28.02.2025 года на заседании Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия заслушан отчет Заместителя Председателя Счетной палаты РБ Шапхаева А.Б. о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств субсидий из республиканского бюджета, предоставленных Министерством экономики Республики Бурятия местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на развитие общественной инфраструктуры в 2023-2024 годах», проведенного в соответствии с пунктом 50 Плана работы Счетной палаты Республики Бурятия на 2024 год, пунктом 27 Плана работы Счетной палаты Республики Бурятия на 2025 год.
В результате проведенного контрольного мероприятия установлено следующее:
Министерством экономики Республики Бурятия при распределении субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципальным образованиям республики в связи с использованием некорректных данных о численности населения, округлений допущены несоответствия в объемах субсидии в разрезе районов и городов республики.
Анализ представленных документов выявил недостатки организации проведения процедуры согласования в Министерстве, в части необоснованного приема и подписания (согласования) документов, в том числе отчетов, данные которых противоречат требованиям утвержденных Правил и Порядка предоставления субсидий.
Министерством экономики Республики Бурятия в проверяемом периоде выездные проверки использования средств субсидии на развитие общественной инфраструктуры в муниципальных образованиях не проводились.
Проведенные Счетной палатой выездные проверки муниципальных образованиях Иволгинский район, Заиграевский район, Селенгинский район, Тарбагатайский район, установили наличие следующих нарушений:
Всего за проверяемый период установлено финансовых нарушений 11 199,2 тыс. рублей (в 2023 году – 10 556,7 тыс. рублей, в 2024 году – 642,5 тыс. рублей), в том числе:
1) 250,0 тыс. рублей – нецелевое использование бюджетных средств, включая:
- 250,0 тыс. рублей по 2024 году (МО «Селенгинский район», мероприятие «Капитальный ремонт водозаборной скважины Новоселенгинской врачебной амбулатории п. Новоселенгинск»);
2) 826,5 тыс. рублей – неправомерно оплачено за фактически не выполненные работы в 2023 году, в том числе:
- 799,3 тыс. рублей по МО «Иволгинский район» (3,5 тыс. рублей – мероприятие «Выполнение работ по ограждению территории ИРЦДО в с. Иволгинск: 2 этап-Выполнение работ по устройству металлического ограждения с воротами и калиткой», 289,0 тыс. рублей – мероприятие «Поставка и монтаж оборудования (дымовая труба, циклоны, дымососы, на котельную СХТ с. Иволгинск, 506,8 тыс. рублей – мероприятие «Ремонт системы газоходов на котельной СХТ с.Иволгинск»);
- 13,3 тыс. рублей по МО «Селенгинский район» (5,6 тыс. рублей – мероприятие «Благоустройство территории по ул. Комсомольская, 24, п. Бараты», 7,6 тыс. рублей – мероприятие «Благоустройство Площади воинской славы по ул. Ленина 52, п. Новоселенгинск»),
- 13,9 тыс. рублей - по МО «Тарбагатайский район» (мероприятие «Ремонт в рамках модернизации детской библиотеки МО ЦБС «Тарбагатайский район» с. Тарбагатай»);
3) 216,6 тыс. рублей – необоснованные расходы, включая:
- 51,6 тыс. рублей по 2023 году, в том числе: 2,1 тыс. рублей по МО «Иволгинский район» (мероприятие «Выполнение работ по капитальному ремонту отопительной системы в блоке «С» 1 этажа детского сада «Рябинка» с. Сотниково»), 49,5 тыс. рублей по МО «Селенгинский район» (14,7 тыс. рублей по мероприятию «Устройство наружного освещения по ул. Садовая, п. Темник», 34,8 тыс. рублей по мероприятию «Капитальный ремонт МБДОУ «Селен-Енхорский детский сад у. Енхор»);
- 165,0 тыс. рублей по 2024 году, по МО «Селенгинский район» (125,3 тыс. рублей по мероприятию «Капитальный ремонт филиала Ацульского сельского Дома культуры МАУ РДК «Шахтер» МО «Селенгинский район», п. Темник», 39,7 тыс. рублей – по мероприятию «Благоустройство памятника имени В.И. Ленина, с. Гусиное Озеро»);
4) 680,8 тыс. рублей – неэффективное использование бюджетных средств, включая:
- 553,3 тыс. рублей по 2023 году, в том числе: 542,4 тыс. рублей по МО «Иволгинский район» (398,0 тыс. рублей по мероприятию «Поставка и монтаж оборудования (дымовая труба, циклоны, дымососы) на котельную СХТ с. Иволгинск», 22,0 тыс. рублей по мероприятию «Приобретение и установка малых архитектурных форм в МДОУ «Солнышко» с. Кокорино», 114,2 тыс. рублей по мероприятию «Выполнение работ по капитальному ремонту отопительной системы в блоке «С» 1 этажа детского сада «Рябинка» с. Сотниково», 8,2 тыс. рублей по мероприятию «Ремонт деревянных полов в доме в доме культуры с. Гурульба», 10,8 тыс. рублей по МО «Селенгинский район» (мероприятие «Капитальный ремонт помещения для противопожарной емкости МБУ «Таежная ООШ» п. Таежный»;
- 127,5 тыс. рублей по 2024 году, в том числе: 37,5 тыс. рублей по МО «Иволгинский район» (мероприятие «Ремонт здания гаража МАУ «Районный методический культурно-досуговый центр «МИР»), 90,1 тыс. рублей по МО «Селенгинский район» (20,0 тыс. рублей мероприятие «Устройство наружного освещения по ул. Советская, Комсомольская. Профсоюзная, Юбилейная, Октябрьская п. Бараты», 18,9 тыс. рублей мероприятие «Капитальный ремонт водозаборной скважины по ул. Степная п. Бараты», 51,2 тыс. рублей мероприятие «Капитальный ремонт кровли МБОУ Жаргалантуйской ООШ у. Жаргаланта»;
