27.05.2024 года на заседании Коллегии Счетной палаты рассмотрена информация аудитора Счетной палаты Алхуновой О.С. о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета за 2023 год», проведенного в соответствии с пунктом 10 Плана работы Счетной палаты на 2024 год.
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ, статьей 33 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 № 2359-III (ред. от 28.11.2022) «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» годовой отчет об исполнении республиканского бюджета до его представления в Народный Хурал Республики Бурятия подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов средств республиканского бюджета и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета.
Представленный годовой отчет об исполнении республиканского бюджета в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства.
В течение 2023 года в первоначальную редакцию Закона о республиканском бюджете изменения вносились 5 раз. Параметры республиканского бюджета на 2023 год в окончательной редакции утверждены в следующих значениях: общий объем доходов в сумме 117 604 178,7 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы – 49 008 350,8 тыс. руб. и безвозмездные поступления в сумме 68 595 827,9 тыс. руб.; общий объем расходов в сумме 127 402 565,4 тыс. руб.; дефицит республиканского бюджета в сумме 9 798 386,7 тыс. руб. Общий объем ассигнований по сводной бюджетной росписи составил 130 909 909,6 тыс. руб., что на 3 507 344,1 тыс. руб. (2,7 %) больше расходов, утвержденных Законом о бюджете.
За 2023 год в доходы республиканского бюджета поступило 120 753 965,7 тыс. руб. (что выше бюджетных назначений на 102,7 %), из них налоговых и неналоговых доходов – 49 963 503,7 тыс. руб.; безвозмездных поступлений – 70 790 462,0 тыс. руб. По сравнению с 2022 годом показатель объема поступлений в республиканский бюджет увеличился на 5,7 %, что связано преимущественно с увеличением налоговых доходов.
Положительная динамика наблюдается по всем доходным источникам: налог на прибыль организаций вырос на 45,5 %; налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами на 60 %; акцизы на 8,8 %, УСНО на 7,2 %, НДФЛ на 2,4 %. Исключение составила группа имущественных налогов по сравнению с 2022 годом её поступление уменьшилось на 1,5 %. Объем безвозмездных поступлений по сравнению с 2022 годом уменьшился на 1,1 % или на 814 994,5 тыс. руб.
Расходы бюджета исполнены в сумме 128 827 571,83 тыс. руб. или 98,4 % показателя сводной бюджетной росписи. В структуре расходов наибольший удельный вес составили расходы по разделам «Социальная политика», «Образование» и «Национальная экономика». Неисполненные назначения за 2023 год составили 2 082 337,82 тыс. руб. По сравнению с 2022 годом показатель объема расходов увеличился на 7,68 %. Наибольшее увеличение, как и в 2022 году наблюдается по расходам на «Национальную оборону» и «Охрану окружающей среды».
В 2023 году реализовывались 25 государственных программ Республики Бурятия. По факту реализации программные расходы составили 124 162 504,1 тыс. руб. Исполнение составило 98,6 % от утвержденных бюджетных назначений. Наибольший удельный вес в общей сумме программных расходов за 2023 год, как и в 2022 году занимают расходы по госпрограммам «Развитие образования и науки»; «Социальная поддержка граждан»; «Развитие здравоохранения». В 2023 году общий объем средств по сравнению с 2022 годом по госпрограммам увеличился на 7,98 %.
Государственный долг Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2024 составил 34 997 827,6 тыс. руб. В структуру государственного долга включен остаток задолженности по привлеченным бюджетным кредитам – 26 749 072,8 тыс. руб.; остаток задолженности по коммерческим кредитам – 8 240 200,0 тыс. руб.; остаток задолженности по обслуживанию государственного долга – 14 153,2 тыс. руб. и государственная гарантия в объеме 8 554,8 тыс. руб. (выплаты из республиканского бюджета по возможным гарантийным случаям в 2023 году не производились). Расходы на обслуживание государственного долга составили 124 367,6 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года государственный долг в 2023 году увеличился на 11 568 724,5 тыс. руб. (49,4 % или почти в 1,5 раза) за счет привлечения кредитов кредитных организаций; бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Средства дорожного фонда Республики Бурятия в 2023 году увеличились почти в 1,1 раза с 8 849 355,1 тыс. руб. до 9 307 638,6 тыс. руб. Рост объема дорожного фонда в 2023 году по отношению к аналогичному периоду 2022 года составил в сумме 729 377,4 тыс. руб. или 108,5 % (для сравнения 2022 год – 8 578 261,2 тыс. руб.).
Средства резервных фондов Правительства Республики Бурятия в сумме 639 990,039 тыс. руб. в основном направлены на финансирование мероприятий по разделам расходов: 1000 «Социальная политика» – 588 448,380 тыс. руб. (92,0 %); 1400 «Межбюджетные трансферты» – 43 355,370 тыс. руб. (6,8 %). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года кассовый расход средств резервных фондов на непредвиденные расходы Правительства Республики Бурятия и на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий увеличился на 129 856,4 тыс. руб. или на 25,5 % (в 2022 году – 510 851,5 тыс. руб.).
По состоянию на 01.01.2024 дебиторская задолженность составила 177 663 248,37 тыс. руб., кредиторская задолженность – 35 605 456,26 тыс. руб. Дебиторская задолженность по расходам республиканского бюджета в течение 2023 год увеличилась на 14,7 %; кредиторская задолженность увеличилась на 34 %.
Заключение на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета подготовлено с использованием результатов внешней проверки отчетности главных администраторов бюджетных средств. Бюджетная отчетность за 2023 год представлена всеми 30 главными администраторами бюджетных средств. По каждому главному администратору средств по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности оформлены заключения.
Как показала внешняя проверка, при составлении годовой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств не всегда соблюдались требования приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Выявленные нарушения не оказали существенного влияния на достоверность бюджетной отчетности.Проверка проводилась камерально |