Счетная палата Российской Федерации оценила влияние деятельности институтов развития Дальнего Востока и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток

Итогом проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Оценка влияния деятельности институтов развития Дальнего Востока и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток на достижение целей ускоренного социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа», результаты которого Счетная палата Российской Федерации опубликовала в 1 квартале 2022 года, стал вывод о том, что институты развития Дальнего Востока и действующие на территории округа преференциальные режимы в целом способствуют опережающему развитию региона. За время их действия в ДФО созданы новые рабочие места, запущены новые проекты, в которые привлечены значительные инвестиции. Однако, как показал анализ Счетной палаты, полученные эффекты пока неустойчивы и неоднородны.

Аудитор Наталья Трунова сообщила на Коллегии, что Счетной палатой Российской Федерации совместно с экспертами Центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС был рассчитан интегральный индекс социально-экономического развития муниципальных образований, где действуют режимы территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). Исходя из полученных значений индекса, в 2013-2020 годах уровень развития большинства муниципалитетов ДФО вырос в среднем почти на 18%. Однако динамика везде очень разная. Так, быстрее значения индекса росли в тех муниципальных образованиях, где одновременно функционировали режимы ТОР и СПВ. При этом в отдельности Свободный порт Владивосток пока не дает положительных эффектов для развития муниципальных образований».

По мнению Счетной палаты, эффективность оказываемых Дальнему Востоку мер поддержки ограничивают системные проблемы как в деятельности самих институтов развития, так и в механизмах функционирования префрежимов. Так, в госпрограмме развития ДФО не закреплены планируемые эффекты от деятельности институтов развития, а ключевые показатели их эффективности носят краткосрочный характер и не связаны с национальными целями развития страны и Дальнего Востока.

Что касается префрежимов, то стратегические цели их применения не выделены отдельно для каждого дальневосточного региона и не учитывают их социально-экономические особенности. Кроме того, нет четкой системы целей для каждого ТОР и СПВ в отдельности, равно как и единого подхода к разработке перспективных планов их деятельности. На первое декабря 2021 года не были утверждены пять из 22 планов ТОР, а 10 из 17 действующих планов не корректировались с даты их утверждения. Установленные в планах показатели эффективности не выполняются. При этом федеральные затраты на инфраструктуру первых 14 созданных ТОР увеличились в реальном выражении более чем в три раза. Что касается перспективного планирования в отношении Свободного порта Владивосток, то оно на данный момент вообще не предусмотрено. По мнению аудитора, это может помешать ведению мониторинга эффективности налоговых расходов, обусловленных этим режимом.

Еще одна проблема, отмеченная Счетной палатой, – отсутствие у институтов развития согласованной политики привлечения инвесторов в ТОР и СПВ.

В настоящее время не предусмотрено участие регионов в отборе инвестпроектов, не поставлены задачи кооперации и кластеризации предприятий. Даже внутри наиболее передовых ТОР нет задачи внедрения современных технологий и роста экспортной выручки. Перед новыми инвестпроектами, претендующими на господдержку, не поставлены задачи по обеспечению качества создаваемых рабочих мест. Причем раньше в госпрограмме ДФО такой показатель был, но затем его исключили.

Также Счетная палата обратила внимание на постоянные корректировки объемов финансирования, которое федеральный бюджет направляет на строительство объектов инфраструктуры ТОР, что, по мнению аудитора, говорит о невысокой степени обоснования бюджетных расходов на создание инфраструктуры ТОР. В прошлом году почти 70% расходов на эти цели было исполнено в декабре. В результате сроки ввода инфраструктуры переносятся.

Не совершенна и действующая методика мониторинга эффективности дальневосточных ТОР: в ней не установлены пороговые значения показателей, не учитываются предоставляемые резидентам отраслевые субсидии, бюджетные инвестиции и льготы по страховым взносам на обязательное социальное страхование. В связи с этим контрольное ведомство предложило внести в методику соответствующие изменения, а также установить отсутствующие на момент проверки критерии оценки эффективности функционирования Свободного порта Владивосток.

Наталья Трунова в итоге отметила, что развитие ТОР на следующем этапе требует учета специфики регионов, в которых они функционируют, в том числе наличия факторов, сдерживающих социальное и экономическое развитие, природно-климатические особенности, численность трудовых ресурсов, возможность их привлечения и другие.

Источник: Сайт Счетной палаты Российской Федерации https://ach.gov.ru/checks/instityti_razvitia_DFO