5) 85,4 тыс. рублей – нарушение правил ведения бухгалтерского учета в МО «Заиграевский район» (мероприятие «Устройство системы видеонаблюдения МБОУ «Ацагатская СОШИ»);
6) 9 140,0 тыс. рублей – прочие финансовые нарушения, включая:
- 9 040,0 тыс. рублей по 2023 году, в том числе 7 040,0 тыс. рублей по МО «Заиграевский район» (900,0 тыс. рублей мероприятие «Приобретение и установка котла Квр-0,63 в школьную котельную с. Челутай 24км», 150,0 тыс. рублей мероприятие «Демонтаж трубы котельной МУ МОП ЖКХ «Заиграево» в с. Челутай 3км», 2 995,0 тыс. рублей мероприятие «Разработка проектно-сметной документации по объекту Капитальный ремонт железобетонного моста через р. Илька км 22+720 на автомобильной дороге «Подъезд от автодороги Онохой-Заиграево-Новая Брянь-Старая Брянь к с. Илька, с прохождением экспертизы», 2 995,0 тыс. рублей мероприятие «Разработка проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт деревянного моста через р. Курба и подходов к нему на автомобильной дороге «Подъезд к с. Ангир» в Заиграевском районе Республики Бурятия, с прохождением экспертизы»), 2 000,0 тыс. рублей по МО «Тарбагатайский район» («Приобретение котельного оборудования в СП «Десятниково», «Десятниковская СОШ», в СП «Большекуналейское», «Большекуналейская СОШ»).
- 100,0 тыс. рублей по 2024 году, по МО «Селенгинский район» на финансирование мероприятия «Благоустройство Площади воинской славы по ул. Ленина, 52 п. Новоселенгинск».
Также установлен ряд нефинансовых нарушений, связанных с заменой видов работ, модификации оборудования в ходе проведения мероприятий, с отсутствием у подрядчика необходимых кодов ОКВЭД, отсутствием детальной расшифровки приобретаемого оборудования, выполняемых работ в наименованиях мероприятий, несоответствий требований пунктов заключенных договоров друг другу, несоответствию наименований выполненных работ (оказанных услуг) в документах-основаниях утвержденных перечнях мероприятий, ссылок в ряде документов на недействующие нормативные правовые акты Республики Бурятия, проведения работ до заключения соответствующих договоров с подрядчиками.
Министерству экономики Республики Бурятия направлено Представление с предложениями для устранения выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков принять следующие меры:
1. Внести изменения в Порядок предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства РБ от 31.05.2013 № 272, в части корректировки:
1.1. должностей, имеющих право подписи, отраженных в утвержденных типовых формах;
1.2. расчета размера субсидий, выделяемых из республиканского бюджета бюджету муниципального образования, утвержденного пунктом 8.1 порядка предоставления субсидий, в части детализации данных по численности населения (по состоянию на 1 января текущего финансового года), с отражением источника получения этих данных (данные статистической отчетности, официально представленные соответствующими органами), а также отражением алгоритма округления размера рассчитанных субсидий;
1.3. включения алгоритма особенностей расчета размера субсидии, выделяемой из республиканского бюджета в течение финансового года;
1.4. порядка возврата субсидии при выявлении фактов причинения ущерба республиканскому бюджету.
2. Распределение средств субсидии на развитие общественной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований Республики Бурятия осуществлять в рамках требований порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства РБ от 31.05.2013 №272.
3. Усилить контроль за использованием получателями предоставленных субсидий на развитие общественной инфраструктуры в рамках выполнения полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных статьей 158 БК РФ.
4. Рассмотреть вопрос об организации работы по восстановлению неправомерно оплаченных сумм, установленных в проверенных муниципальных образованиях.
5. В установленном порядке привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, отмеченные в акте проверки.
- Направлены Информационные письма в муниципальные образования Иволгинский район, Заиграевский район, Селенгинский район, Тарбагатайский район с предложениями:
- Принять меры по восстановлению в республиканский бюджет неправомерно оплаченных сумм субсидии за фактически не выполненные работы;
- Обеспечить контроль за использованием предоставляемых субсидий на развитие общественной инфраструктуры;
- В установленном порядке привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, отмеченные в акте проверки.
По результатам мероприятия направлены материалы проверки в Прокуратуру Республики Бурятия.
В ходе проведения проверки в отношении главы МО СП «Новоселенгинское» составлен протокол от 07.02.2025 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с законодательством органы государственной власти и государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, объекты проверки обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых решениях и мерах в установленные сроки.