявка от Республики Бурятия на 2021 год для получения этой субсидии в Минприроды РФ не направлялась, а на 2022 год не прошла отбор в связи с нарушением Правил предоставления и распределения субсидий.

Отмечается возрастающая динамика обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО. Если в 2019 г. их количество составляло 11, то за неполный 2023 год 197 обращений (Госстройжилнадзор РБ). Что является показателем низкого качества системы обращения с ТКО.

Динамика количества несанкционированных свалок в республике может служить важным индикатором эффективности реализации полномочий в области обращения с отходами. В Минприроды РБ учет количества несанкционированных свалок ведется «стихийно», порядок и методология их учета не приняты. Ввиду несогласованности порядка учета отмечается двукратное расхождение количества несанкционированных свалок, определяемое Росприроднадзором (849 ед.) и Минприроды РБ (492 ед.).

В Республике Бурятия не принят предусмотренный законом 89-ФЗ об отходах порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с ТКО на срок не более 1 года в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора без проведения конкурсного отбора. Такой порядок предполагает возможность заключения соглашения с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, либо с другим региональным оператором.

Таким образом, недостаточно эффективная деятельность органов государственной власти наряду с отсутствием действенных инструментов финансирования строительства объектов обращения с ТКО препятствуют успешной реализации начатой реформы обращения с отходами. Не принято достаточных мер для обеспечения создания устойчивой системы обращения с ТКО. Не созданы условия для раздельного сбора ТКО и вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. Нормативно-правовая база своевременно не формируется и требует доработки и корректировки.
В период 2021-2023 гг. в рамках федерального проекта «Чистая страна» реализуются мероприятия по рекультивации 4 свалок в границах городов на территории Республики Бурятия: в пгт Усть-Баргузин (завершена в 2022 г.), в г. Закаменск, в г. Кяхта, в г. Северобайкальск.

В проектах на рекультивацию свалки в г. Закаменск и в г. Северобайкальск выявлены признаки завышения сметной стоимости на этапе проектирования.

Отмечается разный подход в проектах на рекультивации свалок: в одних проектах помимо выемки «тела свалки» предусмотрен значительный объем выемки зараженного грунта, в проекте пгт. Усть-Баргузин выемка загрязненного грунта не предусмотрена.

Материалы контрольного мероприятия направлены Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия, в Прокуратуру Республики Бурятия, в Счетную палату Российской Федерации. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия направлено представление.

Подготовлены и направлены представления в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 14.09.2023 № 20 с предложениями:

1) Внести предложение в Правительство Республики Бурятия о принятии нормативного правового акта, утверждающего Порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а при отказе такого юридического лица от заключения соглашения – с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением без проведения конкурсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности в соответствии с п.6 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2) Провести работу по формированию Перечня объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации с получением заключения Минприроды России о возможности использования таких объектов.

3) Провести работу с органами местного самоуправления по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и размещению их на официальных сайтах муниципальных образований в сети «Интернет».

4) Привести Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия в соответствие с фактически сложившейся схемой потоков ТКО и актуальными нормативами накопления ТКО.

5) Провести анализ причин отклонения объемов отходов, принятых на захоронение в полигонах с объемами образованных отходов, утвержденных в Территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия.

6) Принять меры по привлечению финансирования из федерального бюджета на строительство полигонов ТКО и иных объектов, на которые имеется проектно-сметные документации.

7) Принять меры по увеличению доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку) с учетом имеющихся мощностей мусоросортировочного комплекса МСС-2 с соответствующей корректировкой показателей регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

8) Скорректировать региональный проект «Чистая страна» с учетом планируемого завершения мероприятий по рекультивации свалок в 2023 г.3) привлечь к ответственности должностных лиц (лиц) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, виновных в допущенных нарушениях и недостатках;

9) принять меры по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Направлены информационные письма о результатах проведенной проверки в адрес Народного Хурала Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.

По результатам мероприятия материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Бурятия.

Протоколы об административном правонарушении не составлялись.

В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату РБ о принятых решениях и мерах в установленные сроки.

В связи с камеральной формой проведения контрольного мероприятия фотографии отсутствуют.