На заседании Коллегии Счетной палаты 11 июня 2024 года рассмотрен отчет аудитора Раднаевой Л.Ц. о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета приемным семьям и опекунам, в том числе на содержание детей (2022-2023 годы)», проведенного в соответствии с пунктом 46 Плана работы Счетной палаты на 2024 год.
В докладе отмечено следующее.
В Республике Бурятия ведется активная работа по развитию системы защиты прав детей, устройству детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, профилактике социального сиротства, которое является на сегодня существенной проблемой детства в Республике Бурятия, как и в целом в Российской Федерации.
Органами, участвующими в предоставлении государственной услуги, связанной с выплатами приемным семьям и опекунам, являются:
- органы опеки и попечительства муниципальных образований, которые определяют детей под опеку в приемные семьи и опекунам, назначают вознаграждение приемным родителям и денежные средства на содержание ребенка приемным родителям и опекунам;
- РГУ «Центр социальной поддержки населения» и его подразделения, предоставляющие государственную услугу по выплате денежных средств приемным родителям и опекунам;
- Министерство социальной защиты населения РБ, осуществляющее контроль за предоставлением государственной услуги.
Объем средств, выделенный из республиканского бюджета, на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, составил: в 2022 году - 307 442,3 тыс. руб., в 2023 году - 374 125,2 тыс. руб.; на выплаты приемной семье на содержание подопечных детей в 2022 году - 160 734,0 тыс. руб., в 2023 году - 179 104,9 тыс. руб.; на выплаты семьям опекунов на содержание подопечных детей в 2022 году - 211 704,2 тыс. руб., в 2023 году - 229 284,0 тыс. руб.; на реализацию мер социальной поддержки приемным семьям в 2022 году - 4 024,2 тыс. руб., в 2023 году - 4 707,5 тыс. руб.
По результатам проведенного анализа нормативных правовых актов, принятых в Республике Бурятия, по отдельным нормативно-правовым актам требуется внесение изменений, в том числе в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством. Имеются замечания по договорам с приемными родителями, по ведению личных дел подопечных, по программному комплексу АС «Адресная социальная помощь», а также к отчетам приемных родителей и опекунов о расходовании средств.
В результате выборочной проверки общая сумма выявленных нарушений составила 1 087,7 тыс. руб., в том числе, связанные с ведением бухгалтерского учета – 917,1 тыс. руб., неправомерно назначенные и выплаченные суммы – 124,5 тыс. руб.
На коллегии Счетной палаты принято решение направить Представления для принятия мер по устранению нарушений в Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и в РГУ «Центр социальной поддержки населения»; материалы проверки направить Главе Республики Бурятия, в Народный Хурал Республики Бурятия.
По результатам контрольного мероприятия внесено 2 Представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений в адрес: Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 11.06.2024 № 35), РГУ «Центр социальной поддержки населения» от 11.06.2024 № 36.
Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия предложено:
1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения, разработать план мероприятий.
2. Инициировать внесение изменений в нормативные правовые акты Республики Бурятия, правовые акты министерства, в целях устранения нарушений и оптимизации работы.
3. Провести работу с органами опеки и попечительства органов местного самоуправления по оптимизации работы и недопущению замечаний, установленных в ходе проверки.
РГУ «Центр социальной поддержки населения» предложено:
1. Принять меры по устранению нарушений и замечаний, а также причин и условий, повлекших нарушения, разработать план мероприятий.
2. Провести инвентаризацию задолженности по выплатам средств опекунам и приемным родителям, отразить результаты в бухгалтерском учете и в отчете по состоянию на 01.10.2024.
3. Организовать ведение бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности по выплатам. Определить в учетной политике основания для принятия к учету, списания, перенесения на забалансовые счета задолженности с учетом сроков исковой давности.
4. Организовать совместно с министерством ведение претензионной работы с должниками средств республиканского бюджета.
5. Проработать с разработчиками АС АСП возможность выборки и автоматической выгрузки протоколов по задвоению, наступлению (окончанию) сроков выплат, автоматическому перерасчету при индексации (при необходимости), другим основаниям.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении в установленном порядке к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Проверка проводилась камерально |