Счетная палата Российской Федерации проанализировала использование механизмов предоставления субъектам РФ бюджетных кредитов и реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам для снижения долговой нагрузки на консолидированные бюджеты регионов

Счетная палата Российской Федерации проанализировала использование механизмов предоставления субъектам РФ бюджетных кредитов и реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам для снижения долговой нагрузки на консолидированные бюджеты регионов 24.06.2024

Счетной палатой России опубликованы результаты проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ изменения уровня долговой нагрузки консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в результате принятых Правительством Российской Федерации мер, предусматривающих предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета и реструктуризацию обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам».

Целью мероприятия был анализ выполнения задачи по уменьшению долгового бремени регионов и оказанию помощи регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности, которая была поставлена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ от 21.04.2021 года.

Для реализации этой задачи в 2020–2022 годах субъектам РФ была предоставлена поддержка на общую сумму 2,8 трлн рублей, в том числе: предоставлено бюджетных кредитов на 1,6 трлн рублей и инфраструктурных кредитов на 253,9 млрд рублей; проведена реструктуризация обязательств регионов по бюджетным кредитам на 877,4 млрд рублей.

Установлено, что за 3-летний период с 2020 по 2022 годы консолидированный долг субъектов РФ увеличился с 2,5 до 3,2 трлн рублей (на 27%). Основной объем в нем приходится на бюджетные кредиты, доля которых выросла с 39 до 70%. Доля рыночных заимствований снизилась с 58 до 28,7% (в основном снизился объем коммерческих кредитов – с 835,2 до 241,1 млрд рублей, в 3,5 раза).

Объем расходов на обслуживание консолидированного долга субъектов РФ за 2020-2023 годы сократился с 100,5 до 82,9 млрд рублей (на 17,5 млрд рублей или на 17,4 %), что обусловлено замещением рыночных заимствований бюджетными кредитами.

Снижение общего уровня долговой нагрузки на консолидированные бюджеты регионов с 26,7 до 20,5% за период 2020–2022 годов обеспечено более высоким темпом роста собственных доходов регионов по сравнению с ростом регионального госдолга.

По мнению Счетной палаты России, принятые Правительством Российской Федерации меры по предоставлению бюджетных кредитов и реструктуризации обязательств регионов оказали в анализируемом периоде небольшое влияние на снижение долговой нагрузки. Реструктуризация обязательств региона перед федеральным бюджетом не влияет на уровень долга регионов. Предоставление бюджетных кредитов на замещение рыночного долга влияет на изменение структуры государственного долга регионов, оставляя объем долга при этом на прежнем уровне. Предоставление инфраструктурных кредитов значительно увеличивает государственный долг регионов, при этом поступление доходов от реализации инфраструктурных проектов в региональные бюджеты носит отложенный характер. Подробнее…

Источник: Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации