Счетной палатой Республики Бурятия представлены экспертизы на проекты изменений государственных программ Республики Бурятия

Счетной палатой Республики Бурятия представлены экспертизы на проекты изменений государственных программ Республики Бурятия 10.12.2024

Заместителем Председателя и аудиторами Счетной палаты Республики Бурятия представлены в комитетах Народного Хурала Республики Бурятия экспертизы проектов изменений государственных программ Республики Бурятия (далее – ГП РБ), проведенные в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 №2359-III «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» (далее - Закон РБ «О бюджетном процессе»).

Счетной палатой, в частности, отмечено, что проекты изменений государственных программ представлены с нарушением сроков, установленных абзацем 2 части 3 статьи 43 Закона РБ «О бюджетном процессе».  

В нарушение части 3 статьи 43 Закона РБ «О бюджетном процессе» Правительством Республики Бурятия проект одного из паспортов согласованы Министерством экономики Республики Бурятия в отсутствие заключения Министерства финансов Республики Бурятия.

В нарушение абзацев 3,4 части 3 статьи 43 Закона РБ «О бюджетном процессе» одновременно с проектами двух ГП РБ не представлены пояснительные записки, содержащие обоснование необходимости принятия государственных программ, а также обоснования необходимости изменения объемов финансирования в разрезе основных мероприятий подпрограмм и источников их финансирования. Представленные пояснительные записки к большинству ГП РБ сформированы формально и в большинстве своём не раскрывают сути вносимых изменений.

В Методических рекомендациях по разработке, реализации и мониторингу государственных программ Республики Бурятия и о внесении изменений в приказ Министерства экономики Республики Бурятия от 26.09.2013 № 67 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Республики Бурятия», утвержденных приказом Министерства экономики Республики Бурятия от 28.07.2023 № 11-НП (далее – Методические рекомендации), имеются разночтения в части определения ответственного исполнителя государственной программы, которые в целях единого подхода требуют устранения.

 Во всех паспортах государственных программ в разделе I «Основные положения» по строке «Ответственный исполнитель государственной программы» указаны Ф.И.О. руководителя ИОГВ, что соответствует форме паспорта госпрограммы, утвержденной приложением № 2 Методических рекомендаций.  

Однако, исходя из терминологии, приводимой в п.4 Методических рекомендаций, «ответственный исполнитель государственной программы» - исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, либо иной главный распорядитель средств соответствующего бюджета, определенный Правительством Республики Бурятия в качестве ответственного исполнителя государственной программы, отвечающего в целом за формирование и реализацию государственной программы.

По результатам проведения экспертизы проектов изменений в ГП РБ установлены замечания по всем госпрограммам.

1. В паспортах ГП РБ не внесены корректировки в части отражения в них нормативных правовых документов Российской Федерации стратегического характера, потерявших свою актуальность и без указания национальных целей.

2. В нарушение подпункта «в» пункта 78 Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 13.07.2023 № 400 (далее – Порядок) объемы финансового обеспечения за 2024 год, отраженные в трех проектах государственных программ, не приведены в соответствие с показателями сводной бюджетной росписи на 1 июля текущего года. Объемы финансового обеспечения на 2024 год отсутствуют в одной госпрограмме, что ведет к искажению объема финансового обеспечения государственной программы.

3. В большинстве ГП РБ в нарушение пунктов Порядка:

- п.41 - объемы финансового обеспечения реализации I этапа и II этапа не отражают источник финансового обеспечения - местный бюджет;

- п.44 - проектами паспортов государственных программ не предусмотрены показатели финансового обеспечения реализации государственных программ вне планового периода, которые, в соответствии с указанной нормой, определяются исходя из предельного объема расходов на реализацию государственных программ в соответствии с бюджетным прогнозом Республики Бурятия на долгосрочный период.  

В свою очередь, показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Бурятия на период их действия (до 2035 года) утверждены Распоряжением Правительства РБ от 17.02.2023 № 83-р «Об утверждении Бюджетного прогноза Республики Бурятия на период до 2035 года».

- п. 114 - имеется отсылка на «бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита областного бюджета в информационную систему», что требует соответствующей корректировки.

4. Отсутствует единый подход при принятии решений о продлении сроков реализации структурных элементов государственных программ в Республике Бурятия – некоторые региональные проекты и комплексы процессных мероприятий продлеваются до 2026-2027 годы, либо принимается решение о их действии на период с 2019 по 2030–2035 годы.

5. Отсутствует единый подход к определению в разделе 1 «Основные положения» объемов финансового обеспечения за весь период реализации.

6. В ряде государственных программ актуализируются данные об оценке текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития по состоянию на 2023, 2024 гг. Отмечено, что сформированный подход к ежегодному обновлению данных о текущем состоянии в сфере охраны окружающей среды является необоснованным и Порядком не урегулирован, поскольку может исказить картину достигнутых результатов по мере реализации государственной программы в динамике по отношению к базовому периоду.

7. В нарушение п. 46 Порядка в большинстве ГП в разделах «Финансовое обеспечение государственной (комплексной) программы» доходы от приносящей доход деятельности учреждений не учтены.

8. В нарушение п. 27 Методических рекомендаций цели государственных программ не содержат целевого значения показателя, отражающего конечный социально-экономический эффект от реализации государственной программы на момент окончания реализации этой государственной программы.

С учетом изложенного и при наличии в пакете предоставленных документов письменных согласований Комитета по проектному управлению Администрации Главы РБ и Правительства РБ, Министерства финансов РБ и Министерства экономики РБ проектов изменений ГП РБ без замечаний и предложений, Счетной палатой Республики Бурятия отмечено, что проекты изменений ГП РБ разработаны без соблюдения требований Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 13.07.2023 № 400.